Конец света. Независимое мнение

Ирина Бим
В канун приближающейся даты нашумевшего и уже порядком всем надоевшего ожидания конца света справочник абитуриента KudaPostupat.by встретился с опытным педагогом, преподавателем одного из белорусских УО, репетитором по русскому языку. Ее имя мы не будем называть намеренно, так как точка зрения педагога на многие процессы, происходящие в мире белорусского (и не только) образования, сродни тому самому концу света и разительно отличается от общепринятой (при этом мнение KudaPostupat.by не всегда с ним совпадает). Дабы не получить нежелательных последствий, женщина согласилась побеседовать с нами только под псевдонимом — Вера Петровна. Думается, что многое из высказанного отзовется в сердцах большинства наших читателей, тем не менее, абсолютным согласием.

— Вера Петровна, всем известно, что уровень образования выпускников средних школ резко, уверенно и ежегодно снижается. Вы более 20 лет работаете с абитуриентами. Как думаете, с чем это связано?

— Это очень мягко сказано – снижается. За последние 10 лет он просто обвалился, рухнул в пропасть! А высококвалифицированные репетиторы порой невольно превращаются в учителей начальных классов. У меня, например, в этом году три 11-классника поначалу не отличали гласные звуки от согласных…. Ну, о каком централизованном тестировании с такими абитуриентами может идти речь, хотя тесты из года в год становятся все проще и проще? А ведь они пришли готовиться к поступлению в ВЫСШИЕ учебные заведения!

— Неужели все настолько плохо?

— Ситуация критическая! Молодежь растет ленивая, не желающая думать, анализировать, осваивать и перерабатывать информацию, писать сочинения, выполнять контрольные работы или делать курсовые проекты самостоятельно. Целая индустрия в Интернете создана для помощи таким ученикам и студентам.

— А в чем, по-вашему, причина сложившейся ситуации?

Большая «заслуга» информационных технологий и Интернета: чем больше умеет техника, тем меньше работает мозг человека; чем больше функций мы перекладываем на компьютер и мобильные телефоны, тем хуже развивается память у пользующегося этой техникой человека. Можете сами провести простой эксперимент: спросите у школьников номера мобильных телефонов их родителей. Я вас уверяю, по памяти назовет далеко не каждый. Потому что в алфавитную книжку внесут – и забудут… потом кнопочку нажмут «Мама» или «Папа» -- и все. Иногда не помнят даже собственный номер… Такая же ситуация сложилась и со многими другими функциями. Мозг подростков развивается не настолько активно, как это происходило еще 20-30 лет назад… Поэтому, например, родители современных школьников и сегодня могут наизусть процитировать стихи из школьной программы - в отличие от их собственных отпрысков…
Конечно, в каждом правиле есть исключения. И слава Богу, есть ребята очень талантливые и старательные (во многом это заслуга семьи, их родителей). Вот им-то и нужно получать высшее образование! Именно их нужно поддерживать, помогать строить карьеру!

— Действительно, все хотят стать студентами вузов. При этом во время вступительных кампаний последних лет в Беларуси наблюдается хронический недобор абитуриентов в ссузы и ПТУЗы. Как Вы думаете, с чем это связано?

— Это связано с общей абсурдной ситуацией, причем не только в Беларуси! Что такое сегодня высшее образование? Куда может устроиться на работу выпускник ссуза или ПТУЗа в нашей стране? Только на завод или фабрику, где нужно работать не только, да и не столько головой, сколько руками! Очень часто это тяжелый ежедневный труд. Спросите у молодежи, хотят ли они такой судьбы и такого будущего? А их родители?! Они тоже в большинстве своем, особенно в Минске, видят своего ребенка не за станком в черном фартуке, а как минимум в офисе и в белой рубашечке. Другими словами, в должности, где требуется умственная работа. А на такие вакансии сегодня можно претендовать только в том случае, если на руках есть диплом о высшем образовании. И если его нет, работодатель не поймет или вообще сделает вывод, что у человека совсем низкий уровень интеллекта. Практически любой и каждый сегодня учится в вузе: посмотрите на проходные баллы, особенно на платную основу, иногда эти цифры колеблются в интервале от 60 до 70 -- из 400!
Образно говоря, современный диплом вуза — это не только документ, где прописаны получаемые квалификация и специальность выпускника. Это еще и своеобразная «справка о психическом здоровье»!
И, знаете, страшно жить, ведь худо-бедно такие студенты все-таки заканчивают вузы, с «хвостами» и пересдачами, с «защитой» курсовых и дипломных работ, слизанных из Интернета или купленных  за немалые деньги. И вот к таким «специалистам» мы потом идем на прием в поликлиники, ведем к ним на уроки своих детей, живем в домах, построенных ими же…

