О взятках

Сергей Малыгин
В 14 – 16 веках на Руси существовало кормление служивых государевых людей. Московское государство не имело денежных средств, чтобы содержать чиновников, и отдавало им во временное (на период выполнения должностных обязанностей) пользование деревни, волости и города.

Уже в 16-м веке кормление было официально отменено. Тем более, ни о каком «кормлении» не могло быть и речи в СССР; не должно быть его и в сегодняшней России.

Тем не менее, «кормление» сегодня процветает, хотя и неофициально, в бюрократической чиновничьей среде. Осуществляется оно в виде поборов (взяток) с просителей.

Взяточничество, насколько я знаю, особенно развито в Центральной и Южной России. Не знаю, как в Сибири, но на Урале его нет и никогда не было - за свои 50 с лишним лет я сам никогда и никому не платил взятки и ни от кого из своих знакомых не слышал об этом явлении.

Очень многие, знакомые мне, люди свои права решительно отстаивали и предупреждали о своей готовности пойти в какие угодно вышестоящие инстанции. Скрежеща зубами от своего бессилия выудить хоть какое-то вознаграждение за свой нелёгкий, "каторжный" труд, даже самые нерадивые чинуши выполняли требования настойчивых, неустрашимых клиентов.

Но такое, на моей памяти, случалось довольно редко - как правило, чиновники без всяких угроз и предупреждений вполне добросовестно выполняют свои прямые обязанности.

Вполне допускаю, что и у нас некое физическое лицо будет стремиться всучить денежную взятку какому-либо должностному лицу за совершение противозаконных действий. К таким деяниям можно отнести незаконное зачисление выпускника школы в ВУЗ на бесплатное обучение, уклонение от призыва в армию, покупку недвижимости по заниженным ценам и многое другое.

Но в тех случаях, когда речь идёт о выполнении чиновником своих прямых должностных функций, взятки у нас не даются. К примеру, обе мои дочери обучились в одном и том же ВУЗе совершенно бесплатно и без всяких взяток. В принципе, я мог бы даже и не знать, где находится этот ВУЗ, поскольку проживаю в другом городе (не в областном центре). Если бы у нас взятки существовали, мои дочери не имели бы никаких шансов поступить на бесплатное обучение.

В прошлом году мне сделали операцию на позвоночнике. В больнице я должен был пролежать 30 дней, но я выписался досрочно, на две недели раньше. Моё (допустим) 30-дневное содержание в больнице на казённых харчах, сложная операция и необходимые процедуры (один раз сделали рентген и два раза томографию) не обошлись для меня ни в копеечку. Я никому ничего не платил.

«Утку» из-под больных нянечки выносили также совершенно бесплатно и без напоминаний. Правда, многие благодарные пациенты (и я в том числе) вручали нянечкам фрукты и шоколадки. Но сколько стоит, к примеру, апельсинка или шоколадка? Не более 20 – 30 рублей. Это, разумеется, не 500, не 300 и даже не сто рублей.

Тем не менее, кое-что о взяточниках иногда приходится слышать. И у нас, бывает, некоторые (не слишком умные, я бы сказал) чиновники вымогают у просителей взятки.

Так, в прошлом (2011-м) году в городских СМИ сообщалось о том, что некая наша чиновница потребовала у бизнесмена принести где-то порядка 22-х тысяч рублей; тот охотно, без возражений согласился («Ну, я же понимаю, что так положено! Надо – значит, надо!»).

На следующий день эта чиновница была задержана при получении взятки. Тут уже ничем не «отмоешься».

Охотно «сдают» взяточников и за 2 – 3 тысячи рублей денежного побора. Это, вообще, смешная цифра.

В прошлом году в наших, городских, СМИ поместили сообщение о том, что некая женщина-врач на протяжении двух лет выдавала липовые больничные (за вознаграждение, естественно). Посадить, может быть, и не посадили (дали условно), но с работы сняли. И ославили на весь город.

Вообще, не представляю, как можно брать взятки. Предположим, взял я деньги с некоей женщины за ту работу, которую обязан выполнить бесплатно, по долгу службы. И что же? Выхожу утром на улицу, а на асфальте перед домом намалёвано крупными буквами: "Сидоров (это, к примеру, я) - взяточник. Верни деньги, с...а!"

 
И это вполне реально. А в субботу надумал я поехать, допустим, с утра пораньше на пляж - культурно провести выходной день с семьёй. А у гаража меня уже ждут трое - четверо крепких мужчин, и среди них - муж той самой женщины. Состоится нелицеприятный разговор (хорошо, если "чайник не начистят"), в результате которого я сам, на блюдечке с золотой каёмочкой, верну эти деньги той женщине. И ведь никому не пожалуешься.

И потом ещё через полгода в магазине какой-нибудь, совершенно незнакомый мне гражданин, заявит кассиру:

- Это - взяточник! Товар ему не отпускайте! Пусть сначала взятку вам заплатит за услугу!

