Оффшорные зоны в мировой экономике

Антон Данилец
К сожалению в этом формате не отображаются рисунки и формулы, а так же подстрочные сноски. Однако, я считаю, что эта лекция может представлять интерес для заинтересованных читателей и потому публикую её здесь.
Приведенная иллюстрация взята из сети Интернет
Введение
Выбор темы данной работы обусловлен тем, что в настоящее время бурный рост оборота предприятий, расположенных в оффшорных зонах, стало одним из примечательнейших явлений современных мировых экономических отношений. Государства, в которых расположены оффшорные зоны, как правило, не имеют военных расходов и содержат минимальное число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов весьма ограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный) продукции сельского хозяйства или природных ископаемых. По этой причине сборы за регистрацию оффшорных фирм, ежегодные фиксированные сборы с работающих организаций, ежегодная плата за лицензии могут формировать до 80% их бюджета. На настоящий момент, по оценке экспертов, в мире действует около 35-40 стран, являющимися специализированными оффшорными юрисдикциями. Их доля в мировом ВВП относительно невелика - 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до 0,79%. Тем не менее,  примерно половина всех мировых финансовых трансакций осуществляется именно через оффшоры.
Приведённые данные свидетельствуют о высокой актуальности оффшорных юрисдикций, несмотря на ужесточение антиоффшорного регулирования в мировой экономике. Вопросы функционирования международного оффшорного бизнеса для России весьма актуальны, т.к. Россия, по оценке иностранных экспертов, устойчиво лидирует в мире по количеству регистрируемых её резидентами оффшорных компаний в зарубежных странах. В настоящее время более половины российских инвестиций ушло в оффшорные юрисдикции, в том числе в Великобританию - 18, 6%, на Кипр - 10,9, в Нидерланды - 8,8, на Багамские острова - 5,3 , на Британские Виргинские острова - 5,2, в США - 4,6, на Гибралтар - 3,9. По самым осторожным оценкам, к началу 2004 г. в зарубежных оффшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. оффшорных компаний с российским капиталом.
Целью данной работы исследование теоретических особенностей формирования и функционирования оффшорных зон, характеристика основных оффшорных зон по регионам мира и разработка рекомендации по регулированию международного оффшорного бизнеса.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить ряд последовательных задач, в том числе:
1. Исследовать особенности оффшорных зон и юрисдикций,
2. Определить состав и структуру оффшорных зон и юрисдикции,
3. Проанализировать оффшорные механизмы в международном налогообложении
4. Исследовать оффшорные зоны в различных регионах мира,
5. Провести исследование особенностей и проблем оффшорного бизнеса в Российской Федерации,
6. Разработать рекомендации по регулирование международного оффшорного бизнеса
1. Теоретические основы и особенности организации оффшоров
1.1 Особенности оффшорных зон и юрисдикций
Английское слово «offshore» в переводе на русский означает «вне берега» и в экономическом и правовом отношении толкуется как зарубежный бизнес, пользующийся льготами при соблюдении заданных условий в странах его регистрации.
«В настоящее время многие страны становятся на путь активизации своего участия в международном разделении труда. Экспортно-ориентированная стратегия развития становится доминирующей в общей экономической стратегии не только развитых стран, но и стран с переходной экономикой, развивающихся и новых индустриальных стран».
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из важных элементов стратегии экспортной ориентации. СЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платёжного баланса и, в конечном, счёте, для развития национальной экономики и её более эффективной интеграции в мировую экономику.
Особый вид СЭЗ - оффшорные зоны. В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
Любое суверенное государство осуществляет полную юрисдикцию на собственной территории над своими гражданами и резидентами на основе конституции и национального законодательства. Юрисдикция в колониальных и зависимых территориях осуществляется в соответствии с конституцией и законами метрополии и законами местных органов самоуправления, если такие есть в колониальных и зависимых территориях. «Государства и зависимые и колониальные территории, где законодательно разрешён и гарантирован льготный оффшорный бизнес и развёрнуты один или несколько оффшорных центров, принято называть оффшорными юрисдикциями».
В принципе любая юрисдикция может считаться оффшорной, если на всей или части своей территории она предлагает нерезидентам более благоприятный режим предпринимательства, чем своим собственным резидентам.
