Свободные экономические зоны в России

Антон Данилец
К сожалению в этом формате не отображаются рисунки и формулы, а так же подстрочные сноски. Однако, я считаю, что эта лекция может представлять интерес для заинтересованных читателей и потому публикую её здесь.
Приведенная иллюстрация взята из сети Интернет
Введение
Выбирая тему для исследования в этой работе необходимо  учитывать, что свободные экономические  зоны (СЭЗ) сегодня прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Таких образований в  мире, по разным данным,  от 400 до 4000. Однако, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну  российскую,  поскольку те образования,  которые в России называются «свободными экономическими  зонами»,  не  удовлетворяют  международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Именно потому, что  несмотря  на  неоднократные  попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России,  они остаются в отечественной экономике явлением экзотическим, плодящим скорее дискуссии нежели реальные экономические преимущества для Российской Федерации, поднимаемые в данной курсовой работе вопросы остаются весьма актуальными, как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Деятельности  российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным.
Поэтому сегодня требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать  накопленный  (в  том числе - и отрицательный) опыт, объективно оценить возможности и перспективы  создания  и развития свободных экономических зон в российской экономике и дать некоторые рекомендации по их развитию на примере одной из функционирующих СЭЗ России в Калининградской области. Это и будет целью данного исследования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо будет решить ряд последовательных задач, в том числе:
Исследовать понятие и классификацию свободных экономических зон,
Изучить функции и место свободных экономических зон в экономике,
Проанализировать современное состояние свободных экономических зон в России,
Проанализировать особенности свободной экономической зоны «Янтарь» в Калининградской области,
Определить общие направления развития СЭЗ в России,
Разработать рекомендации по развитию СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области
1. Теоретические особенности создания и функционирования свободных экономических зон
1.1 Свободные экономические зоны: понятие и классификация
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ).
Главная цель создания СЭЗ заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда.
Другие цели — насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания «полюсов роста» и т. д.
Количественные оценок существующих в мире СЭЗ, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно. Одни авторы полагают, что к середине 90-х годов общее число СЭЗ в мире приблизилось к тысяче, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000.
Что касается места СЭЗ в мировой экономике, то их доля в мировом тoвapoобopoтe увеличилась с 8% в 1960 г. до 20 в 1985 и 30% в конце 90-х годов. Они функционируют уже примерно в ста странах мира, а занято в них более 3 млн. человек.
Разнобой количественных оценок объясняется в первую очередь тем, что само понятие свободной экономической зоны ни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно четко еще не сформулировано.
В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.
Большинство свободных экономических зон имеют сравнительно небольшую территорию и относятся к категории «точечных» объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения СЭЗ — наличие выгодного экономико-географического положения.
Определенные понятийно-терминологические трудности возникают и при классификации свободных экономических зон, выделении различных их типов (видов). (Рис.1.1)
Чаще всего основой для классификации СЭЗ служат четыре главных критерия:
1) характер деятельности и функциональное предназначение;
2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;
3) отраслевой признак;
4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).
Рис. 1.1
Мировое «семейство» СЭЗ
в соответствии с хозяйственной специализацией
Все это создает достаточно широкий диапазон для разного рода трактовок: одни авторы считают, что существует до 25—30 разновидностей СЭЗ, другие ограничиваются 10—15 и еще меньшим числом их типов. Но в любом случае очень важна группировка этих типов, объединение их в несколько родственных групп. .(Рис.1.2)
Рис.1.2
Особенности классификации СЭЗ
Первую группу образуют торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.
Вторую группу образуют промышленно-производственные СЭЗ, также имеющие несколько разновидностей. СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ.
Третью группу образуют научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.
Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.
Пятую группу образуют комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя стуктура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.
Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием, как частных фирм, так и соответствующих государств.
При рассмотрении классификации экспортно-экономических зон некоторые авторы предпринимали попытки выделить их последовательные поколения.
Обычно к СЭЗ первого поколения относят зоны свободной торговли, к СЭЗ второго поколения — экспортно-производственные зоны, к СЭЗ третьего поколения — технико-внедренческие и сервисные зоны. Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения.
Несмотря на многие черты сходства, свободные экономические зоны в развитых странах Запада, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют некоторые различия.
1.2 Функции и место свободных экономических зон в экономике
Функции СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи - для уменьшения социальной напряженности.
Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические. (Рис.1.3)
Экономические функции:
- более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
- привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
- использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
Социальные функции:
- комплексное развитие отсталых регионов;
- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
- обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
- насыщение национального рынка высококачественными товарами.
