2009. Неосознанное общение продолжение

Лариса Викторовна Светличная
Неосознанное общение продолжение
Светличная Лариса Викторовна
3
Прочие электромагнитные взаимодействия

Нападение и защита посредством луча взгляда, а также рефлекторные взаимодействия на расстоянии посредством излучения мозга, - описаны в предыдущих главах. Здесь будут рассмотрены эмоциональные взаимодействия и обмен мыслями на расстоянии.

Эмоциональные взаимодействия

При эмоциях выделяются различные медиаторы, что может сопровождаться вегетативными реакциями,  которые вместе с выражением глаз и лица передают внешние признаки эмоций (эти же медиаторы влияют на весь обмен веществ, отрицательно или положительно - в зависимости от характера эмоций). Но информацию об эмоциях друг друга люди получают не только путём наблюдения за внешними признаками эмоций.
Не обладая сверхчувствительностью, а только внимательно наблюдая за собой и за людьми, можно заметить, как это происходит.
Каждому человеку приходилось ощущать как чувство радости, страдания, гнева или страха, - вспыхивает внутри его тела, или волна сексуального возбуждения прокатывается по телу сверху вниз. Окружающие человека люди ощущают как бы всем телом эту вспышку эмоции внутри его тела (при его полном внешнем спокойствии), и это ощущение мгновенно передаёт их мозгу всю информацию о чужой эмоции. Подобные наблюдения встречаются постоянно при общении.
Здоровый волевой человек может не допустить внешних проявлений эмоции. Его лицо спокойно и сохраняет прежнее выражение, его глаза непроницаемы, а тело расслаблено и сохраняет прежнюю позу, не изменяются цвет его лица и ритм дыхания, и не усиливается потоотделение. Ничто не говорит о том, что он испытывает какие-то чувства.  Но эту внутреннюю вспышку, возникающую  В МОМЕНТ ПОЯВЯЛЕНИЯ эмоции, ПОДАВИТЬ НЕВОЗМОЖНО, и окружающие её обязательно ощутят.
 
Например. Однажды я угостила сотрудницу конфетой. Я знала, что она недолюбливает меня. Но не предполагала, что настолько. Она взяла угощение и с достоинством поблагодарила. Ничто не изменилось в её лице и теле. Но в тот момент, когда она взяла конфету, я ощутила, как внутри неё вспыхнул тоскливый внутренний вой.  Я поняла, что она сделала то, чего не хотела делать, поскольку отказаться - у неё не было видимой причины.

Это не значит, что я обладаю особенной сверхчувствительностью, я всего лишь осознаю всё, что воспринимаю на инстинктивном уровне. Опыт показывает, что излучение, возникающее в МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ эмоции, ощущается всеми людьми, ибо их мимика и последующее поведение соответственно изменяются. Даже немедленное подавление вспыхнувшей внутри своего тела эмоции сразу вслед за её возникновением не даёт ожидаемого результата, "интуитивное" знание о ней осознание окружающих всё равно получит, и их поведение изменится. Нежелательную собственную эмоцию можно только ПРЕДОТВРАТИТЬ, если заранее настроиться нужным образом.

Иногда сильные эмоции окружающих (чаще любви, гнева или страха) можно ощутить, находясь не рядом с человеком, а на некотором расстоянии от него (при том же условии внешней невозмутимости). При этом можно ощутить чёткую границу, вне которой эмоция не ощущается (шаг назад, шаг вперёд). Судя по опросам, многие люди хотя бы один раз в своей жизни испытывали нечто подобное. Напряжённость излучения  и радиус ощутимого действия (по моему опыту - от 1 до 3 метров) зависят, видимо, от выраженности эмоции и от индивидуальных особенностей испытывающего её человека. Но, ощущая напряжённость и эмоциональную окраску ограниченного пространства вокруг людей, невозможно определить: всё ли тело является источником этого излучения или только головной мозг. Более вероятно, что излучает всё тело, поскольку общеизвестно, что прикосновения  передают эмоции значительно ярче  (в виде искры тока, или потрясающей тело волны, похожей на удар тока). В основном, эти ощущения возникают при сексуальных отношениях.  Но  возможны и в других случаях.

