Будущее Вашего ребёнка

От чего зависит будущее Вашего ребенка?
Устойчивый образ себя человек формирует в течение первых 10 лет жизни.  Под самооценкой мы подразумеваем степень уверенности в своих силах, способностях,  знание уровня собственных качеств. Очень важная составляющая самооценки закладывается в детстве нашими родителями. 
В семьях, где ребёнок ощущает любовь, уважение  и поддержку, он вырастет с чувством собственного достоинства, уверенным в себе и заботливым к близким. В таких семьях характерны доверительные отношения, сплочённость и солидарность. 
В семьях, где ребёнка не балуют, не подавляют и приучают к самостоятельности, он вырастает настойчивым, активным и способным бороться за себя.  Считается, что девочки, воспитанные таким образом, имеют неуживчивый и сварливый (стервозный) характер. Стервозность – воспитанная способность женщины жёстко и агрессивно отстаивать свои цели.
Если взрослые, решая свои повседневные проблемы, принуждают и запугивают детей, ребёнок вырастет безынициативным и неуверенным в себе. Основные требования таких родителей к ребёнку – признать свою незначительность, высокое значение других людей и подстраиваться под них. Ему указывают его недостатки и объясняют, что он беспомощен и зависим от родителей.

Низкая самооценка может быть воспитана систематическим принижением ребёнка путём его сравнения с другими детьми.  Этот способ психологического воздействия имеет цель стимулировать подчинение ребёнка за счёт копирования общепринятых шаблонов поведения. «Посмотри, какой хороший мальчик. Он сидит тихо и слушается маму». Воспитание сравнением прививает потребность сканировать  возможности для повышения собственного статуса, оценивая каждого и себя самого.
Жалостливые и чересчур заботливые родители тоже воспитывают низкую самооценку. Они подсознательно выражают своим поведением неспособность ребёнка самостоятельно решать возникающие задачи, и вырастят капризного, неуверенного в себе  и несамостоятельного человека.
Самооценка ребенка тесно связана с восприятием заинтересованности в нем окружающих. Ребенок должен чувствовать свою значимость, собственную ценность для людей, которые призваны заботиться о нем. Внимательное и заботливое отношение к ребёнку, как и к каждому члену семьи, делает самооценку ребёнка высокой.
На оценку себя влияет мнение родителей и их действия в отношении детей. Действия, родителей, которые содержат оттенки равнодушия  к ребёнку, снижают его самооценку. Например, вседозволенность подсознательно воспринимается именно так.

Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключается в благожелательном отношении родителей к ребенку, в доверии и готовности принять его таким, какой он есть,  но в то же время, заботиться, обучая и устанавливая определенные границы, демонстрируя таким образом его ценность для них.

Ребенок с высоким мнением о себе постоянно испытывает свои возможности, узнавая и оценивая свои сильные и слабые стороны, ставит более высокие цели и чаще добивается успеха.

Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения. Нерешительный человек имеет низкую самооценку - чрезмерная забота, как и чрезмерное давление, внушает ему мысль о том, что он не справится собственными силами. В работе и в личной жизни его будет привлекать заботливое внимание к себе. Люди с низкой самооценкой чувствительны к критике. Низкая оценка себя часто является причиной одиночества.
Состояние противоположное «воспитанной беспомощности» называется поисковой активностью. Поисковая активность, как процесс, даже независимо от результативности человека, делает его сильнее и повышает сопротивляемость. Поисковая активность, так же как отказ от поиска (воспитанная беспомощность), имеет тенденцию охватывать все сферы жизни.

В школе двоечники и троечники получают психологический тренинг, выкручиваясь из конфликтов с учителями и директором школы, и зачастую по жизни становятся начальниками.
Достижения ребёнка в любой области распространяются на успешное решение трудных житейских ситуаций и конфликтов.

Если человек не воспитан преодолевать препятствия, то он плывет по течению жизни, и только тогда, когда течение его загоняет в угол, он становится активным. Такая псевдоактивность направлена не на желанное изменение жизни, а на спасение. Человек вынужден постоянно сталкиваться с негативным течением жизни, спасать себя и обижаться на жизнь.

