1. Анатолий Джугаш Ребята нашего Курска драма в дв

Джугаш
                РЕБЯТА НАШЕГО КУРСКА

                Драма в двух действиях

                " Если бы мне пришлось снова выбирать страну
                для своего рождения,то я,не задумываясь,уже
                в родильном доме выбрал бы Россию,потому что
                непредсказуем в своих проектах и желаниях,как и она"

                Анатолий Овчаренко
                8 июня 2007 года,село Верхняя Медведица
                Курская область.Дача.8 часов утра-время
                московское

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

     ВЛАДИМИР КЛИМЕНКО (по прозвищу-Клим)

     ФАЙРУЗА ГАЛЯМОВА

     АНАТОЛИЙ КАМЕНЕВ (по прозвищу-Керя)
    
     ЮРИЙ СЕРИЦА

     СИДОРОВ

     ВАЛЕНТИНА КАМЕНЕВА

     ОЛЬГА ГОЛОЛОБОВА

     НЕЛЛЯ ХОХЛОВА

     ВЛАДИМИР КАРПОВ,юрист

     БЕРЕЗОВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ,участковый
                отделения
                милиции,
                лейтенант

     МИЛИЦИОНЕР,сержант

     ПЕТЬКА

     ВИТЕК

     ДУНЯ

     ПАРЕНЬ В ОЧКАХ

     СЕЧКАРЬ

     ДЕВУШКА

     СТАРИК

     МАНЮНЯ

     МЕРЗАВЧИК

     КВАКИН (по прозвищу-Кила)

     ПЕТУХОВ (по прозвищу-Петюня)

     СЕРДЮКОВ (по прозвищу-Гиря)

     ПРОХОЖИЕ,ДРУЖИННИКИ,ГОРОЖАНЕ
     КУРСКА,ДРУГИЕ РЕБЯТА И ДЕВУШ
     КИ-РАБОТНИКИ ЗАО "РЕЗИНОТЕХ
     НИКИ",завода "КУРСКИЙ АККУМУ
     ЛЯТОР",ТРИКОТАЖНОГО КОМБИНА
     ТА,КУРСКОГО ПАНЕЛЬНОГО ДОМО
     СТРОИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА 


                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

   Площадь имени маршала Константина Рокоссовского.Четырехугольный
 бассейн с фонтаном.Зеленый сквер из елок и каштанов.Прямо против
 входа во Дворец культуры,стоит ряд скамеек.На одной из них сидит
 Владимир Клименко,по прозвищу-Клим.Мимо него проходит юрист Влади
 мир Карпов,останавливается возле Клименко.

   КАРПОВ(Клименко)Третьим,будешь?

   КЛИМЕНКО Не третьим,не вторым...

   КАРПОВ Больной что-ли? Или политика Горбачева тебе не нравиться,как и вся пере
       стройка под флагом генсека,ЦК КПСС,все это тебе не по нутру,Вова?

   КЛИМЕНКО Во-первых,насколько мне известно,то Миша Горбачев со своей программой
       перестройки как раз и выступает против пьянства и алкогализма.Недаром по
       его взмаху руки в Крыму все виноградники пущены под топор.Во-вторых,ты как
       юрист должен уважать Закон,держать нос все время по ветру.Одним словом вся
       чески поддерживать линию партии в борьбе с любителями приголубить бутылочку
       государственной скверны.

   КАРПОВ Я,Клим,родом из Тулы-города Героя воинской Славы.И мне до фени Горбачев
       ская гопкомпания,этого комсомольского,ставропольского заморыша.У нас юрис
       тов только одна линия понимания Закона-это права человека.И они должны ис
       пользоваться по полной программе Закона о правах.Для меня в данном случае,
       то пусть партия ставропольца лает,а караван идет и идет.

   КЛИМЕНКО Круто,Владимир Карпов! С такой железной подметкой тебе надо служить в
       спецназе американского президента Буша,а не прохлаждаться в роли юриста на
       нашем заводе"Курский аккумулятор"..