В специальной литературе в качестве синонимов понятия «оффшорная юрисдикция» нередко используются термины «налоговый рай», «налоговая гавань», «налоговое убежище», «налоговый оазис» и «оффшорная зона».
В самом общем виде оффшорным центром считается вся или часть территории страны, где создана повышенная комфортность для бизнеса нерезидентов путём предоставления им ряда льгот, привилегий и гарантий, действие которых не распространяется на резидентов принимающей страны. (Рис.1.1) 
Рис.1.1
Особенности оффшорных зон и юрисдикций
К таким льготам, привилегиям и гарантиям относятся низкие или нулевые ставки налогов на доходы, отсутствие налогов «у источника», валютная автономия, облегчённые или гибкие режимы учреждения компаний и лицензирования их работы, широкое использование трастов и других специальных финансовых структур в странах их регистрации, повышенный уровень конфиденциальности для клиентов и их деловых операций.
Короче говоря, «оффшорными финансовыми центрами следует считать часть или всю территорию оффшорных юрисдикций, которые законодательно гарантируют учреждение, регистрацию и функционирование оффшорных компаний иностранных резидентов-акционеров и разрешают им вести льготные зарубежные коммерческие операции под своим исключительно мягким контролем».
1.2 Состав и структура оффшорных зон и юрисдикции
По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «к налоговым гаваням относятся страны и территории, где подоходный налог взимается по номинальной или нулевой ставке и для определённых видов дохода установлен преференциальный режим налогообложения, а для нерезидентов созданы возможности уклонения от уплаты налогов в странах их резидентности».
Во многих зарубежных справочниках оффшорные центры определяются как юрисдикции с низкими и даже нулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где местное трастовое законодательство позволяет выгодно хранить активы и вести хозяйственную, особенно финансовую, деятельность со значительными налоговыми льготами.
По другим определениям, «оффшорный финансовый центр - это страна или юрисдикция, где на международном уровне предпринимаются попытки привлечь иностранный бизнес такими средствами сознательной политики правительства, как введение законов по защите коммерческой тайны и налоговые льготы».
Таким образом, мы можем остановиться на определении, что любая из оффшорных юрисдикций, а вместе с ней и дислоцированный на ней оффшорный центр должны отвечать ряду обязательных требований. Вот перечень основных характеристик, которыми должен обладать любой популярный оффшорный центр
1) Развитая и современная законодательная база оффшорного центра и оффшорного бизнеса, предусматривающая принципиальное разрешение ведения оффшорного бизнеса с территории принимающей юрисдикции и детальное и льготное регулирование, как широкого спектра предлагаемых оффшорных услуг, так и деятельности различных видов оффшорных компаний.
2) Выгодное географическое положение на магистральных транспортных коммуникациях вблизи крупных деловых центров мира. С развитием мировой транспортной системы, сети связи, включая Интернет, и глобализации мирового хозяйства значение этого фактора снижается, и известны случаи успешного развития оффшорных центров в островных, удалённых и внутриконтинентальных странах.
3) Политическая стабильность в оффшорных юрисдикциях, необходимая для укрепления доверия иностранных инвесторов и гарантий неизменности льготного режима работы для зарубежной клиентуры.
4) Определённая административная автономность оффшорных центров, если они являются анклавами или эксклавами таможенных территорий оффшорных юрисдикций.
5) Развитая техническая инфраструктура, включающая наличие сети транспорта и связи, комплекса служебных и жилых помещений для осуществления интенсивного, быстрого и устойчивого общения с внешним миром.
6) Развитая и комплексная деловая инфраструктура, включающая банки, страхоовые и трастовые компании международного класса, и необходимое количество специалистов для обслуживания оффшорных операций (финансисты, аудиторы, бухгалтеры, юристы, программисты и переводчики).
7) Полномочный и компетентный орган государственного управления работой оффшорного центра.
8) Моральная, материальная и политическая поддержка законодательной, исполнительной и судебных властей оффшорной юрисдикции в ходе учреждения и развития оффшорного центра.
9) Постоянное рекламное присутствие оффшорного центра на мировом рынке оффшорных услуг.
10) Система межправительственных соглашений об избегании двойного налогообложения доходов с зарубежными странами.
11) Участие оффшорной юрисдикции в международном сотрудничестве по борьбе с отмыванием незаконных доходов.
12) Членство оффшорной юрисдикции в Гаагской конвенции по апостилированию документов.
