взрослость с

Ирина Батюк-Белковская
Если бы kukuruku_fish не заблокировала мои комментарии, то на свою великолепную заметку "взрослость" она бы получила мои краткие радушные отзывы. Поскольку  высказаться в краткой форме она мне не дала возможности, тем самым разогрев мой интерес (может, так и было задумано) и вызвав страсть к спору, не вижу иного выхода, как воплотить бурлящие мысли в заметку.

Взрослость и её неуловимость, неустойчивость, как и иные психические и духовные явления в человеческом внутреннем мире вызывают в сознании мучительные вопросы о преходящести жизни, беззащитности и слабости  человека перед величием и непостижимостью природы, общества, неизбежности разлуки с любимыми и дорогими людьми.

Обострённей и стремительнее, чем у мужчины, появляется ответственность, умение быть заботливой и сильной, терпеливой, беспокоиться о будущем у женщины матери. И именно мать ( и будущая мать!) понимает раньше и глубже опасности и угрозы своему ребёнку, таящиеся во внешнем мире. Именно материнство, осознанное, устойчивое перед соблазнами противоположных ему факторов, может быть сильным препятствием для разжигания ссор, конфликтов, войн. В Индии, жемчужине восточного мира, даже маленькую девочку называют Матерью. Преклонение перед женщиной и уважение в ней материнского начала - важнейшее из требований для процветания общества. Но, конечно, подкреплённое материально системой государства.

Большой духовной силою именно женского миролюбивого сердца обладают и те, кто посвящает себя профессиям для работы с людьми. Материнство реализовывается и через заботу о своих родителях.
 Я особенно хочу подчеркнуть последнее, в связи с исторически тяжким бременем, лёгшим на плечи тем, кому 40-50 лет, в дополнение к естественной нагрузке работающих людей во все времена. В народном творчестве, в художественной литературе говорится о важности и необходимости, моральности, религиозных установках на выполнение долга перед родителями, стариками. Такова переемственная цепь, тянущаяся веками.

Маленький шедевр, возникший вчера на страницах БМира, как искорка философского прозрения, воплощённая через проникновенные и заставляющие поверить слова, прицельные фразы, будят в нас тёплые чувства, сострадание, понимание со-родства нас живущих - детей своих матерей, которые также беззащитны перед законами вечного движения жизни в форме рождения, деятельности и смерти, как тела, принадлежащего природе, так и труда или другой деятельности, принадлежащей обществу.

В большинстве случаях за не имением ответов на всплывающие перед нами вопросы, взор наш, просьбы о поддержке и утешении обращается к небу, к Создателю. Безусловно, такой намоленный материнской и дочерней любовью творческий плод, как "взрослость" - поэтическая находка, достойная удивления и уважения к перу автора.

Теперь немного о другой стороне этих безусловно дышащих искренностью строчках. Насколько я знаю автора, то уверена, что ниже написанное хоть и не понравится, но больно не заденет. Автор достаточно сильная и уверенная в себе женщина. В отличие от неё и Робина я нелицеприятно отношусь к творчеству и мыслям различных людей. И если человек, который враждебно ко мне настроен (что выражается в защите или ограничении себя от моих комментариев), имеет претензии и обиды, но выражает важные смыслы творчеством, жизненными поступками, я - иногда мне даётся это не легко - , откладываю в сторону личные интересы и память о конфликтах; воспринимаю серьёзно и стараюсь наполнить свой внутренний мир отражёнными этим человеком истинами.

Откровение строк художественной формы, тем не менее, не должно уводить в сторону от мысли, заложенной в то или иное произведение литературы. Обезоруживаясь от нахлынувших чувств восхищения и благодарности автору, мы, конечно же, приобщаемся к части истины, открытой через чувственное восприятие ран и благодати мира. В этом произведении обнажена человечность, юность женской души; запечатлён миг бессмертия женского начала, нежного и тёплого, щадящего и одновременно строгого.

Но можно пойти дальше, отставив в душе необходимую пищу для себя, абстрагировавшись конкретно от момента подлинной жизни, схваченной автором.