Чувство беспомощности может воспитать и стечение жизненных обстоятельств. Это чувство может появиться от постоянных поражений, проблемы в семье и проблемы со здоровьем ребёнка тоже делают самооценку низкой.
Так, например, дети, которые не дрались со сверстниками, вырастают нерешительными. Такой человек не понимает, что может противодействовать и отстаивать свои интересы, он как приученный с младенчества слон, не понимает, что легко может выдернуть из земли колышек, к которому привязан.
В течение жизни на самооценку влияет социальная среда, с которой вы ассоциируете себя, влияют собственные взгляды на свои успехи и неудачи. Эти сравнения формируют в вашем сознании образ себя.
Люди с заниженной самооценкой во время общения испытывают назойливое желание показать себя с наилучшей стороны. Похвальба – очень распространённое явление.
Какие мотивы движут людьми, которые имеют эту привычку?
Похвальба – это защитная реакция, привитая нам с детства. С малых лет наши воспитатели стимулируют нас, унижая или возвышая с помощью похвалы и сравнения с другими детьми. Ребёнок стремится делать то, что нравится взрослым, за что хвалят. А хвалят, сравнивая с другими. Зависимость от этих стимулов остаётся на всю жизнь.
Нам не хочется, чтобы родители нас сравнивали, сравнение - это упрёк. Сравнение не помогает нам в наших стремлениях потому, что не вызывает желание воспринять чьё-то преимущество. Воспитание путём сравнения  поощряет подражание, а не творческий подход.
Метод воспитания сравнением не формирует самоуважения, он построен на унижении. Кроме того, он способствует тому, что человек вырастает с чувством недооценённости, обидчивым и завистливым. 
Способ осуждения путём сравнения с другими воспитывает подсознательное стремление избегать сфер деятельности, где не гарантирован успех.
Для нас важно отношение к себе противоположного пола и важен наш социальный статус. Поэтому для нас более значима оценка себя другими, чем собственная оценка. Да и способ образования собственной ценности сравнением себя с другими формирует большую часть самооценки человека, и это делает человека мнительным.
Мнительность - это чувство, которое заставляет вас ошибочно полагать, что окружающие считают вас, хуже, чем вы есть на самом деле. Это чувство и заставляет вас сравнивать и хвалиться для того, чтобы защитить себя.
Мы бессознательно хотим хвалиться, а о других хотим осуждать. Обратите внимание на эту привычку, если она у вас присутствует.
Потребность в похвале и в сравнении сохраняется всю жизнь, и от неё не просто отказаться. А, связанная с ней, борьба за повышение собственной значимости путём снижения значимости других – вредная привычка, с которой нужно бороться.
Хвалить детей нужно, но не за подчинение и подражание, а за успехи: за освоение необходимых умений, за самостоятельность, за стойкость в достижении, доброту, уважение к другим, сообразительность и за другие полезные качества.
Кроме того, следует учитывать, что похвала состоит из наших слов и выводов ребёнка, и далеко не всегда их суть совпадает.
Стоит применять «описательную» похвалу. Похвала должна оценивать поступок, а не самого ребёнка.
Например: «Мы думали, что нам придётся убирать игрушки весь день, а ты так быстро убрал».
Позитивное стимулирование не только правильно развивает ребёнка, но и учит его ставить цели, добиваться их достижения и формировать позитивный образ собственного будущего.
Воспитание качеств, необходимых для жизни ребёнка, должно быть направлено на приобретение их ценного для него комплекса, а не на спокойствие родителей и их удовольствие от подчинения ребёнка.
Если ребёнок не воспитан на сравнении, то у него нет потребности хвалиться, высказывая своё преимущество, и нет потребности сравнивать себя с другими.
Ценности заложенного Вами образа жизни ребёнок воспринимает как норму и жизненную цель. Ориентиры в жизни, заложенные родителями, и самооценка ребёнка формируют его образ будущего.

В психологии бытует мнение, что неприемлемые черты поведения родителей часто встречаются у выбранного супруга, и причиной тому то, что подсознание воспринимает  черты такого поведения, неявно осознаваемые в процессе общения с новыми людьми, как норму. Например, это может быть агрессивное и властное поведение, эгоизм или склонность к алкоголизму.
Механизм такого выбора кроется, скорее всего, в фиксировании подсознанием мысленного образа раздражающего и  неприемлемого поведения, которое систематически подвергается осмысливанию и оценке из-за регулярного столкновения с ним. 
Образ неприемлемых качеств, в сфере личного общения, создаёт подсознательный  вектор для подбора пары в процессе создания семьи, в выборе друзей и членов других контактных групп. В результате для общения и для брака соединяются, казалось бы, несовместимые личности. В них партнёры привлекли к себе тот образ, который заполняет их сознание неприемлемыми для них чертами.
У каждого есть собственный комплекс взглядов на жизнь, в котором есть набор того, чего они не приемлют. Если в вашем подсознании продолжительное время активны устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.
В противоположность негативному влиянию родителей в предыдущем примере, в семьях с благоприятной  атмосферой, характерной тем, что родители заботливы и уважительно относятся ко всем членам семьи, дети имеют позитивные установки в поиске и определении своих контактных групп.
Человек должен анализировать и строить жизнь. Для того чтобы жизнь формировалась в правильном направлении, нужно проявлять активность. Сформировать желаемый вами образ себя не поздно на любом этапе жизненного пути. Конечно же: сильным, коммуникабельным, уверенным в успехе, активным и  восприимчивым к новым идеям. Определите, какие новые качества вы хотите приобрести, и какие качества добавят вам уверенности в себе.
Определите интересующие вас личные свойства и сравните их с эталонными. Полученная информация должна быть использована для дальнейших действий, а не для переживаний.

Образ себя, сформированный в детстве, создаёт характер индивида, манеру его поведения, жизненную позицию и счастливое или несчастное восприятие жизни.
Этот образ оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Каким вы себя представляете, таким и станете. 

Источники: «Будущее вашего ребенка».  Статья о книге "Выбери себе судьбу". Александр Шевкопляс


Рецензии