Приветственный адрес

Леонид Фульштинский
      Был конец квартала. План горел синим пламенем. По коридорам треста носились взмыленные сотрудники, ошалело сверкая очками. Запыхавшийся предместкома Рысьев схватил за пуговицу подвернувшегося под руку молодого специалиста Мамыкина.
      - Будь другом, выручай, - притягивая к себе Мамыкина, горячо зашептал он. – Напиши приветственный адрес Свистунову. У него юбилей, а у меня запарка. Ни минуты свободной нет.
      - Да я никогда не писал этих адресов, - стал вырываться Мамыкин, - и людей ещё плохо знаю.
      - Ничего страшного, - успокоил его Рысьев. – Я тебе образец дам. Да и потом я буду рядом, в случае чего подсоблю.
      - Ладно, - сломался молодой специалист, - давай образец.
      Рысьев завёл Мамыкина в свою комнату, усадил за соседний стол и, порывшись в каком-то ящике, извлёк порыжевший мятый листок.
      - Вот, - сказал он Мамыкину, - держи образец. Дуй по нему. Когда-то Глухарева чествовали. Можешь списать один к одному, только внеси поправку на Свистунова Николая Петровича.
      - Учи учёного, - обиделся Мамыкин. – Как-никак я недавно из института. По сдуванию хорошую практику прошёл.
      - Вот и славно, - похвалил Рысьев и тут же отключился, «ушёл в себя».
      Мамыкин пододвинул к себе чистый лист  и, посматривая на образец, стал писать:
      «Глубокоуважаемый Прохор Васильевич!»
      Но тут же спохватился, зачеркнул «Прохор Васильевич» и написал сверху «Николай Петрович».
      « В день Вашего шестидесятилетия, - стал списывать Мамыкин, - мы  Ваши друзья и сослуживцы поздравляем Вас с юбилеем и приносим Вам свою искреннюю любовь и уважение. Мы знаем Вас, как прекрасного человека, грамотного специалиста-сантехника…»
      Мамыкин остановился и спросил Рысьева:
      - Свистунов в сантехническом работает?
      - Кажись, в электротехническом, - неуверенно пробормотал Рысьев.
      - Мне не «кажись», - отчитал его Мамыкин, - мне точно нужно. Я документ оформляю. Приветственный адрес.
      - Свистунов в каком отделе работает!? – на всю комнату прокричал Рысьев.
      - В строительном! В сметном! – посыпалось со всех сторон.
      - Ладно, - сказал Рысьев, - оставь место. Я потом уточню.
Мамыкин оставил место и стал списывать дальше:
      - Вы были для нас образцом и примером, вы стояли у кормила… кормила…
      - Свистунов стоял у кормила? – обратился Мамыкин к Рысьеву.
      Поглощённый своими делами Рысьев не отозвался.
      - Свистунов стоял у кормила?! – повысил голос Мамыкин.
      - Это у его жены надо спросить, - с трудом оторвался от бумаг Рысьев.
      - При чём тут жена? – недоумённо вытаращился на него Мамыкин.
      - А откуда мне знать, - развёл руками Рысьев, - стоял он у корыта, или не стоял.
      - Глухая тетеря, - расхохотался Мамыкин. – Не корыта, а кормила.
      - А-а, - улыбнулся Рысьев. – Пиши: стоял.
      Мамыкин записал и начал с красной строки:
      - Своим неустанным трудом вы внесли большой вклад в развитие нашей отрасли, вы воспитали целую плеяду…
      - Кого воспитал Свистунов? – поинтересовался Мамыкин.
      - А что, фамилии нужны? – забеспокоился Рысьев. – Разве в оригинале есть фамилии?
      - Нет, - успокоил его Мамыкин,– это я для себя интересуюсь.
      - Для себя потом выяснишь, - строго выговорил ему Рысьев. – Сейчас ты для коллектива пишешь. Так что давай, пошевеливайся. В обед надо этот адрес вручать.
      Мамыкин дописал текст до конца и положил перед Рысьевым. Тот пробежал его краем глаза, уточнил по телефону, что Свистунов сметчик и, завизировав, сказал Мамыкину:
      - Сдай в машбюро. Пусть быстренько напечатают.
      Минут за пятнадцать до обеденного перерыва в актовом зале состоялось чествование юбиляра. Его поздравил управляющий, а Рысьев преподнёс цветы и зачитал приветственный адрес.
      Свистунов принял цветы, поблагодарил за тёплые пожелания, но адрес взять отказался.
      - Понимаете, в чём дело, - смущённо пояснил он. – Это адрес не мне, хоть там и значится моя фамилия. У кормила я не стоял, ибо работаю здесь недавно, плеяды учеников у меня нет, а самое главное, что мне исполнилось не шестьдесят, как указано в адресе, а всего пятьдесят.
      - Эх, ты, - досадливо упрекнул Мамыкина Рысьев, когда они возвращались из зала. – Испортил человеку праздник.
      - А я-то при чём, - стал оправдываться Мамыкин, - ты сказал, дуй один к одному, я и передрал.
      - С умом надо было сдирать, - поучительно заметил Рысьев. – Не мог шестьдесят на пятьдесят исправить?
      - А я откуда знал, сколько ему, – возразил Мамыкин.
      - Все знали, - буркнул Рысьев.
      - А я не знал, - упёрся Мамыкин. – Я тебя предупреждал, что людей знаю плохо.
      - Ладно, - примирительно сказал Рысьев. – Работа твоя не пропадёт. Мы ему этот адрес через десять лет вручим. Тогда уж верно будет.
      - Через десять лет! – присвистнул Мамыкин. – Боюсь, что после сегодняшнего поздравления он здесь столько не продержится.