Мельницы реки Колокши. Продолжение 3

Владимир Макаров 3
Четвертая мельница. Бочаг Кузьмино – его особенности. На фото Бочаг Кузьмино.

 Четвертая мельница была совсем недалеко от третьей – метров триста вверх по течению. От этой мельницы достаточно хорошо сохранились только остатки мельничной плотины, и, пожалуй, несколько свай. Это место имело название «Кузьмино». Бочаг, образовавшийся ниже мельничной плотины после ее смыва, долгое время был достаточно большим и глубоким, потом на правой стороне реки нанесло песка, и образовался небольшой полуостров, постепенно заросший ивняком, с верху и снизу которого  еще находились заводи достаточной глубины. В этих заводях было очень много  кувшинок, а в самом бочаге, особенно на его мелководьях, кроме кувшинок всегда росла элодея, стрелолист, земноводная гречиха, вахта и другие водные растения.  Их на этом бочаге больше, чем в других местах реки, вероятно, из-за того, что бочаг имеет небольшую глубину, а, во время половодий, здесь нет сильного течения. Здесь в заводях по весне любили метать икру жирные лягушки, особенно их, было много в южной заводи – и я от себя назвал эту заводь «Лягушачьей». Потом вышестоящую по течению более глубокую до двух метров глубиной заводь от течения реки отделила  полоса песка, потом на ней тоже выросли заросли ивы… Сейчас от нее осталась только яма с водой, совершенно скрытая от людских глаз зарослями кустов.
 На этом бочаге в прибрежных водах у склоненных к воде ветвей ив, растущих на полуострове, раньше водились  щуки, может быть, они там водятся и сейчас.  Вообще этот бочаг, несмотря на то, что находится совсем недалеко к деревне Демино, во все времена был труднодоступен. Даже вездесущие туристы, в середине семидесятых, приезжавшие на выходные дни с палатками в окрестности Демина, редко останавливались на этом бочаге, хотя там можно было, и покупаться, и была довольно просторная поляна, где можно было  поиграть в мяч. А сейчас тропинка с правого берега к мельничной плотине, шедшая по крутому обрывистому берегу, существовавшая до середины шестидесятых годов, давно заросла и полностью исчезла, по другому берегу реки, несмотря на проложенную трассу лыжни подойти летом очень сложно из-за наличия на пути очень топкого болота с родниками, незамерзающими даже зимой.  Сейчас совершенно непонятно, каким образом был сделан подъезд к этой мельнице. Если предположить, что дорога от деревни Демино к мельнице шла по правому берегу реки, и затем, дойдя до воды, шла вдоль берега, то в этом случае под обрывом для нее было совсем мало места. Если она  шла дальше через Колокшу, где еще лет двадцать был брод, по которому гоняли коров на дальние заречные выгоны, то этот путь при весенних и летних разливах, был недоступен. А сейчас начало этой дороги, постепенно превратившейся  сначала в тропу, практически исчезло и с большим трудом в этом месте можно пройти к реке.
 Что можно сказать про эту мельницу – продолжавшийся и далее вверх по течению реки перепад высот оставался большим и обеспечивал достаточный напор воды. Этот перепад продолжался до крутого, почти на девяносто градусов поворота реки, где находился бочаг со спокойной тихой водой и ровным песчаным дном под названием «Исаковец». Однако подъезд, как уже было сказано,  к этой мельнице был затруднен. Кроме того, подъем дороги от реки был еще более большим, чем на третьей мельнице, так как надо было подниматься практически от уровня воды, а не от берега, где находилась мельница. Подъехать к мельнице по левому берегу было можно, но подъем там также был велик – надо было подниматься на тридцатиметровый склон, пусть и пологий, а другая  дорога отсутствовала.  Однако, можно предположить, что услугами этой мельницы все же пользовались жители деревень левого берега Колокши: была дорога, которая пусть и долгим путем, но вела не только к деревне Седлово, но и к деревне Ераково, находящейся в трех километрах – иначе зачем нужны были в этом месте дороги, если существовала прямая дорога, ведущая напрямик от Седлова к Еракову, проложенная по довольно ровному месту, значит, была все - же необходимость в этой дороге через лес, овраги и подъемы. Впрочем, это мои предположения. Сейчас на месте этих дорог находятся лыжные трассы, и среди леса проложены новые, а лес расчищен от подлеска, просматривается насквозь и напоминает хороший парк.
 Сейчас на  бочаге Кузьмино поселились бобры, построившие плотину в нижней части бочага и тем самым существенно подняв его уровень, живут они и на Исаковце и выше по течению, а самое интересное – буквально в двух шагах от цивилизации – под Кручей, рядом с лыжной базой.