   КАРПОВ Вольному воля,спасенному рай.А то бы слегка могли придавить мой денежный
      гонорар,который прилип к моему кошельку,достался за оказание некоторых
      юридических услуг нашим курским кооператорам.Так что,Клим,можешь составить
      компанию по их расходу.Тем более,что ты сейчас зря прохлаждаешься напротив
      парадного входа этого Дворца культуры,потому что твоя краля не придет сегод
      ня,да еще в эти часы.

   КЛИМЕНКО Откуда тебе известно,что я жду девушку,что ты в электросенсы уже запи
      сался?Помни,Карпов,кто постоянно цедит горькую,тому далеко до Ванги или Мес
      синга.

   КАРПОВ(улыбаясь) Хотя я не то и не се,но доподлинно знаю,что твоя масть на этом
      свидании-самая лучшая деваха нашего Курска.Что угадал?

   КЛИМЕНКО Завсегдатоли питейных точек иногда могут и ошибаться.Однако на этот
      раз ты попал прямо в лузу.

   КАРПОВ Хороший юрист,что отличный биллиардист.Так пить или не пить?Вот в чем во
      прос,почему то мне думается так,когда то на самом деле хотел сказать товарищ
      Гамлет по такому случаю...На нет и суда нет.(многозначительно).Ждите,и она
      явиться к вам из тумана далекого Альбиона,словно ежик...Прекрасная и возмож
      но с ножичком...Жди,Клим.(Уходит)

                (На сцене появляется Юрий Серица)

   СЕРИЦА Здоровеньки булы,Володя.,чи Клим.Как будет краще?

   КЛИМЕНКО И так и эдак.Владимир и Клим.От Владимира Монамаха до Климента Вороши
       лова.Мать назвала по имени Владимир.Так еще отца звали,он погиб на целине.
       Сгорел на тракторе во время тушения зерна на элеваторе.Отец до своей смерти
       дал мне прозвище Клим.Шутил всегда,что это это мое второе имя от Клима Сам
       гина,того что Горький описал.Хотя отец имел в виду,видимо,Климента Ворошило
       ва,прославленного маршала Советского Союза,которого подставил сам Хрущев.
       Отец моего папы служил под командованием Клима Ворошилова  еще в Первой
       Конной.

   СЕРИЦА Однако втюхались мы с этой комсомольской стройкой,комсомолец-новатор Кли
       менко по самый кендюх.Чую задница харьковского хохла по этому поводу суда
       чит нечеловеческим голосом и духом...

   КЛИМЕНКО Ничего парилка на нашем заводе всю пакость враз очистит.Хотя мы и пере
       брошены комитетом комсомола из основного производства на строительство за
       водского жилого дома на Парковой,так это и здорово.Сами построим для себя
       квартиры.Заводской самострой-это реалии жизни,которые никакие настоящие
       строители и монтажники,отделочники вовек не решат в срок.

   СЕРИЦА Одна сплошная бузина,а в далеком Киеве родной дядька.Когда еще по хате
      отхватим,которую наш завком профсоюза обещал?Что не говори,а если бы не мы,
      Володька,то никакой комсомол не втянул меня в эту компанию.

   КЛИМЕНКО Плохо или хорошо строить и трудиться в заводском цеху,где постоянно до
      одури в очах пахнет резиной и аммиаком,думаю время и итоги нашей новой с то
      бой,с ребятами работы еще покажут себя.Однако свежий ветер стройки народной,
      ее нынешние результаты уже говорят сами за себя.Прораб нашего отдела капи-
      тального строительства ведь не зря говорят,что если бы трудились мы здесь
      не на одном комсомольском энтузиазме,то,наверное,огребли бы тогда по мешку
      зарплаты.А так только-сохранение суммы заработка по основному месту работы.
      А много ли платят нам,Юрочка,по нашим разрядам на РТИ? Так что работай,раб
      отай,работай,Юрок,и подольше думай.

