Дипломная работа

Лев Ефремов
               

               
   Виктор работал матросом 1 кл. на т/х «Дагестан» Мурманского Морского Пароходства и заочно учился в Мурманском Высшем Инженерном Морском Училище. Заканчивал 6 курс и настало время подготовки к  госэкзаменам и выполнения дипломной работы. Тему дипломной работы он выбрал: «Швартовка крупнотоннажных судов на основе опыта работы Мурманского Морского Торгового Порта». Тема была выбрана по нескольким причинам. Основной причиной был трагический случай, рассказанный, работавшим на т/х «Дагестан», матросом-плотником. А  для защиты работы перед руководством Училища, был произведен анализ работ по швартовке крупнотоннажных рудовозов к вновь построенным причалам для перегрузки насыпных грузов, количество необходимых для безопасной швартовки буксиров. Все это было выполнено в объеме достаточном для дипломной работы. Но,как показывает практика, члены комиссии эти дипломные работы не особо внимательно читают. Да и читают ли вообще? По этой причине для комиссии необходимо подготовить небольшой доклад минут на 15-20. Вот тут-то и был описан  случай с т/х «Доброполье». 
    Т/х «Доброполье» в феврале месяце загрузился в порту Мурманск апатитовым концентратом назначением на Польшу и вышел в рейс. При прохождении Кольского залива оба якоря на судне должны быть готовы к отдаче, около стопоров находится боцман. Прошли Кольский залив, вышли в Баренцево море. Закрепили якоря по походному. Море, как обычно в феврале, штормовое. Судно зарывается носом в волну. Якорные клюза с полубака закрываются стальными крышками, а в цепные ящики не закрываются. Чтобы вода, во время шторма заливающая полубак, не заливала цепные ящики, эти клюза забиваются ветошью и цементируются. В помощь боцману для производства работ были выделены ст. матрос – плотник и матрос 1 кл. Во время цементировки клюзов полубак накрыло волной. Боцман успел спрятаться за брашпиль, а плотника и матроса волной протащило по полубаку и ударило о швартовные вьюшки и рейлинги ограждения. Матросу от удара раздробило череп и он скончался. Плотник отделался переломом бедра и сильным ушибом грудной клетки. Капитан доложил о случившемся в Пароходство и получил указание возвращаться в Мурманск. С подходом к порту получили указание швартоваться левым бортом к причалу  № 5 в ковше причалов №3 -6.Помощь в швартовке оказывали два буксира. Было время прилива.
     В южной части в Кольский залив впадают  две реки Кола и Тулома. Течение рек направлено на север, а  течение прилива идет на юг. Из-за этого в ковшах причалов порта, где течения сталкиваются, происходит завихрение течений, которые усложняют швартовку судов. При заходе в ковш причалов 3 – 6 буксиры были ошвартованы: один в носовой части левого борта, второй в кормовой части левого борта теплохода. Носовая часть судна зашла в ковш и на нее начало действовать течение, направленное по часовой стрелке, т.е.  на юг, а корма находилась в заливе, и на нее действовало течение рек, т.е.   на север. Теплоход начало разворачивать поперек ковша. Работа  двигателей судна и буксиров остановить разворот судна не смогла. К тому же корма, с ошвартованным к ней буксиром, шла на угол причалов 6 -7 и возникла угроза навала на этот угол. Буксирное судно получило бы серьезное повреждение. Чтобы избежать этого, буксир отдает буксирный трос с «Доброполья» и отходит. Т/х «Доброполье» получает дополнительное ускорение разворота, встает поперек ковша, правой частью полубака наваливается на портальный кран причала №4 и заваливает его. К счастью кран не работал, и людей на нем не было. К  дипломной работе были приложены диаграммы течений, сделан расчет, с какой скоростью надо было заходить в ковш, как должны были работать буксиры. Все это производилось на основании выводов комиссии по расследованию аварии в спокойной обстановке. Время для расчетов было много и советчиков тоже, в отличие от конкретной работы капитана  т/х «Доброполье» в сложившейся ситуации. 
    Капитана разжаловали в старпомы. Через год он восстановился в должности капитана. А через два года в возрасте 53 лет капитан Дернов Г.В.скончался, сердце не выдержало.    Защита дипломной работы прошла на «отлично».