Флотская карьера

Лев Ефремов
               
Работал Михаил в Мурманском Морском Пароходстве матросом и заочно учился в Высшем Инженерном Морском Училище. Успешно окончил его, поработал третьим помощником капитана на грузовом судне и пришел третьим,  а затем стал вторым помощником капитана на пассажирском теплоходе «Вацлав Воровский». Проработав в этой должности около двух лет, понял, что для дальнейшего роста, опыта работы и образования недостаточно – необходимо членство в КПСС.     Вступить в ряды КПСС командному составу судна было непросто. Идеологи КПСС, чтобы создать видимость всенародности этой партии, ввели квоты по вступлению для комсостава. Для приема одного командира, в партию должны вступить два рядовых члена экипажа. Экипаж на т/х «Вацлав Воровский» около 100 человек. Отношения у Михаила с секретарем партийной организации судна сложились нормальные. Помполит на каботажных судах был один на несколько судов и партячейку на т/х «В. Воровский» возглавлял системный механик. Он объяснил Михаилу правила приема. Начал Михаил уговаривать рядовых вступать в партию. И вот настало время приема в члены КПСС Михаила. Секретарь информирует его, что в субботу состоится открытое партсобрание и, среди прочих вопросов, будет решаться вопрос об его вступлении в партию. Необходимые рекомендации от членов партии у него имелись, ответы на вопросы, которые ему будут задавать по истории КПСС, он подготовил. В четверг подходит секретарь к Михаилу и извиняется:            
-Четвертый механик уходит на работу в КГБ и пришло указание из райкома партии, принять его кандидатом в члены на ближайшем партсобрании. Так что, извини, но следующим обязательно будешь ты.               
 В такой ситуации ничего не поделаешь. Работает Михаил дальше, ждет свою очередь. Подходит очередное партсобрание. Опять секретарь обещает принять Михаила в партию, учит на какие вопросы надо подготовить ответы. Готовится Михаил, но опять вмешался райком. Прислал разнарядку, требует принять в члены молодого командира – комсомольца, таким оказался третий помощник капитана. Приняли его кандидатом в члены. Продолжает  Михаил ждать своей очереди. И вот очередь подходит. В субботу будут принимать. Никаких  неприятных сюрпризов не ожидается. Но накануне  вечером приходят в каюту к Михаилу секретарь парткома судна и пассажирский помощник капитана Юрий Владимирович. Юрий Владимирович окончил Ленинградский Институт Физкультуры, после чего был призван на службу на флот. Служба на флоте ему понравилась и после окончания службы он поступает и оканчивает Ленинградское Мореходное Училище. Проработав несколько лет третьим штурманом в Мурманском Морском Пароходстве и, поняв, что  дальнейшее продвижение по службе без высшего морского образования  невозможно, начал работать пассажирским помощником капитана на т/х «В.Воровский». Работал хорошо, всегда подтянутый, в отутюженной форме, вежливый. Все возникающие проблемы с пассажирами решал быстро и грамотно. Но имелся у него один существенный недостаток. Раз в три-четыре месяца Юрий Владимирович впадал в запой. Во время запоев он ходил, как всегда, опрятный, не качался, но глаза белые, язык,    как говорится, «лыка не вяжет» и голова абсолютно ничего не соображает. Старый постоянный капитан М.Г.Каск с этим как-то мирился, а тут его подменил на время отпуска дублер капитана и при нем у Юрия Владимировича случился очередной запой. Встал вопрос о списании с судна за пьянку, а затем и увольнение из Пароходства.
  За время работы пассажирским помощником, Юрий Владимирович обзавелся многими полезными знакомствами. Вот с этим и пришли секретарь партячейки и пассажирский помощник в каюту к Михаилу. Объясняет Юрий Владимирович свою ситуацию с работой в Пароходстве и говорит, что его берут на работу в «Тралфлот» помполитом. Но существует одно препятствие – он беспартийный. Пока еще нет приказа о его списании с судна, его могут принять кандидатом в члены КПСС, это уже везде согласовано. Заминка только за Михаилом. Пришлось уступить и на этот раз.
 Для служебного роста штурману, помимо высшего образования, членства в КПСС, еще необходим плавценз дальнего плавания. На каботажном судне его не заработаешь. Отдел кадров направляет Михаила на грузовое судно, которое работает на линии Северная Европа – Канада. Но как же быть с очередностью? Думает Михаил, Здесь он первый, а на новом судне опять надо начинать все сначала. С этим идет в партком Пароходства. Принимает его замcекретаря парткома тов. Сегнитов Е.И. Объяснил Михаил ему ситуацию. Е.И.Сегнитов отвечает, что в системе «Аэрофлота» на борту самолета только два рядовых члена – это бортпроводницы, остальные должности все командные и для того, чтобы соблюсти требуемую пропорцию рядовых и командиров при принятии в члены партии, принято решение на самолете считать командным составом только командира экипажа, остальных считать рядовыми. И он, Сегнитов Е.И., готовит запрос в обком партии, чтобы на морских судах действовали такие же нормы приема в партию, как и в «Аэрофлоте». А лично Михаила он берет на контроль и при первой возможности вопрос с вступлением будет решен.
  Проходит больше года. Работает Михаил вторым помощником на т/х «Иван Москвин». Приходит судно в родной Мурманск. Михаил после ночной вахты идет домой. Проходит мимо Дома Культуры Моряков и видит, что там проходит гражданская панихида по трагически погибшему  при выполнении служебных обязанностей Сегнитову Е.И. Зашел и Михаил в ДК Моряков отдать долг памяти. Народу много, но особого горя на лицах присутствующих не видно. На многих лицах вместо скорби  кривые ухмылки. В чем дело? Оказалось, назначили Евгения Ивановича Председателем Баскомфлота Пароходства. Настало лето, пора пионерских каникул. Мурманское Пароходство имело свой пионерский лагерь в Анапе и Сегнитов Е.И.,  как председатель Баскомфлота, поехал со своим инструктором на открытие лагеря. Открытие лагеря. Праздник, концерт самодеятельности, костер, пение пионерских песен у костра:
- Взвейтесь кострами синие ночи…
После праздника пионеры улеглись спать, а руководство с молодыми пионервожатыми праздник продолжили. С рассветом около четырех утра, приняв на грудь изрядную дозу спиртного, потянуло Евгения Ивановича искупаться в море. Море в Анапе около берега мелкое. Побрел тов. Сегнитов со своим инструктором по морю. Далеко отошли от берега, а все по пояс. И тут Евгений Иванович или споткнулся, или плохо ему стало, упал в воду. Спутник его находился в таком же состоянии и поднять его из воды, чтобы Евгений Иванович принял вертикальное положение, не смог. Дотащил его по воде до берега волоком. Когда врачи прибыли, он уже не дышал. Сделать ничего не смогли. Отправили тело на родину в Мурманск. Злые языки ехидничали: 
- Если трагически погиб при выполнении служебного долга, так надо ему орден дать посмертно.
А Михаил вступать в партию раздумал. Капитаном он все равно стал, хотя для этого потребовалось гораздо больше времени.