Знахарь

Александр Матвеев Керлегеш
     Синоптики вновь грозятся подвергнуть мир криогенным испытаниям: всемирное похолодание таки неминуемо. Кочегары заранее матерятся трёхэтажными инвективами…
А в травной сушилке народного целителя из посёлка Большой Керлегеш Прокопьевского района Сергея Гиряева пахнет летом – тысячелистником, мятой, шалфеем, душицей, чабрецом, горечью осиновой коры… С первого же вдоха дуреешь, чувствуешь, как благодатью наполняются все твои клетки; надоевший ля-минорный звон в голове, который сопровождал тебя последние десять склерозных лет, вдруг приглушается, и ты с наслаждением слушаешь тишину…

     И НИКАКОЙ ХИМИИ

     - Сергей Владимирович, - нарушая благость летних ароматов, обращаюсь к хозяину, - смотрю, сенокос удался. Вы, говорят, все травы знаете «в лицо»? Много их у вас?

     - Сенокос… Если заготавливать бессистемно, по принципу сенокоса, толку не будет. У меня каждая травинка, каждый корешок знает свой день сбора. Что здесь: вот адонис, примула, крапива, тысячелистник, вот здесь чистотел, володушка, зопник, икотник, шалфей, горцы, там донник, лапчатка, льнянка… Вы что, всё собираетесь переписывать? Бросьте, здесь 144 вида трав. И не только травы. Работаю с корнями, почками, корой, семенами, листьями, лишайниками, грибами… Кстати, всё это заготовлено в нашем районе. У нас достаточно трав, чтобы избавить человека практически от всех хворей. Правда, за красным и золотым корнями, красной щёткой ездим в Горный Алтай. А сейчас мы попьём моего чайку на корнях и травах.

     Гиряев колдует над странной заварной посудиной с дырчатым поршнем, насыпает в неё измельчённые корни, травы, подливает кипятку, несколько раз булькает этим поршнем, немного ждёт и разливает по огромным кружкам-штофам ароматный напиток. На столе появляется мёд  и ещё что-то такое, мелкозернистое (что с ним делать, непонятно).

     - Пробуйте, пробуйте. – Сергей Владимирович, улыбаясь, ставит поближе чашу с этой штуковиной. – Можно вот так, ложкой. Здесь все природные аминокислоты. Полезно для капилляров, снижает холестерин, нормализует работу кишечника. Не узнаёте? Цветочная пыльца – пчёлы постарались. Вообще-то, моё занятие правильно называется этническим травничеством. Но так получилось, что увлёкся и апитерапией. Даже открыл свой центр – помогаю людям восстановить баланс организма с помощью пчёлок.

     - Лечение ядом, мёдом…

     - Лечение доверьте врачам. А у меня несколько другая задача. Всё, что с нами происходит – от наших деяний. Найди первопричину, и ты восстановишь организм. И хвори пройдут. Моя задача – заставить иммунитет работать, разбудить внутренние, природные силы человека. Для этих целей в апитерапии используем не только яд и мёд, но и пыльцу, прополис, пергу, воск. В общем, всё, что связано с жизнедеятельностью пчелы. Здесь нет никакой «химии», сто процентов биологически активный натурпродукт.

     ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ЗАЧАТИЕ

     … Первое, так сказать, «гражданское» образование Гиряева никак не связано с его нынешним статусом. В 1981 году окончил Прокопьевский горный техникум, маркшейдерское отделение. А, как мы знаем, маркшейдер он и в странах африканского континента маркшейдер. Пригласили работать… в Прокопьевский лесхоз мастером. Некоторое время в этом же хозяйстве занимался пчеловодством. В 1994 году государству стало не до пасек – вернулся на прежнюю работу. Потом назначили лесничим.

     Кстати, пасеку, оказавшуюся для лесного хозяйства обузой, Сергей Владимирович выкупил очень даже ненакладно для семейного бюджета. Она потом пригодилась в его практике, уже в качестве народного целителя.

     - Где-то с двенадцати лет – вспоминает мой собеседник – я увлёкся травами, это от деда пошло. Ходили с ним в тайгу – травы собирали, копали корни, потом всё это сдавали в аптеку. Что-то узнавал от знающих людей, что-то вычитывал в книгах, в том числе – в старинных. Однажды рецепт интересный в Новосибирске дали. А в нём составляющая – корень Елены. Что за штука такая? Отыскал в «Изборнике Святослава»; оказывается – Марьин корень.

     - А первый пациент?..

     - Жена. Как-то, после визита к мануальному терапевту, у неё стали отниматься ноги – «полечили», называется. Вот я и решил провести с ней восстановительный курс – пчёлками прожалить. Жалил её по книге Лудянского «Апитерапия», которую там, на пасеке, нашёл. И знаете, выздоровела. Или вот ещё… Сын женился, а наследника всё не было. Что-то не получалось. Я им: давай, пчёлами поправим вашу проблему. Ни в какую. Пошёл на хитрость. Считай, силком всучил им два улья. Ведь это же понятно: с роями работаешь, всё равно на жало нарвёшься. И они нарвались. Не единожды. Вот так через некоторое время у меня внучка Вика появилась. Курс, конечно, экстремальный, но главное – результат. Как-то меня заинтересовала одна семья. У них тоже с продолжением рода было не всё в порядке. Причём, у обоих. Официальная медицина вынесла приговор: детей не будет. Ну, я им: давайте, попробуем. Травы, пчёлы… Потом повторный курс… Теперь у них всё в порядке – родили.

