Новое гражданское общество без граждан

Вячеслав Абрамов
Общество есть совокупность отношений между людьми, исторически развивающаяся в процессе их совместной деятельности (по К. Марксу).

Есть у нас такое общество? Несомненно, есть. Бывший наш главный классик ввёл понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации». По Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом.
      
Наиболее продвинутым сейчас является системный подход к обществу как системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи.
Его родоначальник А. Малиновский вывел, что общество нужно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении.

Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию, норм и правил организации, а это в свою очередь требует управленческих институтов.

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырёх основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.
Экономическая сфера обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.
Социальную сферу представляют этнические общности людей, различные классы и другие социальные группы.
Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.
Духовная сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.п.
      
Однако, по любой из трактовок общество сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил. А вот этого у нас, извините, но как-то уже нет. Ну, кроме одной оставшейся общепринятой ценности - денег. Что порушили, что извратили, а замены не нашли. Даже в начале брежневской эпохи ещё было чувство общности, движения к одной заветной цели. Теперь говорят, что движение было не в ту сторону.
      
А как встраивается в «общее общество» гражданское общество? По идее, гражданское общество состоит из настоящих граждан, т.е. людей, обладающих правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан - его членов.
      
Посмотрим, «как у них», то бишь у других. Далеко улетать не будем. Вот месяца два тому назад в Грузии вскрылись факты пыток в тюрьмах. Это всколыхнуло всю страну, а не только «Интернет-сообщество». Люди вышли на улицу, руководители подали в отставку, должностные лица уволены, виновные – привлечены к уголовной ответственности.
      
Теперь у нас. В Копейской ИТК № 6 – беспредел с поборами и издевательствами, который привёл к забастовке (на бунт действия зеков не тянут). Вроде бы всколыхнулись СМИ и «Интернет-сообщество». Были назначены комиссии, одного стрелочника отправили в отставку. По фактам злоупотреблений своим положением сотрудниками колонии возбуждены уголовные дела. У самого президента на контроле!
И всё, на этом все успокоились. Те, кто случайно попал под раздачу ОМОНу, вытерли кровавые сопли и тоже успокоились. Для тех, кто не захотел успокаиваться, создали ещё одну комиссию. «Кому положено и с кем положено разберутся» – зазвучала мантра.
Ещё одна мантра, которая не умолкает никогда: «это не моё дело», а я тут при чём?».
      
Неужели никто не понял, что дело не только в вертухаях отдельно взятой колонии? Это система, причём система не исправительная, а сугубо производственная и эксплуататорская, приносящая баснословные неучтённые доходы, которые растворяются где? Неужели только в карманах «воспитателей – исправителей»?
      
Все прекрасно всё понимают. Покричать и пописАть в блоге о коррупции – это можно, никто на это уже давно не обращает внимания. А вот всё более радикальное – это уже угроза собственной сытости и благополучию. Все понимают, что система, которая извлекает сверхдоход, ничего такого радикального не простит. Страшно становится. Поэтому все начинают повторять мантры.
      
Допустим, эти тюремные события мало кого коснулись. Но у нас сейчас у пенсионеров отбирают половину пенсии на оплату потребностей ЖКХ, и что у нас по этому поводу колышется? Блогосфера, и та этого вопроса почти не касается.
Я далеко не пророк, но почему-то мне кажется, что могильщиком существующего режима может стать не оппозиция с её восторженными иллюзиями о возрождении гражданского общества, а именно… ЖКХ.
В провинции, и особенно на селе, каждый пенсионер кормит или подкармливает одного-двух неработающих детей, да ещё и вместе с внуками. Село конечно отпадает, там нет бандита-ЖКХ. Но небольшие города, где никакой работы нет, уже начинают стонать.

«Этот стон у нас песней зовется… - как писал поэт, -
«Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..»
      
Однако, Коля Некрасов тогда ошибался, будучи в депрессии…
      
Однако и меня занесло. Вернёмся к тому, что у нас ещё как бы колышется – к «Интернет-сообществу».
В Интернет по данным Минкомсвязи РФ у нас ходит примерно 70 млн. человек или 49%. Верится с трудом, но впечатляет. Однако тут тоже обольщаться не стоит. В Интернете и читателей-то почти не осталось, одни только зрители. Посмотрел заголовок, взглянул на череду букоф. Если зацепило, - на чём-то остановился, сверил с направленностью головы, той же головой или кивнул, языком поцокал «ай-яй-яй, что творится», или матюкнулся – и всё, защёлкал мышкой дальше. Тепло, мухи не кусают, эго радуется: «хорошо, что это не со мной».
      
Молодёжь только смотрит фото и видео. Не надо читать, почти не надо размышлять, только хавай. Ещё лучше, когда ржачно. Если так, без разбору,  хавать в общепите, - стошнит, а тут ничего, всё лезет, не перевариваясь, оседая в виде дерьма.
      