Глава нашего Инет-форума - непримиримый борец с всякой несправедливостью. Публикует различные материалы по поводу наркобарыг и злоупотреблений со стороны некоторых чиновников и бизнесменов. Разозлённые чиновники требуют назвать имя человека, который скрывается под ником, на что глава Инета хладнокровно отвечает, что это есть тайна; только - через суд. А кто добровольно обратится в суд? Чтобы выставить себя посмешищем?

О взятках, тем более, и речи быть не может. И ничего ты с этим главой Инета не сделаешь - он частный предприниматель. Попробуй, прижми его - так он и тебя ославит...

В соседней, Курганской, области местное ГИБДД начало материально поощрять своих сотрудников за выявление водителей-взяточников. Так, в конце 2010 года наряд ГИБДД задержал некоего водителя при передаче им взятки этим сотрудникам. Естественно, вся процедура была заснята на мобильный телефон; эта запись и послужила весомым (и бесспорным) аргументом в суде.

Нарушитель правил дорожного движения пытался вручить сотрудникам ГИБДД две тысячи рублей взятки. В качестве поощрения эти сотрудники получили от руководства 4 тысячи рублей (то есть, в двойном размере, как и было гарантировано). Водитель же по решению суда был оштрафован на 800 с лишним тысяч рублей и получил срок в 8 лет лишения свободы.

За убийство, бывает, меньше дают. Но дача взятки является особо злостным преступлением и карается чрезвычайно строго.

Так же неоднократно "гайцы" "сдавали" властям водителей-взяточников и в 2012-м, и в 2013-м годах.

Так что, граждане, отучайте чиновников брать взятки. При вымогательстве от вас чиновником денежных «поощрений» обращайтесь в местный ОБЭП (отдел борьбы с экономическими преступлениями), пишите заявление и «сдавайте» взяточника власти. Своё он получит по полной программе, невзирая на занимаемую должность.

Представьте себе картину. Вы – заслуженный, уважаемый в обществе человек, у вас семья, дети, работа, налаженный быт. По сложившей «славной» традиции берёте от просителя некую, заранее оговорённую сумму, кладёте деньги в стол или в собственный кошелёк.., и вдруг открывается дверь и в ваш кабинет решительно входят несколько вооружённых человек, как это принято говорить, «в штатском». А может, и форме полиции – не суть важно.

- Ни с места! – предупреждают они. – Вот ордер на обыск!

Осматривают стол, кошелёк, изучают номера изъятых денежных купюр.

- Номера дензнаков совпадают! – констатируют они факт. – Вы арестованы! Руки!

Вас выводят из кабинета с надетыми наручниками. Несколько месяцев следствия, проведённых в переполненной, душной камере следственного изолятора, здоровья вам явно не прибавят. В камере на 14 подследственных могут разместить и 65 человек. Понимаете, наверное, что медицина представлена там всего лишь фельдшером с минимальным набором лекарственных средств. По вашему вызову фельдшер может явиться только через двое – трое суток, а может и, вообще, не прийти.

За это время человек в годах, тем более, с застарелой болезнью может, что называется, и «кони кинуть», то есть, «отбросить копыта».

Переступив порог СИЗО, вы как бы лишаетесь всего иммунитета, но не физиологического, а другого. В обычной жизни этот иммунитет вмещает в себя опеку родителей, помощь друзей и родственников, связи, деньги. Перед лицом тюрьмы вы предстаёте беззащитным. Все нити, которые связывали вас с тем, другим миром отрезаны. С этого момента вы один на один с тюрьмой. Прав у вас ноль. Вы, вообще, никто и звать вас никак.

Эти долгие месяцы вам придётся провести без привычных телевизора и компьютера, в обществе людей отнюдь не самого благородного происхождения и воспитания.

Излюбленной забавой многих из этих лиц является унижение и избиение менее опытных и менее искушённых в уголовных нравах сокамерников.

Вряд ли вы найдёте защиту у представителей администрации: во-первых, у тех хватает и других забот; во-вторых, как вы все им уже надоели за долгие годы службы! Что ни месяц, ни год – всё одно и тоже…

Смертность в следственных изоляторах ужасающая.


Далее – суд; 800 тысяч рублей штрафа и 8 лет «отсидки».
Вам это надо?!

Не лучше ли жить на скромные 15 – 20 тысяч рублей в месяц, но при этом оставаться на свободе, иметь возможность выезжать на природу и любоваться берёзками и осинками?

Как говорят, «в зоне» (или «на зоне») берёзок и осинок вы не увидите в течение ближайших 8 лет (лесоповал давно отменён). Если, вообще, когда-либо увидите.

Но это, конечно, смотря куда попадёте. Возможно, через полгода от этих берёзок и осинок вас начнёт тошнить. Но ничего в своей жизни вы изменить уже не сможете – слишком поздно. Раньше надо было думать - тогда, когда присваивали чужие, не заработанные вами деньги.