— Получается, надо резко сократить прием в вузы? Или срочно поднимать проходные баллы?

— Данные меры ни к чему не приведут, что бы мы ни сделали. Вообще, это очень сложный вопрос. Проблема слишком серьезная, уходящая корнями в глубину хронически больной и уже изжившей себя системы образования. Нужно менять всё!!! Жизнь идет вперед, само общество качественно меняется. Значит, назрела необходимость отказаться от старых принципов и системы... Однако согласитесь, что даже сотрудники Министерства образования, перешагнув порог собственного дома, превращаются в обычных родителей, которым надо кормить семью. А ведь загнивание системы понимаю не только я. И многие дома, на кухнях, признаются: «Болото!».
Пока люди на своем рабочем месте будут бояться признать кризис и безысходность ситуации, опасаясь таким образом потерять работу и остаться без средств к существованию, до тех пор мы будем катиться в пропасть.

— Поясните, пожалуйста, что значит «хронически больная и уже изжившая себя система образования»?

— Я ничего нового вам не скажу, все ваши читатели это знают из собственной жизни.
Ну, давайте начнем с малышей. Какие сказки читают современные дети? Какие герои им известны и интересны: Курочка Ряба, Колобок или Гуттаперчевый мальчик? Нет! Эти имена уходят в прошлое! И многие дети (и уже ставшие подростками!) даже не знают, кто они такие! Зато все знают Гарри Поттера и Лунтика! Сделайте выводы сами.
Теперь о школьной программе по русской литературе, наполненной произведениями великолепных русских писателей и поэтов. Чудесные произведения! С красивым и грамотным русским языком. Но… так ли положительно отзываются об этой литературе и читают ли её вообще наши дети, школьники? Близки ли им моральные ценности и душевные переживания Евгения Онегина или Печорина? Могут ли они понять сегодня внутренние терзания Гришки Мелехова из «Тихого Дона» или Макара Нагульнова из «Поднятой целины», если они и читать-то уже не могут эти романы в принципе. Я уже не говорю о «Войне и мире».
Почему? Потому что описанная в этих произведениях эпоха ушла в историю, для них далекую и абсолютно непонятную. Данные произведения станут им интересны значительно позже, причем только в том случае, если у взрослого человека когда-нибудь проявится интерес к истории как таковой либо к литературе как к науке. Ну, непонятно молодежи всё описанное в этих произведениях! Слишком многое изменилось вокруг них: устои, привычки, быт, моральные ценности, само общество! Для подрастающего поколения все это уже история! История в литературе. Примерно такая же, как для нас с вами сюжет «Слова о полку Игореве»…
Никому из молодых современных ребят невозможно объяснить, почему за оскорбление дамы сердца мужчина 18-19 веков вызывал обидчика на дуэль, рискуя при этом собственной жизнью, если можно наказать врага более доступным способом…