   СЕРИЦА Индюк много думал,да в щи попал.Чтобы я,машинист-карусельщик шестого раз
      ряда рванул в малярную богадельню этой великой стройки на постоянную работе
      нку.Бачили очи,что куповали,иште хоть повылазьте. Не дождетесь,голубчики.Не
      на того кабанчика виды имеете,граждане-строители.Ты и только ты поймал меня
      на слове,когда сказал,что квартирки нам светят.Только этого дома на всех не
      хватит.Хохла на мякине не возьмешь за рога.Единственная деталь в нашем рабо
      чем строительном порыве,так это то,что за этим великим походом и почином
      стоят наши девчата.А им разве что откажешь?Так что вперед,Клим,и с песней,
      А по дороге в заводской душ,парить комсомольские косточки.Чего-чего,а сдела
      ть из тебя мумие,то я обещаю точно.

   КЛИМЕНКО Рад бы в рай с тобой сейчас,Юрий,да вот грехи н пускают.Этот грех я
      чувствую перед военкоматом Промышленного района городаКурска,куда давно обе
      щал зайти,где решается моя будущая новая специальность,теперь уже по военной
      части.

   СЕРИЦА Ну и в какие войска намылился?

   КЛИМЕНКО Как говорит мой один знакомый космонавт Михаил Николаевич Бурдав:-Моему
      поколению с Гагариным и Бреговым все время сняться только одни войска-ракетно
      стратегического назначения.

   СЕРИЦА Курский генерал Неделин стоял у истоках космодрома Байконур.Курский ака
      муляторный завод делал первые источники питания для советских искусственных
      спутников.Твой отец создавал в годы войны ракетный щит для Родины под Челя
      бинском.Твой брат Шангин в Подмосковье  корпит над изобретением нового типа
      ядерного реактора прообраза двигателя для дальних космических путешествий.
      Все верно,Клим,куряне всегда были отличными воинами и товарищами в труде и
      бою.Так что попутного тебе ветра.Только поймут ли,Тарас,наши думки еще наши
      женщины.Женщины,без которых нам нельзя жить и на земле и в далеком Космосе.
      Можно день-другой,дорогой Володька,протянуть без доброго шматка сала,но без
      без пани-женщины?

   КЛИМЕНКО Блудливому петуху всегда снится только просо,да курочки.Иди поскорей,
      а то в душ заводской опоздаешь,не попаришься.Тогда путь в кооперативную бань
      ку,где заоблачные цены на пар и веники.

   СЕРИЦА Где шайка-лейка тоже не по карману заводскому парню.Намек понял,исчезаю.
      Передавай от меня горячий и пламенный привет Файрузе Галямовой.Ты ведь ее
      поджидаешь,а?

   КЛИМЕНКО Да пошел ты,Юрок,подальше.К черту!

                (Серица уходит.Входит Анатолий Каменев по прозвищу"Керя")

   АНАТОЛИЙ На часах уже двенадцать без пяти.Пусто-пусто,как пела в таких случаях
      товарищ Гурченко.

   КЛИМЕНКО Наше вам с кисточкой,Анатолий.К вашему сведению такиеслова,как пусто-
      пусто никогда не присутствовали в репертуаре певицы ,знаменитой артистки Гур
      ченко.Эти слова пусто-пусто для песни доминошников,для тех,кто постоянно
      ощущает дырку от бублика в своем кармане.

   АНАТОЛИЙ Сегодня,когда прорабы перестройки по горбачевски позволили жрать анана
      сы и рябчики только буржуинам кооперативного движения,то сыромятному пролета
      рию такому как Толька Каменев по прозвищу"Керя" можно рассчитывать лишь на
      дырку от бублика,да на поддержку своих сотоварищей по совместному ремеслу и
      призванию.Кстати,грошей не подбросишь на молочишко от беременной коровушки.
      Баста,на днях беру расчет и махну к другу Корастылеву в Находку.Капитан=ди
      ректор рыболовецкой баз на Тихом океане.А это не шухры-мухры.Обещал отова
      рить подьемными денжатами на первый разок.Так что не бзди,Володя,отдам тебе должок,не
      мешкая.За мной знаешь не заржавеет.

   КЛИМЕНКО Держи пятерик,Керя.Кстати,а что это у тебя кликуха такая"Керя"?