Научно-технические функции:
- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
- приобщение к новым формам управленческого труда;
- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
- повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
Рис.1.3
Классификация СЭЗ по характеру деятельности
В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, имеющих недоразвитую инфраструктуру.
Для их создания и развития используется преимущественно национальный частный капитал и работают они в большинстве своем на внутренний рынок.
В промышленно развитых странах (США, Великобритания) СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок, поскольку, только наращивая экспорт, эти страны могут решать задачи оздоровления национальной экономики.
Отсюда вытекает и особенность СЭЗ - более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для иностранных инвесторов.
Вводя на части своей территории, особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.
С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства «третьего мира» пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:
- росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;
- росту притока иностранного производительного капитала;
- стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;
- сокращению безработицы;
- подготовке квалифицированных специалистов.
«Практика функционирования свободных экономических соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы . Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов , которые дополняются специальными формами поощрений . Последние направлены либо на решение конкретных задач (например , ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т. п.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес).
Большое распространение таких зон в странах Запада вытекает из их активного участия в международном географическом разделении труда и мирохозяйственных связях, в разного рода интеграционных группировках, да и из самого постиндустриального характера их экономики. Неудивительно, что в этих странах представлены почти все разновидности СЭЗ.
В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к концу 90-x годов по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны (ЭПЗ), которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки.
Наибольшие масштабы создание специальных экономических зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще в 80-х годах 14 приморских городов Китая получили статус открытых. А в 90-х был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.
Латинская Америка по числу свободных экономических зон лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также разного рода офшорные центры.
В Африке свободные экономические зоны пока получили меньшее распространение — в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.
В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной Европы первыми еще в 60-х годах их стали создавать Югославия и Венгрия. Затем они появились и в других странах.
В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше —на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной.В России свободные экономические зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора десятка.
Среди них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных комплексных зон могут служить СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.
2.Анализ функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
2.1 Свободные экономические зоны в России: современное состояние
Практика создания имеющихся и проекты будущих  СЭЗ  на  территории России показывают,  что  в  зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
- комплексные зоны производственного характера;
- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе  зоны  экспортного  производства и транзитные);
- функциональные,   или  отраслевые  (технологические  парки,  технополисы,
-  туристические, страховые, банковские и др.).
Эти  типы  зон   могут   быть    охарактеризованы    следующими    основными признаками. Комплексные  зоны  многопрофильны.  Они  формируются   и   на   ограниченной территории, и в границах областей и других  территориальных  образований.  В них создаются условия  для  привлечения  крупного  капитала  с  обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней мере,  по  замыслам  их создателей) большая часть СЭЗ,  создаваемых в России,  в том числе -  СЭЗ  в Находке,  Калининградской области,  Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления,  в  том  числе  и  за счет  консигнационных  складов,   сдачи  в   аренду   помещений,   выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам  относятся,  в  частности,  зона  свободной  торговли «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»),  свободные таможенные  зоны «Московский  Франко-Порт»  (около   аэропорта    «Внуково»),  «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта.
Отраслевые зоны (технологические парки,  технополисы и  др.)  выполняют  как народнохозяйственные,  так и внешнеэкономические функции. Они, в  частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса  в  отдельных  отраслях на  основе  активизации  внешнеэкономического   сотрудничества,    внедрению результатов отечественной науки, а также  разработке наукоемких  технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К  отраслевым  зонам  научно-технического  характера   относится    СЭЗ    в Зеленограде,     которая     должна     специализироваться     в     области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам финансового  (оффшорного) характера может быть  отнесена  зона  экономического  благоприятствования  в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая  зона «Кавказские Минеральные Воды».
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не  только  общие,  но  и локальные  факторы.   Так,   для   транспортных,   экспортно-импортных   зон необходимо  наличие  крупного  транспортного   узла.   Они,   как   правило, размещаются  в   приморских   городах,   располагающих   морскими   портами, железнодорожным сообщением,  аэропортом.  Эти  же  условия   желательны  для размещения торговых,   банковских  и  других  зон.  Для  создания  зон  типа технопарков и  технополисов  нужна  развитая научно-производственная база  и квалифицированная рабочая сила.
