Дороги и транспорт, которые мы выбираем

Владимир Калабухов
                10 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ЛОГИСТА

     Логистика – организация рационального процесса продвижения товаров и услуг, управления финансовыми и информационными потоками. Задача логистики – оптимизация издержек и рационализация процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса. В следующем году День логиста – 10 января будет вторым рабочим днём после новогодне-рождественских каникул.

     Модное словцо – логистика удачно прижилось в нашем бренном мире. Оно стало особенно заметным, когда потоки товаров захлестнули пути их рационального продвижения от производителя к потребителю. Да так захлестнули, что обычный для России зимний снежок, которому, как правило, все радуются, привёл к перенасыщению вроде бы логично движущимся транспортом многих дорог, в том числе знаменитой магистрали М-10 «Россия», что идёт от Санкт-Петербура до Москвы через Тверь.

     Что везём автотранспортом по нашим путям-дорогам? Почему такой вид доставки практически вытеснил в последние годы железнодорожные перевозки?

     Надо заглянуть в историю.

     В 1834 году отец и сын Черепановы (их часто называют братьями за схожесть лиц) создали первый в России паровоз (первый снимок слева). Сначала чугунная дорога, потом стальные магистрали постепенно пронзили страну по всем направлениям. 175-летие отметила в этом году и проходящая через город Железнодорожный, одна из первых, Нижегородская железная дорога, изображавшаяся до 2002 года со шпалами и шестерёнкой на городском гербе (второй снимок; новый герб - третий слева).

     Железные дороги взяли на себя перевозку всех народно-хозяйственных грузов. Альтернативой им, не считая гужевого, был только речной и морской транспорт.

     В 1896 году в России произведены 496 паровозов и… только первый автомобиль Фрезе и Яковлева. В советское время гиганты индустрии ВАЗ, Ижмаш, КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и другие обеспечивали страну разнообразной отечественной автомобильной техникой. Для неё понадобились прочные, широкие шоссейные дороги. Их прокладка и реконструкция постоянно не поспевают за ростом числа автомашин, в том числе не только ввозимых сегодня из-за рубежа, но и доставляющих своим ходом через границы и таможни иностранные товары и продукты…

     На дорогах появились трейлеры и фуры (на правом снимке) – специальные многоосные прицепы для перевозки крупных и тяжёлых грузов. У нас первыми трейлерами, сперва их так не называли, были обычные бортовые автомобили с прицепами для перевозки разнокалиберных железнодорожных контейнеров. Ещё и сейчас при переезде к новому ПМЖ можно заказать контейнер для пожитков и отправить его куда надо по железной дороге. Козловые краны станционных грузовых терминалов устанавливали контейнеры на платформы вагонов, снимали такие же с прибывающих составов, перемещали их на те же ещё не трейлеры, а те развозили грузы потребителям, руководствуясь логистикой, дорожными картами, указателями и товарно-транспортными накладными.

     Что касается других массовых и тяжеловесных грузов, то конкурировать автотранспорту с РЖД не приходится. Не стоит, как говорится, овчинка выделки доставлять машиной на дальние расстояния уголь и руду, другие полезные ископаемые. За морем телушка – полушка, да рубль – перевоз. Это тоже девиз логистов.

     И всё же автоперевозчики, несмотря на перенасыщенность шоссейных дорог, постепенно, но уверенно отбирают у железнодорожников их хлеб, их работу. И не только в России, а по всему белому свету, где километры широких автобанов многократно превысили длину узких стальных путей.

     Основная масса призводимых в стране автомобилей прежде доставлялась в города специализированными железнодорожными составами. Ближайшая от нас станция разгрузки таких составов оборудована рядом с пассажирской платформой в Балашихе. Сегодня на всех автомагистралях можно встретить множество спецтрейлеров, везущих в разных направлениях до десятка машин, установленных в два этажа.

     Как-то минувшей осенью мы с семьёй добирались из Южного Бутова в Криушу на легковушке. Шоссе Каширско-Рязанское. Железнодорожный переезд. Полуторачасовая пробка состояла в основном из дальнобойных фур. Их обозримое количество превышало сотню в обоих направлениях.