Например.
Это было 30 лет тому назад в терапевтическом стационаре. После драматической гибели одного из больных у его пожилого соседа по палате (маленького худенького человека), появилась боль в области сердца. Гемодинамика и ЭКГ были в норме, обычные средства лечения эффекта не дали. Я присмотрелась к нему. Он был бледен, в глазах - душевное страдание, беспомощность и робкая просьба о помощи. Я поняла, что у него - "душевная" боль. Что-то, вдруг, потянуло меня к нему, как бы помимо моей воли. Я села на его кровать и взяла его за руки, внимательно глядя ему в глаза.  Сначала ощутила только холод его ладоней.
Затем ощутила холод в своих ладонях. Через несколько секунд холод начал медленно подниматься по передним поверхностям моих рук вдоль сосудистонервных пучков. Затем это ощущение исчезло на уровне середины плеч. И тут же неожиданно появилось никогда ранее не испытанное мною ощущение леденящего ужаса. Я понимая, что это - не мой ужас, сделала довольно значительное усилие и подавила его секунды через три. А затем (всё так же как бы помимо своей воли) передала пациенту через свои руки порцию спокойствия, уверенности и тепла. И тут же мои и его руки стали тёплыми. Я увидела, что пациент успокоился и расслабился. Боль в его сердце исчезла. Я отошла от него и ощутила сильную слабость, которая заставила меня сесть. Видимо, на эту психотерапию я затратила довольно много энергии Что удивительно, внешних признаков испытываемого пациентов ужаса не определялось. Я не видела в его лице и глазах страха! А тем более - ужаса. Я видела жалобную беспомощность и просьбу о помощи. Инстинктивное желание помочь, видимо,  и толкнуло меня к нему.
Что произошло? Сначала я ощутила тактильное ощущение - холод ладоней пациента. Значит, обычное для тактильных рецепторов ощущение дошло до анализаторов моего мозга мгновенно. Но ощущение его эмоции предавалось значительно медленнее. Что же это так медленно передвигалось вдоль сосудистонервного пучка моих рук в виде холода? Охлаждённая кровь? Предположим. И ощущение холода исчезло на уровне середины плеч потому, что кровь согрелась. Но что случилось дальше? Венозная кровь ещё не успела попасть в лёгкие, а я уже ощутила леденящий ужас. Значит, чужая эмоция передалась мне по какому-то другому каналу, энергетическому.

Очевидно, возникновение эмоций сопровождаются электрическими и электромагнитными явлениями. Передачу эмоций на близких расстояниях, вероятно,  можно объяснить явлением электромагнитной индукции. В момент возникновения эмоции на мембранах клеток мозга скачкообразно возникает изменение мембранного потенциала и, соответственно, изменяется магнитное поле. Изменение магнитного поля вызывает такое же скачкообразное изменение электрического поля и появление индукционного тока в соответствующих структурах собственного тела и в телах окружающих людей и одновременно порождает электромагнитное излучение. Что и вызывает описанные выше ощущения и является носителем информации для мозга.

Таким образом, ощущая излучение чужой эмоции в МОМЕНТ её ВОЗНИКНОВЕНИЯ, люди сразу осознают характер этой эмоции и от кого именно она исходит. Это знание оказывает влияние на их последующее поведение, но большинство людей НЕ ОСОЗНАЮТ, каким именно путём пришла к ним информация.