   АНАТОЛИЙ Это меня Ванька Маслов назвал так.Скульптор он был классный.Когда ле
      пил и делал своих герое из глины и цемента,я ему всегда помогал.Надо замес
      глины подать,бетон бетон,он всегда так говорил:а теперь,Керя,нужна твоя по
      мощь.Что интересно,это прозвище ко мне пристало как репей,особенно оно пон
      равилось матери Ванюшки-Вассе Филипповне.Васса Филипповна серьезная была жен
      щина,бывшая революционерка нашего края.Слово Керя в наших краях вяжется со
      словом-великий друг и товарищ.Твой пятерик погоды не делает в моем постоян
      но дырявом кармане,однако с миру,говорят,по нитке,а нищему сгодится на тело
      грейку.Только боюсь,что отдачи моего долга тебе,да и другим парням и девча
      там придется дожидаться,как курскому соловью лета.Заныкаю я твой пятерик.

   КЛИМЕНКО Подумаешь всемирный потоп от этого грянет на Курщину.

   АНАТОЛИЙ Все,Клим,не журись,дай лапу на прощание.Здесь мне не фартит,а вот в
      вот в Находке,в Приморском крае(напевает)...моряк в развалочку сошел на бе
      рег...Японское море.Тихий океан. Штормяги через борт и в дышло.После захода
      в порт в кармане бомба из деньжат,а на берегу фартовые,агатовые огоньки со
      тен жадных девичьих глаз до мужской ласки.Одно плохо,Володька?

   КЛИМЕНКО Тяжелая голова после трактирных загулов,да букет венерического сбора.

   АНАТОЛИЙ Первое меня не колышет.Я привык еще на Камазе к сухому закону,а потому
      не пью. Второе. Болезнь веника меня не слопает,потому что чужие шалавы меня
      не щекочут,у меня уже есть-единственная и неповторимая зазноба-Валентина Ка
      менева.И правильно,Клим,ведь по -гречески имя Валентина-это добродетель.Вот
      эта лихоманка бередит мою забубенную головушку хуже похмельного синдрома,да
      и других напастей тоже.Когда думаю,где он Тихий океан и где Курская земля,то
      сердце останавливается.Ежели бы не Валька,то удрал бы спозаранку,не задержи
      ваясь.Я не могу жить без нее хотя бы один день.

   КЛИМЕНКО Привычка и любовь-это фактор занозы для стоящего мужика.

   АНАТОЛИЙ А,то,Климушка,Надеюсь,что все будет тип-топ.Пятерик за мной.К примеру
      сивому или косому Яшке,чтобы зажилил,не вернул.А тебе,не тушуйся,отдам.Хотя
      ты не жадный фраер,за пятак не окочуришься.Свой в доску пацан.Идем,нам по
      пути.

   КЛИМЕНКО Да нет,Анатолий.Я еще повременю.

   АНАТОЛИЙ А я двину вперед к моей Валентине.Если на месте окажется,то возьму би
      леты в цирк на Колхозной.Там ожидаются гастроли самого Юрия Никулина.

             (Анатолий уходит.По сцене проходят Петька и Дуня.Сзади их
              идет Витек,который несет сумки Дуняши)

   ВИТЕК(передавая сумки Дуне)Покеда,братцы и сестры во Христе.Вы сами,а мы с уса
      ми.

   ПЕТЬКА(Витьку)Твой дружок,Петька,не хочет тебя видеть до завтра.

   ДУНЯ А может втроем еще дальше покандехаем,мальчики?

   ПЕТЬКА(Витьку) я НЕ ПРОТИВ,Дуня.А ты как,Витек?

   ВИТЕК Если шамовка за вами,то я навечно за вами.

               (Петька берет у Дуни сумки,передает их Витьку.Петька и Дуня
                идут впереди,за ними тащитя Витек.Владимир Клименко продол
                жает прохаживаться у лестницы,ведущей ко входу Двоца культ
                уры РТИ.к Владимиру подходит Файруза Галямова.)

   ФАЙРУЗА Салам,Клим.Никак на спевки во Дворец культуры намылился?Или кого вы
      сматриваешь,чтобы заарканить,а потом калым собрать с родных и близких?

   ВЛАДИМИР Ни того,ни другого.Просто стоит на тропе к моему дому этот дворец
      всегда.Только что расстался с Анатолием Каменевым,ну и заговорились малость

   ФАЙРУЗА Шел джигит по берегу,шел издалека...А тут красному командиру Климки
      повстречался беляк Керя.И притом случайно?(Владимир молчит.)Ай как нехо
      рошо,джигит вороной.Врать нехорошо,балбес ты этакий.Скажи уж честно,что
      Файрузу-джан встречал?

