Понял и поверил

Татьяна Порохова
Мне нравится ездить в наземном транспорте по Москве, конечно, когда водители соблюдают правила и не перегораживают пути автобусов, троллейбусов и трамваев. С интересом смотрю на дома, людей, спешаших по своим нескончаемым делам.
В троллейбусе свободно, тепло и тихо. Я с восхищением поглядывала на женщину и мальчика лет 4-х, сидящих напротив меня. Дама аристократической внешности, со вкусом одета, изящным жестом одной руки поправляющая красиво уложенные волосы, другой - придерживала дремлющего внука. В глазах почему-то была печаль.
Наши взгляды встретились и она слегка кивнула головой, будто старой знакомой. Я с улыбкой склонила голову и тихонько спросила:
- Внук?
- Да, прошептала дама, -с любовной гордостью переведя взгляд на слегка нахмуренные прямые бровки внука, вздрагивающие во сне длинные реснички, пухлые, но уже четко очерченные волевые губы.
- Красивый будет мужчина, - сказала я.
- О, да.Олежек весь в моего сына. И умный! В свои 4 года и компютер знает, и пишет, и считает, и читает хорошо... Английскому языку сын начал его обучать с рождения. А философ какой, - добавила женщина, - на всё имеет своё мнение, часто оригинальное, но по сути верное. Я иногда теряюсь, хотя сама педагог со стажем, как с ним говорить, и реагировать на его поступки.
Её голос дрогнул от глубоко спрятанной печали.
- Как вас зовут? - Спросила я.
- Анна.
- Очень приятно. Меня Татьяна. Простите, что вторгаюсь в ваш мир, но мне не показалось, что у вас с внуком напряженные отношения?
После небольшой паузы Анна, затаённо вздохнув, подтвердила:
- Да, не показалось. Он почему-то не уважает меня. Игнорирует. Ни во что не ставит.
Слова Анны, как камни, падали в пространство, придавливая и её, и мою душу.
После паузы я задумчиво спросила:
- Но для такого отношения нужна причина. Вы поступали глупо по его мнению в каких-то ситуациях? Говорили гадости ему или другим в его присутствии? Может вы ничего не смыслите в компютере? Не знаете английский язык? Плохо читаете? И плохо говорите по-русски?! - Решила я свести серьёзные вопросы к шутке.
По обиженно-недоумевающему выражению в глазах Анны я поняла, что мои предположения, мягко говоря, в корне неправильны.
Я попыталась продолжить анализ сложившейся ситуации.
- Простите, но я должна спросить. Были такие случаи, когда в присутствии внука ваш сын или его жена высокомерно, непочтительно говорили с вами, унижая ваше достоинство?
- Никогда. Никогда такого в принципе быть не может! Мой сын уважает и любит меня. А невестка - та просто обожает, у нее не было матери, и она всю свою нерастраченную любовь перенесла на меня.
Я вздохнула.
- Осталась самая трудная причина.
Пауза затягивалась. Анна не выдержала:
- Какая? - Одними губами спросила она, уже понимая, что я имею в виду.
- Да, Анна. Это ваша чрезмерная любовь к внуку.
Анна отвела повлажневший взор от меня и стала смотреть в окно, долго молча наблюдая за медленно проплывающими домами, рекламными вывесками, витринами магазинов.
- Анна, - настойчиво проговорила я, - надо срочно что-то предпринимать, ведь вы, как педагог знаете, что дети жестоки с теми, кто им не способен дать отпор.
Мальчик вздрогнул во сне и открыл глаза. Ясные синие глаза несколько мгновений смотрели на меня, потом он нахмурился и буркнул:
- Убери руку. Дай мне воды. - Повелительно приказал от Анне.
Она торопливо расстегнула сумочку и смущенно пробормотала, достав пустую бутылку:
- Олежек, а вода-то закончилась.
- Я пить хочу! - рассерженный внук стукнул кулачком по коленке Анны.
- Веди себя интеллигентно, - тихонько проговорила бабушка, - не капризничай. В троллейбусе я ведь не смогу купить водичку, подожди до нашей остановки , мы зайдём в магазин.