Неосознанный обмен мыслями на расстоянии


Физические явления, сопровождающие работу клеток мозга во время мышления, также играют большую роль в обычном повседневном общении. Различные изменения электрических и магнитных полей, возникновение электромагнитного излучения, явления электромагнитной индукции - являются средством информации при общении. Живые организмы улавливают излучение друг друга и соответственно преобразовывают его, у людей - в чувства и мысли (подобно тому, как телеприёмник преобразовывает электромагнитные волны определённой частоты в звук и свет). Но эти воздействия, в большинстве случаев, остаются неосознанными.
Из нижеприведенных наблюдений следует, что излучение мозга, сопутствующее осознанному мышлению, так же, как излучение во время работы инстинктов, может неосознанно восприниматься другими людьми, но не всегда, а при особых условиях.

Дискуссия. Неожиданно человек, весьма недалёкий, с радостным видом почти дословно (с изменением 2-3-х связующих слов) изрекает вашу собственную мысль, которой вы только что хотели блеснуть, и уже мысленно проговорили её про себя. Или наоборот: внезапно приходит очень удачная мысль, и вы, радуясь, спешите её высказать. И тут кто-то говорит, что хотел сказать то же самое, но не успел.
Подобное случалось со многими людьми, если не со всеми. Совпадение - говорят в таких случаях. Так многие годы считала и я. Но однажды, опрашивая больного, который был в состоянии лёгкого алкогольного опьянения и жаловался на боль в пояснице, я хотела спросить у него: "Что вы пили?", и уже произнесла эти слова мысленно, но, МГНОВЕННО передумав, вслух спросила: "Как вы мочитесь?". Пациент напряжённо, с сомнением долго смотрел мне в глаза и, наконец, ответил: "Я ПИЛ ТОЛЬКО ПИВО"(1991г.).
После этого случая я начала сомневаться в том, что дословное повторение другими моих мыслей - это всегда только совпадение. Но ещё несколько лет ничего похожего на вышеописанный случай  не происходило.
Однажды, летом 1997г. я стояла в очереди возле прилавка на бульваре. Продавец - молодая женщина - работала спокойно и быстро. Закончив осмотр, я отвернулась и стала довольно напряжённо мысленно репетировать, как я скажу ей: "Мне, пожалуйста, 100 граммов конфет", представляя себе, как я это ей скажу. Никто в очереди до меня 100 граммов чего-либо не покупал. Покупатель, пожилой мужчина, стоящий через два человека впереди меня, попросил 500гр. конфет, продавец взвесила только 100гр. Покупатель удивлённо и возмущённо ПОВТОРИЛ, что ему нужно 500гр. Но продавец с напряжённым вниманием МОЛЧА ВСМАТРИВАЛАСЬ в лицо покупателя. Покупатель замолчал и только прямо и честно смотрел ей в глаза. Но продавец также не верила и его честному взгляду и продолжала испытывающе смотреть на него. Пауза затянулась. Люди в очереди замерли. Тишина. Прошла минута, две, три. На улице душно, жарко. Мне было тяжело стоять, и я прервала паузу (хотя потом очень жалела об этом), сказав, что это МНЕ нужно 100гр. конфет. Обстановка мгновенно разрядилась. Люди в очереди зашевелились и снова заговорили о своём, продавец спокойно взвесила требуемые 500гр. На меня никто не посмотрел. Казалось, никто не заметил ни паузы, ни странности ситуации.

Приведу ещё несколько случаев. Это менее показательные примеры, и прежде подобные  случаи казались мне совпадениями. Но так как они произошли уже после выше перечисленных более достоверных примеров, была соответствующая настороженность.
 
Однажды, не желая вмешиваться в чужой спор, я невольно мысленно ответила за одного из них, логически разбив аргументы противника. Вдруг, через 1-2 сек. этот человек  ДОСЛОВНО (!) с радостно-торжествующим видом повторил  мою мысль (в виде достаточно длинного предложения).

Иногда в качестве возможной реплики появляются нелепые мысли, которые по этой причине не высказываются.
Например.
Вместе с сыном я медленно спускаюсь по лестнице, отстав от него приблизительно на 15 метров. "Иди быстрее", - говорит он. Я подумала: "Ну, да, так и попрыгаю на одной  ножке", но не стала высказывать эту  мысль. Через 1-2 секунды сын произнёс: "Прыгай на одной ножке!". Затем смущённо добавил: "Я не знаю, почему я это сказал".
 