     КОСЯТ ЗАЙЦЫ ТРАВУ

     Официальной медицине, как мы знаем, от силы 300 лет. До этого, вспомните, как мы с вами лечились? Начиная с пещерного периода? Правильно – травками, корешочками разными, ядами (без паники!), припарками; шаманы нам камлали – психотерапия в чистом виде, над картошкой дышали, крапивой в бане стегались… Знахари, повитухи, костоправы, пасечники – вот они, наши первые терапевты, акушеры, педиатры, и прочие отоларингологи…

     Мне и раньше доводилось встречаться с народными лекарями. Немногие из них могут похвастать специальным образованием. Нет, это не в укор – констатация факта. Иная бабушка-знахарка, у которой образование-то – три класса церковно-приходской, а кости правит почище нынешних скороспелых мануальщиков.

     С.В. Гиряев звание целителя подтвердил не только личным опытом, но и обучением в Академии народной медицины. Преподавали медицину, физиологию человека, ботанику, астрономию и другие серьёзные дисциплины. Ежегодно ездит на переподготовку. Как выпускник Академии, зарегистрирован в общероссийском реестре субъектов профессиональной деятельности РАНМ. Ведёт большую исследовательскую работу. В 2009 году на VI международном форуме представителей нетрадиционной медицины за целительское мастерство и высокие показатели в профессиональной деятельности по восстановлению здоровья граждан Сергею Гиряеву вручили медаль Парацельса. Медаль редчайшая. По сибирскому и дальневосточному региону до него такой награды было удостоено всего лишь семь человек.

     На форуме керлегешский знахарь выступил со своей авторской методикой. Сергей Владимирович давно заметил: иную траву во вторник сорвёшь – толку никакого, а четверговый сбор – в самый раз. Поговорил на этот счёт с авторитетами этнического травничества, со знающими бабушками-дедушками, те дополнили его личные наблюдения вековым опытом своих пращуров.

     Возьмём, к примеру, понедельник. День тяжёлый по определению и для кузнеца, и для конторского менеджера. Зато – самый лёгкий для заготовки ивовой и осиновой коры (с оговорками, правда), для сбора стародубки, тысячелистника, чистотела, мать-и-мачехи… Наша природа настолько разнообразна и щедра, что «коллекции» трав первых суток недели достаточно, чтобы восстановить организм.

     Та же история с прочими вторниками-четвергами. Правда, как пояснил Гиряев, и здесь есть ограничения, но уже в сроках. Душица, например, всего три дня в году рвётся. А, вот, в последний день лета, вообще практически все травы для заготовки пригодны – летнее солнцестояние, однако. Когда копать корни? На полнолуние. То есть, на убывающей луне, это на пятнадцатые – двадцать пятые лунные сутки. Кору дерём на растущей луне – с так называемой «чёрной» луны и до двенадцатых суток. Понаблюдайте за зайцами. Эти «короеды» обгладывают осину именно на растущей фазе ночного светила. Ушастый, как мы знаем, большой гурман по части осинового десерта. Особняком мухомор; этот малоуважаемый среди любителей «тихой охоты» гриб можно, оказывается, брать без ограничения сроков. Самостоятельно же готовить из него препараты в домашних условиях не рекомендуется. Категорически! Но это уже дружеский совет одного знакомого патологоанатома.

     При такой системной методике «сенокос» никак не получится. А отсюда и доход не очень-то сенозаготовительный, считает Сергей Владимирович.

     - Если для заготовки травы только один день в неделю отпускается, или, к примеру, три дня за сезон, много ли её возьмёшь? Тут уж, сколько успеешь. Поэтому приходится к заготовкам привлекать всю свою семью. И всё равно не очень много получается. Зато для тех, кто ко мне обращается, я могу составить сборы из собственных «правильных» материалов, за качество которых я лично отвечаю.

     … Есть у керлегешского знахаря одна задумка – открыть для страждущих восстановительный центр. Причём, с учётом философии этнического травничества, такой центр должен быть не на «асфальте», а в более естественных для народной медицины условиях. И место такое приметил: притаёжная территория, есть пруд, родник, дорога подведена… А вокруг травы, травы, какую ни сорви – лечебная. Медогоны до самого горизонта. Можно срубить домики для проживания и процедур, баньку настоящую русскую. Организовать рыбалку – хорошее дело для восстановления душевного баланса, организовать места для летнего и зимнего купания, уголки со скамеечками для релаксации, где бы сердце радовалось…

     Но, к сожалению, у нас охотнее дают деньги под какие-нибудь промышленно-финансовые проекты. Здоровье же граждан не всегда входит в сферу интересов тех, кто определяет инвестиционную политику регионов.