Если кто в сетях выступает, то больше с целью показать: вот какой я умный! Получил подкрепление чувства собственной важности – и купается в его лучезарных лучах. Современная «Ярмарка тщеславия».
      
Интернет виртуально объединяет только одноклассников и близких по интересам и взглядам людей. Такое объединение комфортно, ни к чему не обязывает, можно ограничиться только приятными эмоциями. Что-то не понравилось – оплевал всех вокруг и просто отключился.
      
Тех, у кого направленность головы не совпадает, Интернет разделяет. Посмотрите, какой идёт срач и какие случаются холивары на дискуссионных площадках по религиозным, межнациональным вопросам. И как это уже аукается в реальной жизни, одна «невинность мусульман» чего стоит. Конечно, не сам Интернет разделяет, а те же люди и принцип управления людей людьми – «разделяй и властвуй».
      
Теперь, когда этот принцип озвучен, вернёмся к самому обществу. Наше общество связывает только материальное – место проживания, экономические связи, общие институты и структуры.
Духовно всё общество уже не объединяет ничего. Убедительный тому показатель: при опросах от 60 до 70% заявляют, что при возможности готовы эмигрировать в другую страну. «Эхо Москвы» на днях озвучивало цифру 89%. Вот так гражданское общество!

Опросы производятся у городского населения, поэтому «невыездной  базис» остаётся на селе. А что и как там? А там пьют. С утра выпил – весь день свободен. Выросла картошка – будет самогон.
      
Есть конечно отдельные сообщества, связывающие людей не только потреблятством. Но эти сообщества не очень-то сообщаются между собой в плане гражданском. Их регулярно между собой разводят. Кто, почему, зачем? Козьма Прутков советовал: зри в корень! Зрим: кому это выгодно? Нужно ли власть имущим сплочённое гражданское общество? - Молчать, поручик!!! (прошу пардон, если кто-то не слышал анекдоты про поручика Ржевского).

И вот он, опять принцип «разделяй и властвуй». Они разделяют, мы разделяемся, оскорбляемся кто национальными, кто религиозными чувствами.
Они властвуют, мы терпим и молчим, «чур не меня». Нас грабят, мы смотрим, «не до жиру, быть бы живу». Спаивают – пьём, не лечат – умираем. Старикам в больницах без обиняков говорят: «А что же вы хотите, уже пора…». Для бюджета накладно их содержать вместе с мутным пенсионным фондом.
      
«…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» - кто сказал? Сказал Матфей, передавая слова Иисуса Христа, который хотел человечество спасти. Или это не авторитетное мнение?
      
Посмотрим правде в глаза: наше общество есть общественно-инертная масса, векторы силы частиц которой направлены на себя, на желание получать только для себя.
Такая масса управляется (вернее – стабилизируется, инерцией можно и не управлять) простыми примитивными манипуляциями. Например, намёками на угрозу её благополучию со стороны или от подрывных элементов изнутри. И старым, как мир способом «разделяй и властвуй».

Есть у нас ещё общее - громаднейшее нежелание высовываться с не менее громаднейшим желанием только получать. Желательно в готовом для употребления виде, чтоб не перетруждать мозги. И все удивляются, почему эти мощнейшие желания не объединяют нас в пресловутое «гражданское общество».
А то, что мы есть народ с удушенным народным духом (коллективным бессознательным) как-то никто не вспоминает. Стрёмно. Не в духе времени.
      
Индивидуальный эгоизм стал коллективным и вытеснил альтруизм как понятие, в том числе вместе с понятием гражданского долга. Оправдание простое – нам государство не даёт то, что мы заслуживаем, и мы ему ничего не должны. Пусть сначала даст, пусть кто-то создаст нам условия, тогда и посмотрим. Не даст – свалим за бугор. Тех, кто говорит о том, что Отечество в опасности, относят к идиотам. Или к коммунякам, но уже не все точно знают, кто это такие.
      
Коммунисты пытались создать общество нового типа – «советский народ», на основе идеологии строительства светлого коммунистического будущего и принципа «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
      
В США создали общество из приезжих на основе демократии, «великой американской мечты» и принципа «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее».
      
По смыслу похоже. Только у них это катит, а у нас – «не пошло», небывалое единение в одном порыве стало насквозь фальшивым, как только кончилось нагнетание этого порыва. У нас сейчас очередное ноу-хау: новое гражданское общество… без граждан. Каждый – сам за себя.
      
«Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в разряд гражданских - многолетняя традиция зависимости общества от государства, экономическая и политическая несамостоятельность граждан» - с политологами не поспоришь.
      
Когда-то был ещё один фальшивый лозунг (ныне – слоган): «Государство – это мы». У нас государство – это они, а мы ни при чём. Это что, особенность национального сознания? Да какая разница, здесь роль играет не причина, а следствие.
А это следствие – бесславная кончина «русской цивилизации», которая останется великой только в сочинениях славянофилов позапрошлого и прошлого веков.