Я медленно поднимаюсь вслед за сыном на пригорок. "Ну что мне - на верёвке тебя тащить?", - говорит он. Я мысленно в ответ шучу: "В петле, и лучше за шею". Поскольку я нахожу свой чёрный юмор неудачным, я не произношу это вслух. Сын тут же проговорил мои мысленные слова, а на мой вопрос, почему он так сказал, ответил, что пришла такая мысль в голову и он подумал, что  НАДО её высказать.

Разговор о продаваемых живых гусях. Говорят о качестве и цене. Мне вспоминаются слова из детской игры: "Гуси-гуси! - Га-га-га!", намерения высказывать эту мысль, естественно, не возникает. И тут же одна из собеседниц (пожилая женщина) с довольным видом громко произносит: "Гуси-гуси, га-га-га". Потом, вероятно, что-то сообразив, слегка смущается и ругается.

В группе людей был задан вопрос: "Сколько будет 7х6"? Все задумались. У меня в голове уверенно и чётко прозвучал ответ:
"36", но чувство собственного достоинства помешало мне отвечать на такой простой вопрос. СОМНЕНИЙ В ПРАВИЛЬНОСТИ ОТВЕТА НЕ БЫЛО. Прошло приблизительно полминуты, и один человек, с насмешливой улыбкой уверенно сказал: "36". УСЛЫШАВ его слова, я СРАЗУ ПОНЯЛА свою ошибку. Все напряжённо молчали. Ещё через минуту тот человек, который задал вопрос, серьёзно сказал: "42".

Все эти примеры похожи на совпадения. Например, в примере "Гуси-гуси" если мне вспомнилась детская игра, то и кому-то ещё она тоже могла вспомниться, разница только в том, что моё сознание эту мысль ПЕРВОНАЧАЛЬНО оценило как неподходящую для высказывания, а сознание собеседницы - только ПОСЛЕ высказывания. В примере на знание таблицы умножения, если я ошиблась (возможно, потому, что созвучно с "6х6=36"), то и другой человек мог ошибиться. Но здесь, наоборот, я поняла, что мысль ошибочная только ПОСЛЕ того, как услышала её произнесенной вслух. Получается, что в первом случае я была индуктором (как и в большинстве описанных случаев), а во втором - реципиентом.

Эксперименты.
Я еду в троллейбусе и, пристально глядя в затылок молодого человека, мысленно повторяю: "Посмотри на часы, посмотри на часы". Ничего не происходит. Наконец мне это надоело, я отвожу взгляд от его затылка,  ЗАБЫВАЮ о нём, расслабляюсь и думаю (по привычке, произнося это мысленно): "Интересно, который час?" Парень посмотрел на часы. Не было оснований подозревать, что это не совпадение.  Но всё-таки я отметила для себя, что для того, чтобы увидеть эффект, передаваемая мысль должна быть похожей на свою собственную, а не в виде приказа.