Организация  туристическо-рекреационных  зон требует  наличия   культурных  и  исторических  центров,   бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
     Основной  отличительной  чертой  процесса создания   СЭЗ   в   России   является  его   политизированность   в   ущерб экономической  сути,   вопросы   создания   зон   решаются   стихийно,   при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
В отношении вопроса о свободных зонах  российское  руководство  до  сих  пор действовало  весьма  непоследовательно.   Оно   то,    поддаваясь   давлению регионов,  щедро  раздавало  льготы,  то  отбирало   их,   обосновывая   это общегосударственными   интересами.    В    результате    большинство    СЭЗ, организованных в начале 90-х годов,  фактически  лишились  сегодня  основной части ранее предоставленных федеральных  преференций.   Решения  о  создании новых  СЭЗ  продолжают  приниматься  так   же,  как  и  ранее,   т.е.  чисто декларативно, без концептуального обеспечения  и  механизма  реализации.   В итоге   остается   нереализованной  главная   экономическая   идея   СЭЗ   - стимулирование    предпринимательской    активности     через     выборочную либерализацию  инвестиционного климата.
Вместе с  тем,  исходя из мирового опыта,  курс на организацию  СЭЗ  мог  бы способствовать решению  ряда  приоритетных  для  страны  проблем  в  области стабилизации  и  подъема  экономики,    возрождения   регионов,   укрепления федерализма,   развития  внешнеэкономической  деятельности  и  международных контактов.  Однако отсутствие в РФ надежной  правовой  базы  по  созданию  и функционированию СЭЗ,  а у правительства  - четкой концепции о  роли  СЗЗ  в российской экономике переходного периода не позволяет  вопросу  о  свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.
«В практике развития  российских  СЭЗ  множество проблем,  как  общих (например,   отсталость  инфраструктуры),   так  и  частные,  но   эти   три рассмотренные -  неурегулированность  нормативно-правовой  базы,  отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между  сиюминутными   интересами  отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и  недостаток (и на федеральном,  и на  региональном   уровне)   средств  на  обустройство создаваемой  зоны  -  являются   основными   факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ».
В результате, в  настоящее  время  из  18  формально учрежденных в России СЭЗ  можно,  да  и  то  с  большими  натяжками,   можно назвать «работающими» лишь две зоны - в Калининградской области  и  Находке.
Именно на СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области мы остановимся более подробно.
2.2 Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области
Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных ресурсов, геостратегическое положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических вопросов, укрепления связей России с другими странами Европы
      В 1991 году в Калининградской области была создана свободная экономическая зона «Янтарь». В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе  был закреплен федеральным законом.
1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,[1] призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции.
Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортноориентированных производств.
«Федеральный закон предусматривает введение специального статуса резидента Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны».
      К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:
-  реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;
-  осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;
-  объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов рублей;
-  объем капитальных вложений в сумме не менее 150 миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.
   Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом,- режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.
Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.
Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.
Отметим, что «по росту промышленного производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте».
Высокий темп роста индекса промышленного производства в 2010 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств составил 144,9% против 79,1% за соответствующий период 2009 года, что оказалось самым высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место).
Рост в обрабатывающих производствах отмечался практически по всем видам деятельности за исключением обработки древесины и производства изделий из дерева (-6,5%).
При этом наибольший рост фиксировался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 3,1 раза). Это связывают с возобновлением поставок на телевизионные предприятия области комплектующих изделий от ведущих мировых брендов, а также с вводом в эксплуатацию новых предприятий-резидентов ОЭЗ (ООО «Системы Нефть и Газ Балтия», ОАО «НТП «Цифровые телевизионные системы», ООО «Пранкор», ООО «ПроИнвест»).
Кроме того, «в связи с развитием предприятий ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ «Янтарь», других калининградских предприятий судостроения и судоремонта» в 2,6 раза возросли объемы производства транспортных средств и оборудования.
3. Разработка рекомендации по совершенствованию СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области
3.1Общие направления развития СЭЗ в России
Для успешного развития СЭЗ в России и достижения этих результатов необходимо подготовить соответствующую законодательную базу, а также иметь администрацию зоны, гарантирующую инвесторам стабильность и безопасность их деятельности. Для управления зоной следует организовать Административный совет с соответствующими правами и обязанностями.
В свободных экономических зонах отсутствуют пошлины и налоги на импорт и экспорт оборудования и материалов, используемых в производстве экспортных товаров, что обеспечивает рентабельность инвестиций. Фирмам-инвесторам, как правило, гарантируются налоговые каникулы сроком от 5 до 35 лет. В некоторых случаях этот период не имеет определенных границ и совпадает с периодом производства экспортной продукции. Имеются различные варианты формирования отношений администрации зон с иностранными предпринимателями и работниками, но в большинстве СЭЗ льготное налогообложение распространяется как на их имущество, так и на доход.