- Сейчас хочу, ты что? Не понимаешь?! - перебил раздражённый детский голос, а рука поднялась для нового удара.
Одну долю мгновения я встретилась глазами с Анной и поняла её разрешение действовать.
Перехватив запястье Олежки, я легонько стукнула по его ладошке, с металлическими интонациями произнеся, глядя прямо в его удивлённо раскрытые глаза:
- Нельзя. Никогда нельзя бить тех, кто тебя любит.
- Почему? - С долей растерянности машинально спросил он, не осознавая в этой невероятной для него ситуации ,нелогичность своего вопроса.
- Потому, что они не способные ударить в ответ, они не могут причинить тебе боль. Понимаешь?
- Почему? - Вновь машинально спросил Олег.
- Потому, что они любят тебя так сильно, что готовы жизнь за тебя отдать. И никогда не сделают тебе больно. Они беззащитны перед тобой. Понимаешь?
- Как птенчики? Как котёнки? - Задумался малыш.
- Примерно так. Но птенчик может клюнуть, а котёнок поцарапать, если будут защищаться, а вот те, кто тебя сильно-сильно любят даже этого не сделают. Понимаешь? - Я намеренно повторяла и повторяла этот короткий вопрос, выжидательно глядя на Олега.
Он нахмурился:
- Что вы заладили? ПОНИМАЕЕЕШЬ? - протянул мальчишка.
- А ты догадываешься? Почему? - подмигнула я ему, усмехаясь.
Всё -таки удивительные поколения рождаются в последние годы! С ними надо быть осторожными, они умны не по годам, они признают ум и силу в родных, случайных людях, ровесниках. И Олег подтвердил правильность выбранного моего тона разговора с ним.
В его глазах мелькнула усмешка, как у взрослого.
- Да. Толкаете меня на размышления. Ведь чтобы понять, надо сначала поразмыслить.
- А тебе точно 4года?! - искренне восхитилась я.
- 4 года и 3 месяца! Я уже большой! И умный! Вот. - засмеялся Олег.
- Большой ты хвастунишка! - поддразнила я его.
- Почему? - Нахмурился он.
- По-настоящему умный уважает бабушку и не дерётся с ней.
- А что она.- Олег скривился, но вдруг передумал сказать что-то неприятное, и весомо, после паузы, произнёс, - я больше не буду. Никогда не буду. Я всё понял. Всё-всё.
- Вот это слова по-настоящему умного человека, - серьёзно сказала я, поднимая большие пальцы обеих рук.
Олег склонил голову к плечу и хитро глянул на меня.
- Вы хотите сказать, что драться вообще нельзя? Это совсем нехорошо?
Анна улыбнулась, глядя на моё лёгкое замешательство. Но я недолго колебалась, повторяю, с новыми поколениями надо говорить по-взрослому, не вилять, аргументированно излагать свою точку зрения, они легко всё поймут, если поверят, что вы не играете в панибрата, не подстраиваетесь под них, а остаётесь сами собой, без фальши и противоречий.
- Наверное, иногда надо драться. Но только тогда, когда на тебя несправедливо нападают недруги, или когда ты защищаешь родных, близких, друзей или слабых стариков и малышей.
Он серьёзно посмотрел на меня. Помолчал. И спросил:
- Вы не любите меня? Поэтому стукнули?
Я почувствовала, как ему важно, как и любому, даже самому умному малышу, чтобы его ВСЕ любили. И честно ответила, ласково улыбаясь:
- Когда стукнула. Да, не любила, ты был злой и глупо поступал.
Он ждал продолжения, неотрывно глядя в мои глаза.
- А сейчас. Я очень -очень уважаю тебя. И люблю. Ты мне веришь?
- Нам сейчас выходить! - подскочил Олег с места и побежал, хватаясь за поручни сидений, к выходу.
Анна, на ходу кивнув мне, устремилась за ним.
Я увидела в окно, как он взял бабушку за руку и помахал мне:
- Верюююю, - услышала я его прощальный крик.


Из цикла Зарисовки с натуры"