Итак, после того, как выше были приведены теоретические особенности формирования и функционирования оффшоров, перейдём к основной части работы.
2. Характеристика и анализ оффшорных зон по регионам мира
2.1 Оффшорные механизмы в международном налогообложении
Льготный налоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемых оффшорных компаний.
«Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избегании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора».
В противном случае, оффшор подвергается налогообложению в стране, где он ведет свою деятельность.
С точки зрения международного права, оффшорная компания является самостоятельным юридическим лицом и ведет свою деятельность согласно законам страны регистрации. В настоящее время в мире насчитывается порядка 60 стран, предусматривающих налоговые льготы для оффшорных компаний. Оффшорные компании вправе открывать неограниченное количество счетов в любых банках мира.
Их деятельность фактически никому не подотчетна, в большинстве «налоговых гаваней» ежегодная отчетность сводится к перечислению фиксированного сбора.
Наиболее выгодно создание оффшора в связи с:
-      необходимостью безопасного, конфиденциального, безналогового хранения средств, при условии свободного доступа к ним в любое время и перемещения их по всему миру;
-      оптимизацией налогообложения, упрощением документооборота, ускорением финансовых потоков и обеспечением их надежности при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
-      избеганием налогообложения при импорте основных средств.
Таким образом, особая ценность оффшора заключается в возможности «юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные и безопасные страны. Тенденция расширения оффшорных операций характерна для мирового бизнеса, так как использование оффшорных схем позволяет финансовым менеджерам приносить своим компаниям немалые прибыли».
Местная администрация оффшорных зон обычно предъявляет компаниям-нерезидентам ряд типичных требований:
-    обязательная регистрация иностранных юридических лиц в соответствии с национальным законодательством;
-    финансирование всех операций только за счет привлекаемых извне валютных и иных ресурсов;
-    своевременное представление местным властям годовых финансовых отчетов, а при необходимости – копий счетов, заключений аудита;
-    своевременная уплата всех налоговых сборов в бюджет оффшорного центра;
-    безусловный отказ от деловых операций на территории страны за исключением содержания офиса, а также местного и иностранного персонала;
-    отказ от привлечения местных резидентов в качестве акционеров и инвесторов оффшорных компаний; инвестирование средств в объемах не ниже устанавливаемых администрацией минимумов уставного и оплаченного капитала;
-    наличие официально зарегистрированного офиса компании в стране регистрации, где должны храниться ее реестр, документы, образцы печати;
-     наличие резидента – официального представителя компании для связи с местной администрацией; своевременное извещение о всех изменениях реквизитов компании, уставного капитала, состава ее акционеров и директоров, уставных документов.
Выполнение этих требований дает основание для получения статуса оффшорной компании и сопутствующих этому статусу льгот в бизнесе.
«Оффшорная компания – это юридическое лицо, регистрируемое в оффшорной зоне (юрисдикции с льготным налогообложением) при отсутствии валютного контроля, при этом не использующее местные ресурсы и не ведущее хозяйственную деятельность на территории зоны».
Предоставляемые компаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все из них действуют в тех или иных оффшорных центрах. Основными видами льгот, предоставляемых оффшорным компаниям, являются следующие:
-     льготный режим налогообложения;
-     предоставление валютной автономии;
-     таможенные льготы при импорте товаров;
-     упрощенные процедуры регистрации и отчетности;
-     гарантия банковской и коммерческой тайн;
-     льготы в области административного контроля;
-     соблюдение принципа строгой конфиденциальности;
-     гарантия безопасности бизнеса.
Основным преимуществом является предоставляемый компаниями льготный режим налогообложения, который может осуществляться посредством:
-     наличия безналогового статуса (нулевое налогообложение действует на Гибралтаре, островах Гернси, Джерси, Мэн, Сарк, в Ирландии);
-     применения фиксированной годовой налоговой платы (внесение ежегодной госпошлины предусмотрено на островах Гернси, Джерси, Мэн, Карибского бассейна);
-     установления низких налоговых ставок (на Кипре ставка налога на прибыль оффшорных компаний по сравнению с резидентскими снижена в 10 раз и составляет 4,25%; в Швейцарии холдинговые компании платят только налог на капитал в размере от 0,05 до 0,25%);
-     установления определенной платы за регистрацию при отсутствии налогов (в Панаме величина регистрационного сбора составляет 150 долларов США);
-     введения особых условий при отсутствии налогов (в Ирландии, например, установлен сбор в сумме 10 фунтов стерлингов за перерегистрацию компании при предоставлении годового отчета).