   ВЛАДИМИР Твоя правда,Файруза.Ждал,ждал и очень ждал.

   ФАЙРУЗА А я только вчера из Казани приехала.

   ВЛАДИМИР А мне твои девчонки сказали об этом.

   ФАЙРУЗА Так значит наше место пусто не бывает.Видимо,и вчера здесь же встре
      чался с Керей?

   ВЛАДИМИР Обошелся.Один приходил.Что несерьезно все это?

   ФАЙРУЗА Пока от Казани до Москвы ехала в поезде "Татарстан" все думала.Ждешь
      ли ты меня на условленном месте? А,когда от Москвы до Курска уже в поезде
      "Курский соловей" пилила всю беспокойную ноченьку,то только и переживала,
      вот он время встречи перепутал,вот,наверное,Дворец культуры в другое место
      перенесли и он потеряет ориентировку для нашего свидания.

   ВЛАДИМИР Не разрушение Дворца культуры,ни ураган,ни потоп не смогли бы мне по
      мешать встретиться.Место встречи изменить нельзя.Я каждый день приходил сюда
      к нашему подъезду,нашей парковой скамейки и ждал,и ждал.Однако,что это мы
      все обо мне и обо мне.Как там город Казань?На месте ли башня царицы Сюймбе
      ки,стоит ли не качается?

   ФАЙРУЗА Казань стоит,цветет и пахнет.Цела и всемирная историческая гордость про
      грессивного мира-башня Сюймбеки.Толпы экскурсантов осаждают древний Казанс
      кий Кремль и эту башню,с нею по приданию бросилась со стен к ногам воинов
      царя Ивана,захватчиков Казани Сюймбеки,чтобы сохранить  верность любви к сво
      ему другу и народу.Чтобы не терзать себя этими приданиями,я каждый день ку
      палась в Волге.

   ВЛАДИМИР А как там поживает академик-археолог Альфред Хасанович Халиков с кото
      рым нас познакомил камазовский поэт Евгений Кувайцев?Была ли у него ты на
      археологических раскопках в Булгарах,Билярске?

   ФАЙРУЗА Литературный "Орфей",а в основном это поэты Кувайцев,Малков,Камышников
      прозаик Виталий Малокость как-то затащили меня на эти злосчастные раскопки
      старого городища.Оно является одним из составляющих объектов развалин преж
      него Булгарского царства.Это,кажется,был Билярск под Чистополем.

   ВЛАДИМИР Ну и что?

   ФАЙРУЗА Жара.Студенты истфака Казанского государственного университета все с лопатами,словно мураши,суетливо бегают с ними,ползают на коленях,в земле руками что-то копаются.Что то находят,нюхают.Скукота беспросветная.

   ВЛАДИМИР Ну ты даешь,Файруза.Ведь ты этой наукой археологией раньше горела,
       интересовалась,активно увлекалась.

   ФАЙРУЗА Горела,да вся нынче обуглилась.Хотя от прошлого,видимо,не отмахнешь
      ся.Оно преследует меня здесь на работе,куда нас перебросил сейчас родной
      комсомол-перестройщик славной в кавычках эпохи Горбачева.На строительстве
      этого жилого дома мы с тобой бегали также с с лопатами и носилками,как те
      студенты-археологи.Мы такие же мураши,только наизнанку.

   ВЛАДИМИР И сколько по времени поэты и писатели=орфейевцы проманежили тебя в
      Билярске?

   ФАЙРУЗА 120 минут.Но и это не показалось мне вечностью.Наглоталась романтики
      поиска и пылюки вечности.А теперь хватит об этом.Замнем для ясности этот
      инцидент моей биографии.Карету мне карету,туда я больше не ездок.А вообще
      ,Климушка,милее нашего Курска города на земле нет.И я его ни на не проме-
      няю.


   ВЛАДИМИР Отчего же так,миледи?