Я напряжённо смотрю в затылок сыну, стоящему на мосту через канал, и повторяю мысленно: "Повернись! Повернись!". И вновь ничего не происходит. Вспомнив первый эксперимент, изменяю формулу: "Интересно, а что там сзади?", произнеся это про себя один раз и одновременно представив себе, что это очень интересно. Сын тут же обернулся и с большим интересом начал всматриваться в пространство позади себя. Но там был только канал. На меня он  не посмотрел (как бывает при восприятии мозгом чужого ИНСТИНКТИВНОГО взгляда).
-
 Все вышеприведенные наблюдения трудно повторить и проверить. Их можно объяснить совпадением мыслей или другими причинами (хотя и не всегда убедительно). Но если не говорить себе: "этого не может быть", то обнаруживаются следующие закономерности. Из приведенных примеров можно  предположить, что АНАЛИЗА уловленных ОТВЛЕЧЁННЫХ мыслей  НЕ БЫЛО, поскольку эти мысли высказывались людьми  независимо от их ценности и смысла с одинаково уверенным  и торжествующе радостным видом. Что касается уловленных МНОЮ чужих мыслей, то сама я могла только подозревать, что та или иная моя мысль является чужой, когда люди говорили мне, что хотели сказать то же самое, но не успели. Это случалось очень редко, и НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ между собственными мыслями и предполагаемыми уловленными я не замечала. При непосредственном ОБЩЕНИИ, люди ОТЛИЧАЛИ, что уловленная мысль НЕ СВОЯ, так как СООТВЕТСТВЕННО РЕАГИРОВАЛИ на неё, - отвечали на вопрос (мысленный) или на просьбу (мысленную). При этом уловленная мысль ВОСПРИНИМАЛАСЬ так, как будто она БЫЛА ВЫСКАЗАНА, и НИКОГО НЕ УДИВЛЯЛ тот факт, что эта мысль не была произнесена вслух.
Таким образом, АНАЛИЗ уловленных мыслей ПРИ ОБЩЕНИИ был, но, без сомнения, НЕОСОЗНАННЫЙ, поскольку  ЛЮДИ НЕ ЗАМЕЧАЛИ, ЧТО ОБЩЕНИЕ БЫЛО НА МЫСЛЕННОМ УРОВНЕ. Интересно, что в обоих достоверных случаях (два первых примера) люди ВЕРИЛИ УЛОВЛЕННОЙ МЫСЛИ БОЛЬШЕ, чем услышанным словам.


Феномен "огруппления мышления"

Вероятно, всё вышесказанное может частично объяснить причину удивительного для человека разумного феномена "огруппления мышления" - личной бездумности в социальных группах, что уже давно замечено исследователями человеческого поведения. И. Л. Дженис в статье "Groupthink" ("огруппление мышления") в 1971г. отмечал, что "симптомы огруппления мышления появляются + в ЛЮБОЙ области, где решения принимают МАЛЫЕ СПЛОЧЁННЫЕ ГРУППЫ". Он объяснял единомыслие членов социальных групп тем, что "чем СПОЛОЧЁННЕЕ группа, тем сильнее НЕПРЕОДОЛИМОЕ внутреннее СТРЕМЛЕНИЕ каждого члена избежать нарушения единства. Это стремление побуждает его ВЕРИТЬ в разумность ЛЮБЫХ предложений, выдвигаемых РУКОВОДИТЕЛЕМ. + ОПАСНОСТЬ заключается в том, что КАЖДЫЙ индивид будет считать  это предложение хорошим, НЕ ПЫТАЯСЬ провести тщательный КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ +" (курсив мой).
ПОЧЕМУ же люди ВЕРИЛИ "в разумность ЛЮБЫХ предложений, выдвигаемых РУКОВОДИТЕЛЕМ", даже "НЕ ПЫТАЯСЬ провести тщательный КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ+"?
Возможно, стадный инстинкт (который руководит групповым, т.е. стадным, общением) БЛОКИРУЕТ логически мыслящее сознание при общении с лидером (или с тем, что его символизирует), чтобы обеспечить жизненно важное групповое единство. При этом общение между лидером и членами группы осуществляется с помощью инстинктивного немого языка общения - неосознанно. Люди целиком и полностью настроены на восприятие информации по этому каналу. Прежде, чем высказать своё мнение, они обязательно посмотрят в сторону лидера, внимательно и напряжённо вглядываясь в его лицо и глаза. При этом члены социальной группы испытывают чувства лидера как свои собственные и высказывают  его мысли, уловленные по выражению его лица (и, возможно, телепатически) - КАК СВОИ СОБСТВЕННЫЕ.


Продолжение следует...

Перепечатка без согласования запрещена.


© Copyright: Светличная Лариса Викторовна, 2009
Свидетельство о публикации №209020700497