Страны, где регистрируют оффшорные компании, можно разделить на несколько категорий:
1. Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские, Виргинские острова, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внесение, как правило, ежегодного фиксированного сбора в казну. Обычно в таких странах не ведется реестр директоров и акционеров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая.
2. Государства, где кроме оффшорных компаний существуют обычные, которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компании гораздо выше. Это Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, острова Мэн и др.
3. Не оффшорные страны (США, Великобритания, Канада и др.). В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся реестры директоров и акционеров. Но есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы.
2.1 Оффшорные зоны в различных регионах мира
Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара:
Карибский бассейн – о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;
Средиземноморье – Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;
Европа – Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;
Арабские страны – Ливан, ОАЭ, Бахрейн;
Африка – Сейшельские острова, Либерия;
Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины. Специализация оффшорных компаний не является жесткой (рис. 2.1).
Рис. 2.1
Специализация оффшорных компаний
В настоящее время насчитывается более 60 оффшорных зон. Примерно четверть стран мира применяет оффшорный режим или его элементы для иностранных резидентов. Общее число оффшорных компаний достигает нескольких миллионов.
На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.
Выбор места расположения оффшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятельности.
В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы.
Так, финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности, более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов.
При регистрации фирмы учитываются также условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных «налоговых гаванях».
Однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операций, иначе затраты на содержание компании не окупят себя.
Важной проблемой, вызывающей беспокойство правительств многих стран мира, является рост объемов оборота «грязных» денег и их «отмывка» через банки и кредитные учреждения в «оффшорных центрах».
В последние годы в связи с оттоком капиталов из развитых стран в «налоговые убежища» многие страны приняли специальные законодательные нормы, ограничивающие возможности «безналогового» перевода средств в «налоговые убежища».
Наиболее популярными формами злоупотреблений являются следующие:
оформление зарубежных ссуд через посредство компании, образованной в «налоговом убежище» с целью воспользоваться пониженной ставкой налога «у источника» на выплачиваемые по таким ссудам проценты;
организация в «налоговом убежище» зависимых финансовых компаний в целях заимствования или продажи через них облигаций головной компании за рубежом с последующей передачей средств для использования головной компании (такие операции особенно распространены на Нидерландских Антилах);
организация холдинговых компаний для перевода через них дивидендов и роялти (для этой цели обычно используются Нидерланды и Швейцария);
осуществление активной деловой деятельности и инвестиций в недвижимость через образованную в «налоговом убежище» штаб-квар¬тиру компании;
образование компаний «личных услуг», служащих укрытием для доходов артистов и спортсменов, получаемых ими от своей деятельности и др.
3. Перспективные направления оффшоров в Российской Федерации
3.1 Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики
Оффшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов.
Перечислим основные мотивы при легальном использовании оффшорных и спарринг-оффшорных юрисдикции в произвольном порядке, поскольку приоритетность мотивов у разных потребителей оффшорных услуг сильно различается, а кроме того, при выстраивании оффшорных сетей бизнес обычно руководствуется несколькими мотивами:
- налоговая оптимизация;
- владение активами;
- управление активами;
- продажа активов;
- хранение богатства;
- сокрытие информации об истинных участниках сделки или владельцах собственности;
- создание оффшорных трейдеров, которые с помощью трансфертных цен становятся центрами концентрации прибыли;
- использование для международных инвестиций и осуществления зарубежной экспансии;
- привлечение инвестиций путем размещения акций и долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;
- инвестирование в Россию;
- диверсификация рисков и т. п.
«Налоговое планирование с использованием оффшоров — это традиционный мотив, который практически всегда сопровождается другими причинами. На основе заключенных Россией с зарубежными странами СИДН предприниматели получают легальные возможности облегчить налоговое бремя, тем самым увеличивая доходы от своего бизнеса». [7. С.392]. РФ имеет более 68 таких действующих соглашений
Владение активами через компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в оффшорах создают комфортную среду для бизнеса.