   ФАЙРУЗА Потому,что так получается,чт живет в нем один славный и сильный батыр
      и от того еще,что я по этому джигиту очень сейчас соскучилась.

   ВЛАДИМИР И это правда,Файруза-джан?


   ФАЙРУЗА Это истинная правда,мой дорогой товарищ и друг Клим.

             (Они идут по площади имени Рокоссовского,мимо памятника легендарно=
             го маршала,мимо фонтана,что находится недалеко от входа в здание
             Дворца Культуры ОАО"РТИ",направляясь к остановке троллей-
             буса.Подходит троллейбус к остановке,из него навстречу Владимиру и
             Файрузе выходит Ольга Гололобова.У нее в руке большая дорожная
             сумка.Ольга плачет,а потому не замечает своих друзей.


   ФАЙРУЗА(окликая,Ольгу) Ольга ,что с тобой?Куда,ты,так спешишь?

             (Ольга не разговаривает)


   ФАЙРУЗА Комсомолка Ольга Гололобова,стоять на месте!Извольте подчиниться
      члену Комитета комсомола ОАО производственного объединения РТИ.(смеется)
      И долго еще мы будем с тобой тянуть эту самую резину?Давай сюда твой
      тяжеленный баул мне,я помогу нести его.Куда же ты намылилась,подруга?


   ОЛЬГА На автовокзал,а дальше в Тим,к матери в райцентр.


  ФАЙРУЗА Надолго ли?Почему с такими тяжелыми вещами?


  ОЛЬГА В отпуск,к мамуленьке дорогой.(плачет)


   ФАЙРУЗА Так ты ж недавно только из отпуска.Может просто драпаешь с корабля
      на бал?


   ВЛАДИМИР Когда улепетывают на бал,то даже сказочные Золушки редко плачут от
      счастья.

   ОЛЬГА Гори оно синим пламенем такое счастье.С работы иду-караулит прихиндей.
      Вечером из нашего Дворца культуры шла,а он в стельку пьяный уже у железных
      гаражей перекрывает мне дорогу.Обхватил меня своими клешнями,давай тискать.
      Хорошо в одной из гаражных автомобильных ракушек знакомый водитель оказал-
      ся,он и припугнул шельму.Проклятущая пьянь отвязался от меня,а потом далее
      еще долго угрожал,что когда-нибудь расстелит меня словно дерюгу...(опять
      плачет,навзрыд)Стервоза он и в курсе дела,что мой Андрей Пеньшин в армии,
      сейчас в Афганистане воюет.

   ФАЙРУЗА Так этот значит шайтан к тебе в женихи напрашивается?

   ОЛЬГА Жених?Как бы не так,тоже мне чудо свинорылое.Да я с ним на одной меже
      дристать рядом не сяду,а не только...Петюня-этот прихиндей,так это значит
      Петухов,что ни на-есть.Андрей мой сержант пограничник,если будь он сейчас в
      Курске,то враз бы показал этому Петюне,где Макар телят пасет.

   ФАЙРУЗА И из-за этого обормота Петюни,этого хмыря недоделанного ты решила
     отчалить с нашего родного завода по производству резинотехнических изде-
     лий в свою деревеньку Тим?Побойся Бога,подруга!Из-за какого-то Петюни...

   ОЛЬГА Дерюгу из меня сделает.

   ФАЙРУЗА(решительно)Не бери всякую ерунду в свою прекрасную голову,Оля!Давай
     твои вещи.А,если боишься этого или другого маньяка...Вот что,подруга,завтра
     после рабочей смены вместе домой почапаем.Беру над тобой свое комсомольское
     шефство:буду теперь твоим штатным ежедневным провожатым,твоим тимуровцем,как
     говорил и писал в таких сложных ситуациях в жизни,наш земляк-писатель Арка-
     дий Гайдар.А тимуровца хулиганы не посмеют и пальцем тронуть.Как,Ольга,
     принимаешь мою идею?
                (Ольга отвернулась)

   ФАЙРУЗА(Владимиру,тихо) Петюня,точнее Петухов, тебе знаком?

   ВЛАДИМИР Встречал такого.
 

   


   

               

 

               


    
         

               

   


                (Продолжение следует.Начало в № 1))