Иностранные и российские инвесторы должны располагать возможностью выбора мест размещения объектов бизнеса. Определяющими факторами их отбора являются производственные и транспортные издержки, каналы и география реализации продукции, состояние окружающей среды, надежность и простота системы управления.
Инфраструктурные проекты, необходимые для подготовки площадки СЭЗ, могут финансироваться за счет иностранных источников и государственного бюджета. Затраты, которые на первых порах несет государственный бюджет, обычно возмещаются в течение первых пяти лет.
Эксперты отмечают, что, создавая СЭЗ, необходимо исходить из требований закона, а не руководствоваться постоянно меняющимися решениями исполнительной власти.
При создании СЭЗ не следует увлекаться гигантскими планами. На первом этапе в России следует сосредоточиться на создании десяти свободных зон площадью не более 350 га каждая. СЭЗ могут создаваться в регионах, обладающих достаточной инфраструктурой для поддержки инвестиционной активности иностранных предпринимателей.
В Законе о СЭЗ нем целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от таможенных пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Авторы рекомендаций подчеркивают, что это — первое стандартное правило для любой СЭЗ.
Второе стандартное правило любой свободной экономической зоны состоит в том, что «предприниматели зоны освобождаются от экспортных налогов, пошлин, экспортных выплат, экспортных квот, налога на добавленную стоимость, специальных налогов и любых других экспортных ограничений, за исключением утвержденных международными соглашениями на товары, производимые или собранные на территории СЭЗ и экспортируемые с территории России».
На материалы, ввозимые в зону с таможенной территории России, налагаются такие же выплаты и ограничения, как и на экспортируемые из России аналогичные товары.
Товары, ввозимые на таможенную территорию России с территории зоны, облагаются налогами, пошлинами, квотами, принятыми для импортируемых аналогичных товаров, с учетом того, что стоимость, добавленная внутри зоны, рассматривается как стоимость, добавленная внутри России, вследствие чего она не является объектом таможенных пошлин и налогов в составе стоимости товаров, импортируемых из-за границы. Это стимулирует инвестирование капитала в Россию, обеспечивая доступ к российским рынкам на условиях, не дискриминирующих отечественных производителей, но более выгодных по сравнению с теми, что предлагаются чисто иностранным партнерам.
«Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки; при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты, не должна превышать 25% всего полученного дохода».[4, С.16] По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в России ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любом периоде, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом не выходить за норматив 25%.
Данные льготы применяются на мировом рынке инвестиций в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать как экономический ущерб для принимающей стороны, поскольку в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать в страну и найдут себе более подходящую нишу где-нибудь в другой стране.
Менеджеры и специалисты, прибывающие для работы на предприятиях зоны, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Так, импортные товары, ввозимые для личного пользования менеджеров и специалистов, освобождаются от таможенных платежей или налогов, включая НДС, на жилье, на определенное количество автомобилей, приборы и электронную технику, которые должны быть зарегистрированы местной таможенной службой при ввозе на таможенную территорию России. Эти товары должны быть вывезены из Российской Федерации или переданы другому лицу в случае прекращения специалистом работы на территории России.
Товары, стоимость которых превышает установленную в России нормативную величину, облагаются обычным налогом на импорт. Местные таможенные органы имеют право отменить или снизить размер таможенных платежей на товары личного пользования иностранцев, пришедшие в негодность, украденные, потерянные или каким-либо иным образом потерявшие ценность для владельца.
Административный комитет зоны может аннулировать по просьбе местных таможенных органов документ об освобождении от уплаты налогов иностранными физическими и юридическими лицами, действующими в СЭЗ, в том случае, если будут обнаружены злоупотребления таможенными льготами.
3.2 Рекомендации по развитию СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области
Итак, проведенный  анализ  опыта функционирования области в  качестве  СЭЗ  «Янтарь»  и  прогноз  последствий принятия нового закона,  проведенный в, показывает,  что,  несмотря  на наличие определенного потенциала области и   на  то,   что  преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более  стабилен,   чем  в  других «старых» СЭЗ   (в   частности,  режим   беспошлинного,   безлицензионного  и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с  одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5  месяцев  - ситуация,  не  имеющая  аналогов  на  территории   России),   дополнительные права и привилегии,  предоставленные  области  в  1991-1995  гг.,  оказались малоэффективными  для  решения   ее   социально-экономических  проблем.