Отечественные бизнесмены предпочитают структурировать активы путем создания холдингов, центральные звенья которых инкорпорируются в оффшорных юрисдикциях. Так, «консолидация активов в России и передача их под контроль оффшорной компании облегчают их реализацию, поскольку позволяют продавать не сами активы непосредственно, а владеющую ими через российскую структуру оффшорную компанию. Ее покупатель не обязан предлагать другим акционерам — собственникам части активов выкупить их доли, если это не оговорено особо в уставе соответствующей российской бизнес-структуры».
Использование оффшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в оффшорной юрисдикции компания.
Оффшорные компании дают возможность сохранить в тайне реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения. Кроме того, «как показал опыт экспансии российского бизнеса в страны СНГ, в оффшорных схемах могут быть заинтересованы старые владельцы собственности — представители национальных элит, которые сами владели ею через оффшорные компании. Информация же об участниках крупных сделок рано или поздно становится публичной».[9]
С помощью оффшорных компаний устанавливается контроль над активами, консолидируемыми в результате международных слияний и поглощений. При этом, например, компании, зарегистрированные в странах—членах ЕС, имеющих льготный режим налогообложения, позволяют легче преодолевать различные региональные интеграционные барьеры на пути проникновения капиталов из третьих стран.
Оффшорные компании, в которых консолидируются российские активы, часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций.
С помощью оффшорных компаний на родину частично возвращаются ранее вывезенные капиталы.
Использование оффшорных финансовых сетей российским бизнесом оказывает определенное положительное влияние на развитие отечественной экономики в целом.
Например, подобные стратегии повышают конкурентоспособность компаний и фирм в национальной и мировой экономике, создают условия для диверсификации инвестиций, расширения доступа к внешнему финансированию, побуждают облегчать общее налоговое бремя. Они уменьшают риски экспроприации для инвесторов и лучше обеспечивают права собственности, что, в свою очередь, стимулирует экономическую активность в России.
Это отвечает национальным интересам страны.
Вместе с тем создание оффшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом речь может идти о:
а) легальном сокращении налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием СИДН;
б) целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях;
в) нелегальном уходе от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе преступных доходов.
«Масштабы легальной минимизации налогов оценить весьма непросто. Аналогичные данные по зарубежным странам довольно условны; они, как правило, включают оценки по легальному и нелегальному уходу от налогов.Можно предположить, что для России масштабы легального уменьшения налоговых выплат в результате создания формальных и неформальных оффшорных финансовых сетей весьма значительны».
СИДН с оффшорными юрисдикциями позволяют экономить и на налогообложении дивидендов.
Большие потери связаны и с неуплатой личных налогов в российский бюджет.
Оффшорные юрисдикции стали удобным местом хранения крупных частных состояний. При этом обычно используются трастовые оффшорные компании, которые в соответствии с англосаксонским правом основаны на так называемом разделении прав собственности. Это обеспечивает освобождение реального владельца от уплаты налогов на прирост основного капитала и наследование.
Существенны потери от использования оффшоров и с точки зрения утечки криминальных капиталов, то есть от нелегальной минимизации налогов. Например, оффшоры широко применяются для получения выплат по НДС по притворным сделкам.
Использование оффшоров ведет не только к налоговым потерям, но и к серьезным структурным деформациям.
Негативные последствия, как от легального, так и от криминального использования оффшоров обусловливают необходимость проведения политики, жестко ограничивающей их отрицательное влияние на развитие национальной экономики.
3.2 Рекомендации по развитию оффшорного бизнеса в Российской Федерации
Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер.
В этом смысле Россия по-прежнему остаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.
Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдо оффшорных операций, а для этого ей необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорные центры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучего российского капитала домой.
Всех проблем платёжного баланса и доходной части государственного бюджета России открытие российских оффшорных центров не решит, однако в случае успешной работы они способны компенсировать часть потерь России.
Стремительный рост оффшорного бизнеса не мог оставить безучастным правительства развитых стран, из которых капитал стал эмигрировать в территории с более благоприятными условиями. Поэтому в этих странах стали применяться специальные «антиоффшорные» законы, призванные снизить отток капиталов, свести к минимуму преимущества ведения бизнеса через оффшорные зоны.
Современные оффшоры обеспечивают более привлекательные условия работы (понятные «правила игры», развитые рыночные институты, доверительное отношение иностранных инвесторов, страховка от политических рисков и т. п.), что привлекает не только частные компании, но и государственные корпорации. Последние стали активно использовать зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях подразделения (прежде всего инвестиционно-финансовые и трейдерские).
