The Beatles. Helter Skelter. Из книги Ian MacDonal

Андрей Зотов 2
[134] Helter Skelter (Lennon-McCartney)

Lennon: вокальная гармония, соло-гитара, бас-гитара, тенор-саксофон
McCartney: вокал, соло-гитара, бас-гитара
Harrison: вокальная гармония, ритм-гитара
Starr: барабаны
Mal Evans: труба

Записано: 18 июля, 9-10 сентября 1968 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Ken Scott
Дата выхода в Великобритании: 22 ноября 1968 года (LP: The Beatles)
Дата выхода в США: 25 ноября 1968 года (LP: The Beatles)


     Появление идиоматических выражений «тяжелый рок» и «метал» в 70-х годах было в первую очередь обязано событиям, происходившим  в середине 60-х, когда начался  переход от типичной для поп-музыки «четверки» музыкантов к звукоусиленному формату  «мощной тройки», в котором ритм-гитара, за кажующейся своей ненадобностью, заменяется на значительно усиленный звук бас-гитары, громкие ударные (что достигалось максимальным приближением микрофонов к барабанам) и соло-гитару, звук которой был в высшей степени искажен полным набором звуковых эффектов. Переход этот, зачатый и ведомый такими группами как  The Who, Cream, и Jimi Hendrix Experience, был во многом вызван и явился прямым разультатом повышения мощности усилителей и улучшения дизайна и конструкции громкоговорителей, которые предназначались теперь для арен и залов с гораздо большим количеством зрителей (1). Однако, вскоре, отсутствие ритм-гитары и утеря мастерства и способностей ритм-гитариста дало о себе знать, и неизбежно выразилось в деградации структуры и в упадке общей музыкальной утонченности композиции. Ритм-гитаристы, как правило, писали собственные песни, и используя многообразие способов артикуляции и акцентирования, неизбежно оказывали влияние на формирование своих музыкальных творений. В отстутствии такого музыкального мозгового центра, средняя группа состоящяя из трех исполнителей становилась, по сути, лишь попыткой заменить аккорды на рифы и отбросить нюансы музыкального вкуса в пользу громкости музыкального шума. Второй гитарист, если и появлялся, то только для того, чтобы усилить звучность риффов в то время, как соло-гитарист буквально "извивался" в своих затянутых и неизбежно вычурных гитарных соло. Больше звуковой контактный спорт, чем опыт восприятия музыки, тяжелый рок/металл стал, конечно, неизмеримо популярен, в той или иной форме заправляя рок-музыкой с середины 70-х годов.

       Битлз, как правило, проявляли обостренный интерес к развивающимся вокруг них музыкальным стилям и направлениям, и результаты этого интереса зачастую были весьма продуктивными. Однако, все без исключения попытки группы подражать стилю heavy metal заканчивались конфузом. Битлз, как квинтэссенция классической четверки 60-х, с их естественной склонностью к равновесию, мелодике формы и утонченности деталей в «Helter Skelter» обнажают всю комичность натуженных усилий перешагнуть пределы этих устаревающих ценностей, что в итоге выливается в подходящюю для жанра мощнейшую композицию-бульдозер в масштабе миниатюрной игрушечной модели. Спровоцированные новостью о том, что вышедшей недавно трэк The Who побил все вообразимые рекорды по производству оглушающего шума и гама – в это время Pete Townshand в наркотическом бреду теряет способность сочинять хиты – Маккартни приходит в голову нелепая идея переплюнуть их. В одной из ранних версий записи, «Helter Skelter» с грандиозной настойчивостью звучит в течении аж 27 минут (2). Отредактированная и сокращенная для записи и предназначенная для выхода 9 сентября, песня, тем не менее, получилась просто смешной. Маккартни дико визжит на фоне массивного эхо-дилэя под расстроенную инструментальную молотьбу. Критики разнятся во мнении был ли это Старр или Леннон, кто в конце записи изможденным голосом сетует на то, что у него появились мозоли на пальцах. Многие не смогли найти более подходящих слов для описания данного трека, называя его пьяным дебошем, в буквальном смысле этого слова (3).

(1) Например, 100-Ваттная батарея Marshall. Усиление звука само по себе есть искусство.Для того, чтобы Битлз было слышно сквозь шквал кричащих поклонниц во времена Битломании, группа каждый год удваивала мощность своих усилителей Vox начиная с 1962 года. К 1966 году у каждого был 150-Ваттный усилитель подсоединенный к кабинету с четырьмя 12 дюймовыми динамиками. После того как Fender завлек их двумя моделями Stratocaster в 1965 году, Битлз добавили усилители и громкоговорители Showman на сессиях по записи Revolver. На записях в 1967 году Леннон и Харрисон использовали усилители Selmer, в то время как Маккартни пропускал свою басс-гитару Rickenbacker через Fender Bassman, который он и использовал на всех последующих сессиях. К 1968 году усилители Vox совсем вышли из экcплуатации и были заменены на Fender Twin Reverbs.
(2) Отрывок 12-минутного дубля 2 от 18 июля на Antology 3 дает представление о том, что песня проигрывалась как одноаккордный жесткий блюз – в стиле, на удивление похожим на сырой минимализм, к которому начинал тяготеть Леннон в «Yer Blues» и который он в последствии взял за основу в развитии John Lennon/Plastic Ono Band.
(3) Не подозревая, по видимому о том, что «helter skelter» есть лишь популярная на английских ярмарках детская горка, спускающаяся по спирали, Чарлз Мансон предположил, что это закодированое послание из Ада для развязывания апокалиптической расовой войны, начало которой его «семья» пыталась ознаменовать жестокими убийствами (Tate-La Bianca murders) в августе 1969 года (Bugliosi & Gentry, pp 239-48).