     Трейлеры-трубовозы курсируют по Магистральной улице Железнодорожного почти круглосуточно. Везут от железнодорожного терминала, к примеру, новые и… старые трубы большого диаметра. А старые-то куда? Ведь переплавкой металлолома ни Москва, ни Подмосковье не занимаются. Подкрадывается мысль, а не эти ли б/у трубы «реставрируют» умельцы, а потом где-нибудь в Питере ими заменят рвущиеся потом теплотрассы?…

     Громадный складской терминал построен и продолжает расти на правом берегу Пехорки, на месте сгоревшего первого в Европе аэродинамического института Д.П. Рябушинского. По узкому Леоновскому шоссе идут сюда длинномерные фуры. Поворота с Балашихи к складам нет, для разворота трейлерам надо выходить через туннель на Носовиху, которая давным-давно исчерпала свою пропускную способность. Большая клумба с деревьями и малые архитектурные формы – паровозик с тремя вагонами, на них красуется надпись «КУ ЧИ НО», здесь есть, а разворотного круга для трейлеров – нет…

     В Гидрогородке давно обосновалась фирма «Жест». Сюда круглый год доставляются длинномерными фурами лодки, прицепы, лодочные моторы и другая мототехника. Чтобы загнать в ворота «Жеста» фуру задним ходом, надобно большое умение водителя-дальнобойщика. Магистральная улица, единственная дорога к новому жилому микрорайону «Лесной», в этом случае перекрыта…

     Фуры сетевой торговли. В местах массового спроса, например, у платформы Кучино, сетевых супермаркетов не перечесть. Здесь же – стройдвор и рынки. Товары и продукты доставляются к торговым точкам разным транспортом, развозятся покупателями тоже часто на машинах. Автобусный круг ими забит, на другой стороне железной дороги – неофициальная перехватывающая парковка, машины перегораживают пешеходные дорожки. Бороться с этим бессмысленно, а вот думать и делать так, чтобы всем было удобно, выгодно, комфортно – надо. Это тоже элемент логистики.

     Наконец, «придуманный ещё рабами Рима водопровод». Не нужны ни колодцы, ни вёдра, ни коромысла. Обезжелезенная и слегка хлорированная чистейшая питьевая вода – у каждого дома на кухне и в санузле. Чего ещё надо-то? Но водяной бизнес и его могучая реклама давно приучили россиян не пить из-под копытца, чтобы не стать козлёночком. Не пить из-под крана, чтобы чем-нибудь не заболеть. Пяти-, шести- и более литровые пластиковые бутыли с питьевой водой – в широкой продаже, автоводовозы развозят большие бутыли по организациям и учреждениям. Пейте, господа, нашу расфасованную водичку, платите и поддерживайте наш бизнес! До чего дошло: по городу расставлены уже автоматы по продаже артезианской питьевой воды. Её, вместо водопроводной, кстати, в Рябушинке уж точно артезианской, будут доставлять автоцистернами по перегруженным дорогам. Работы прибавится не только логистам.

     На днях работники РЖД пожаловались на существенное сокращение грузоперевозок. За счёт них дотируются нерентабельные пассажирские. Следующий этап здесь – сокращение количеста поездов пригородных и дальнего следования, рост тарифов, старение подвижного состава. А по освободившимся грузовым путям уже летят полупустые из-за высоких цен за проезд пассажирские «Сапсаны», стараясь обогнать время…

     Вот так, не вдаваясь в подробности дальнейшего заселения Подмосковья, в не меньшей степени порождающего транспортные проблемы, расширение взамен железнодорожных автоперевозок людей и грузов, от которого не уйти никуда, приводит к транспортному коллапсу. Нам это надо? Что же делать? То же, что и во всём мире, – строить много хороших автодорог. И как можно быстрее.

     С праздником вас, господа логисты! Думайте и заботьтесь о нас, подсказывайте бизнесу и руководству великой страны, что и как надо делать, чтобы потоки товаров и пассажиров не стояли в пробках, народ не тратил понапрасну своё драгоценное время, имя которому – жизнь!

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2012 – 2018