Данные изменения оффшорных стратегий отражают появление новых целей у нарастившего «финансовые мускулы» российского бизнеса. Он стремится не только к налоговой минимизации, но и думает о новых слияниях и поглощениях, а также о привлечении международных инвесторов путем выпуска облигаций, проведения IPO на западных биржах и других международных операций, что выгоднее осуществлять через компании, инкорпорированные в зарубежных оффшорах.
Следуя мировым тенденциям, российский оффшорный бизнес все в большей мере стал использовать не отдельные оффшорные компании, а целые оффшорные финансовые (финансово-производственные) сети, обеспечивающие минимизацию налогообложения и достижение других конкретных целей развития бизнеса, которых нельзя добиться другим путем. Эти сети основываются на связке классических оффшоров (часто их цепочки) и респектабельных государств (спарринг-оффшорных юрисдикции), где существуют возможности учреждения компаний, которые при определенных условиях не подпадают под преобладающие для местного бизнеса неоффшорные правила налогообложения.
В условиях усиления глобального давления международного сообщества на оффшоры в последнее время особую роль приобретает престижность юрисдикции инкорпорации бизнес-структур. Хорошая репутация с точки зрения современных требований позволяет добшься более выгодных условий от зарубежных торговых партнеров (линии товарного кредита и т. д.) и от финансовых институтов (более низкие проценты по кредиту и более длительные сроки финансирования). Так, зарубежные страховые компании не будут страховать фирмы из тех безналоговых зон, где трудно получить достоверную информацию об их финансовом состоянии для оценки финансовых рисков.
Как правило, в оффшорных финансовых сетях с учетом существующих соглашений об избегании двойного налогообложения (СИДН) между престижными странами и классическими оффшорами задействовано не меньше трех-четырех компаний, которые обеспечивают легитимность оффшорных сетей. Входящая в такую сеть оффшорная компания может как выполнять функции фокусного центра, принимая на себя стратегическое управление группой размещенных в различных юрисдикциях компаний, так и быть отдельным звеном, свобода действий которого ограничена в рамках общей стратегии развития сети. Однако оффшорные компании обычно являются центрами аккумулирования прибыли всех участников сети. В свою очередь, регистрируемые в респектабельных юрисдикциях звенья оффшорных финансовых сетей становятся своеобразными защитными «ширмами» (иногда их еще называют «прокладками») между российскими резидентами и классическими оффшорами.
Создание оффшорных финансовых сетей — одна из важных тенденций развития современного глобализирующегося бизнеса и главный мотив международного налогового планирования.
Фактор льгот, играющий важнейшую роль в формировании оффшорных финансовых сетей, в некоторых ситуациях может не приниматься во внимание, так как практически в любой стране можно зарегистрировать компанию, работающую в связке с оффшорной, например, в качестве агента на комиссии. И эта компания будет платить налоги только с комиссионных, которые можно целенаправленно занизить (см. рис.3.1).
Рис.3.1
Схема использования компаний на спрринг-оффшорной юрисдикции компанией из классической оффшорной юрисдикции
Часто оффшорные финансовые сети формируются на основе цепочки компаний, зарегистрированных в классических и так называемых «мягких» оффшорах.
Подчеркнем, что оффшорные финансовые сети достаточно гибки и динамичны, их состав может постоянно меняться, что является их важным преимуществом. В то же время информация о структуре таких сетей редко становится достоянием общества. Исключения здесь в основном связаны с обязательностью публикации сведений обо всех аффилированных компаниях и лицах при выходе холдинга на международные финансовые рынки при размещении облигационных займов, проведении IPO.
Заключение
Итак, в процессе проведенного исследования мы выяснили, что свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из важных элементов стратегии экспортной ориентации.
Особый вид СЭЗ - оффшорные зоны. В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.
Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
Льготный налоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемых оффшорных компаний.
Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избегании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора.
Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара: Карибский бассейн – о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада; Средиземноморье – Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр; Европа – Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия; Арабские страны – Ливан, ОАЭ, Бахрейн; Африка – Сейшельские острова, Либерия;  Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины. Специализация оффшорных компаний не является жесткой.
В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения).
С одной стороны, в их создании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики.
С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.
Проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России.
Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер.
Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдо оффшорных операций, а для этого ей необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорные центры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучего российского капитала домой.