Наши дети ДРУГИЕ и живут по ДРУГИМ принципам и законам, независимо от наших с вами желаний! И с каждым годом это будет становиться все более и более очевидным. Жизнь меняется!
Так разве можно воспитать в человеке чувство любви, честности, преданности или верности на примерах каких-то непонятных для их понимания образов, живших в совсем иных условиях?! Никогда! Учить современных детей необходимо на примерах и образах таких же, как они, современных героев, близких им по духу, владеющих Интернетом и прочими благами 21 века, из современных художественных произведений. И их, слава Богу, сегодня предостаточно! Только в программу школьной программы они не включены! Новую литературу, возможно, наши дети читали бы с большим удовольствием, а не рыдали бы горючими слезами над «Мертвыми душами», причитая: «Что это за ерунда? Кто такие эти крестьяне? Мура какая-то!» (реальная ситуация с хорошо успевающей(!) ученицей 6-го класса). И, замечу: ПОВЫШАЛИ БЫ ПРИ ЭТОМ СВОЙ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ!
Менять надо всё: сделать более современной школьную программу, убрать в школе никому не нужные предметы, в старших классах обучать ребят строго по выбранному профилю, смелее использовать в процессе обучения IT-технологии, реализовать наконец работающие принципы контроля знаний учеников (сейчас экзамены после 9 и 11 классов – на 90% показушные, и все знают об этом). Ну, и самое главное — привести в соответствие с условиями жизни подростков требования на вступительных экзаменах и ЦТ.
Хотя мне все чаще кажется, что точка невозврата в образовании уже пройдена, а потому уже ничего сделать невозможно: как говорится, против исторической машины не попрешь. Процесс в запущенном состоянии, при этом сведущие люди молчат и держатся за своё рабочее место. А ведь известно, что лечение любой болячки начинается с постановки диагноза или хотя бы объективного признания заболевания как такового. Действительно, своеобразный конец света :))).

— Ну, это уже совсем как-то пессимистично звучит… Давайте вернемся к вашей мысли «привести в соответствие с условиями жизни подростков требования на вступительных экзаменах и ЦТ». Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду конкретно.

— Я не буду говорить о математике или физике с химией. Хотя знаю, что и там, что касается выпускников школ, ситуация плачевная.
Скажу о своем предмете, о русском языке — основе грамотности любого человека. Посмотрите, что происходит вокруг: с самых юных лет наши дети впитывают в себя тотальную безграмотность: СМИ, объявления, реклама, Интернет пестрят вопиющими ошибками. Практически нет грамотно написанной литературы. Да что говорить, если даже на сайтах министерств и учебных заведений масса не то опечаток, не то сознательных ошибок!!! А ведь это и есть та самая зрительная память, включающаяся у читающих такие вещи.
Так чего тогда требовать от них на ЦТ? Зачем мы растим пропасть между требованиями на ЦТ по русскому языку и самой окружающей их жизнью? Думается, это несправедливо, по меньшей мере. Давайте будем требовать грамотность в первую очередь от себя, а уже во вторую — от наших детей. Так хотя бы совесть будет чиста.

— У вас есть конкретные предложения на этот счет?

— Да. На человека можно воздействовать только посредством мотивации. И думается, наиболее эффективной будет материальная. При сложившейся ситуации нужна «хирургическая операция», т.е. принятие радикальных мер. А потому возможен единственно верный путь – законодательно закрепленная финансовая ответственность за допущение грамматической ошибки в каком бы то ни было тексте, будь то приказ, деловое письмо или обычная рекламная листовка, изданная юридическим лицом. Если бы Президентом был подписан соответствующий указ за нарушение грамматических правил государственного языка с прописанной ответственностью за каждый вид ошибки, то наверняка бы, прежде чем публиковать безграмотную листовку, любая фирма для начала задумалась бы и отдала бы ее на корректуру. А наши дети автоматически, на подсознательном уровне, так же как это происходило в советские времена, стали бы учить язык не только в школе, но и на улице или в метро, повышая собственную грамотность. В этом случае мы хотя бы имели моральное право требовать от выпускников школ знание языка в том объеме, который нужен для успешной сдачи его на ЦТ. Второй вариант, заведомо утопический, — отказаться от сдачи государственного языка на вступительных экзаменах.

— Вера Петровна, спасибо большое за Ваше интересное и очень неоднозначное мнение. Признать проблему — это значит начать ее решать. Возможно, это интервью прольет свет на некоторые вопросы для родителей школьников, читающих материалы KudaPostupat.by.