Действующий Закон об Особой Экономической Зоне (ОЭЗ) в Калининградской области, безусловно, сыграл большую роль в экономическом развитии СЭЗ и всего региона. С помощью предоставляемых налоговых и таможенных льгот  стимулируется активизация  бизнеса и  инвестиционнуя привлекательность области.
Но главное, на что должно быть направлено действие закона об ОЗЭ это обеспечение постепенного повышения среднего уровня зарплат и пенсий, реальных доходов населения Калининградской области.
Несмотря на финансово-экономический кризис 2008 года, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона об ОЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом.
К примеру, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2010 года по области составил 129,8% к 9 месяцам 2009 года, тогда как в среднем по России он равен 108,9%.
Что касается эффективности и перспектив развития, то здесь есть над чем поработать.
Необходимо понимать, что Закон об ОЭЗ в том виде, в котором он существует, не должен быть панацеей и замороженным законодательным актом.
Реалии жизни и происходящие глобальные процессы на территории России, стран Таможенного Союза, ЕС и мира в целом заставляют искать новые пути решения в вопросах управления и регулирования экономических  и инвестиционных процессов в регионе, который является форпостом России на ее западной границе.
Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас. 
«Депутат Государственной Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров предложил создать в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона об Особой экономической зоне в Калининграде».
Только после проведенного исследования и глубокого анализа можно будет сказать, что нужно сделать, чтобы сделать из Калининградской области регион высочайшей инвестиционной привлекательности и деловой активности, чтобы новый Закон отвечал современным интересам граждан, государства и бизнес сообщества.
В экономическом плане Калининградскую область  необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством  и современными технологиями, как это с успехом сделал у себя наш северный сосед - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. При том, что в Финляндии  практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании  Nokia,  которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и  конкурентоспособные товары.
Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес.
Что касается развития транспортных  узлов и  особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.
По всему периметру зоны был установлен таможенный режим. Правительство России приняло постановление по развитию пограничных переходов на Польшу и Литву. Это позволило открыть регулярные автобусные маршруты в ряд городов Польши, в частности, круглосуточный международный автомобильный переход в районе города Багратионовска. Организовано железнодорожное сообщение между Калининградом и Берлином. Получили статус международных Калининградский аэропорт и морской порт в городе Светлый. Все это позволило увеличить приток туристов и бизнесменов в СЭЗ и обеспечить пополнение бюджета области.
Для развития транспортно-складского комплекса Министерство транспорта совместно с Администрацией области разрабатывают схему развития Калининградского транспортного узла. Европейским сообществом было выделено 300 тысяч ЭКЮ на разработку технико-экономического обоснования развития аэропорта. Параллельно администрация разрабатывает ТЭО развития курортно-рекреационного комплекса.
Не надо забывать и о том, что географические, климатические и исторические особенности Калининградской области – это хорошая площадка для развития туристических и санаторно-лечебных услуг.
И поэтому сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.
Заключение
Итак, в процессе проведенного исследования удалось добиться поставленных целей и выяснить, что идея свободных экономических зон не является для нашей страны неожиданной.
Рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:
1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и разви¬тие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, при¬граничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесо-образным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресур¬сов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.
3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годы намечается стабилизация и установление последовательности в становлении и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы, которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять свою деятельность на территории России.
В целом же, необходимо продолжать намеченные реформы в такой перспективной области, как свободные экономические зоны.
Несмотря на то что, СЭЗ в Калининградской области на сегодняшний день успешно развивается, есть ряд проблемных вопросов в экономике и управлении Калининградской области, требующих, по крайней мере, начала каких-либо действий по улучшению ситуации.
Основной проблемой для развития экономики Калининградской области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти нашей области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии.
Кроме того, в экономическом плане Калининградскую область  необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством  и современными технологиями.
Также необходимо использование научного потенциала России.
Требуется развитие транспортных  узлов и  особенно морских портов в регионе.
Обязательно развитие туристических и санаторно-лечебных услуг.
Экономика Калининградской области очень современная в отличие от российской в целом. В Калининградской области нет моногородов, все предприятия высокотехнологичные, практически все не полного цикла, с высокой производительностью труда. Это экономика малого бизнеса, которая опережает российскую на несколько лет. Этот проект позволяет России конкурировать с Западом напрямую. Это лицо России перед Европой, и развитие этого региона должно показать, что наша экономика может на равных конкурировать с самыми развитыми странами.