Попробуем искать ответы на поставленные вопросы в произведении. Одним из них может быть: как ощутить себя взрослым и сильным, если сам "бабушка" - как модель ситуации, где за тобою нет старшего, иными словами уже ушедшего в мир иной. И это ещё при условии, что ушедшие были и при жизни людьми понимающими живущего, проникающими в его, живущего, внутренний мир. Или если размышляющий связан родовыми узами со старшими, которые сами ещё более беспомощны,"моложе", инфантильнее. Автор отвечает в данном случае обращением к молитве, к Непостижимому Всевластному миру, который предлагает религия: мы все дети малые своего Создателя, и лишь можем отвечать за кого-то в тех небольших пределах, отведённых нам, отталкиваясь из своего частного опыта, предотвращая беды и опасности на незначительном, или чуть более, уровне.

В более взрослом возрасте - как справиться, когда нагрянут гости, как предотвратить прогулы в школе, как не дать размножиться первой сигарете, как не допустить незразборчивых связей и так далее. По мере взросления ребёнка наш опыт и авторитет проигрывает перед разнообразией жизненных ситуаций, новыми незнакомыми нам (или знакомыми, но в форме более соблазнительной) вызовами; проигрывает перед упрямством и желанием нашим ребёнком самостоятельности. В силу вступают уже социальные и профессиональные воздействия, не говоря о физиологических; остаётся позади наш маленький в сравнении с ними родовой, семейный опыт. Уже "матерью и братьями" (цытата из Евангелия) становятся кто угодно, но не мать и не братья. И здесь можно было бы остановиться в рассуждениях, дав почву для таковых у читателя (тех, кто не порвал с моим блогом, коих осталось немного и тех, кто недавно заглянул). Но настроение моё располагает к продолжению.

Я упомянула выше об исторической нагрузке на наше поколение работающих и заботящихся о детях и пожилых людях, непосредственно или косвенно - не имеет значения. То есть, проще говоря, перед старшими, которые привыкли к устойчивой, пусть не богатой, но сытой жизни, мы оказываемся более выдержанными и сильными, что не отменяет наше, порой, бессилие и слабость в общей сумме всех испытаний. Нам самим нужна мама, сильнее и мужественнее нас, знающая ответы на многие вопросы. Но вот вывод в конце произведения становится аналогией  "без запинки"  развеивания всех детских страхов: "успокойся, ты будешь жить вечно". А ведь жесткая действительность погрузит в такую материальность и реализм, выбивая почву идеального невидимого мира из-под ног. Надежда на неизведанное расслабляет и не даёт уверенности полной, не даёт сил и мужества, как того хочется. Железная необходимость искать внутри себя рациональные мотивы, близкие к реальной жизни возникают не у каждого. А ведь резерв колоссальной энергии находится рядом! Вспоминаю,когда я была маленькая, и бабушка была больна, она стала беззащитной и слабой.  Я так испугалась, что оцепенела. Бабушка заметила это и мгновенно нахмурилась, стала бодрой, возможно, через силу.  Позже, в такие сложные моменты она, я не помню, не проявляла подобной слабости. По крайней мере передо мною. Я говорю к тому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз помолиться. Ни в коем случае не стремлюсь обидеть чувства верующих, но вынуждена спорные вопросы раскрывать как этого требует честность ума в данном случае.

Я привела случай из собственной жизни, но видеть своими глазами примеры "удивительной" взрослости и зрелости вовсе не обязательно. Мне и самой случай из личной жизни пришёл только при написании заметки. Есть массив героической истории нашего народа, который наполнит мужеством и силою перед многими обстоятельствами. На могильных плитах у памятника Неизвестному солдату можно прочесть возраст наших юных отцов и матерей, которые реально не имели своих детей по причине героической гибели, но они именно наши отцы и матери, шестнадцати-, двадцатилетние... Они, ставшие своим величием и героизмом, пусть и со своими страхами и болями, ставшие такими старшими, большими, образцовыми  и главными.  Исходя из исторической ситуации, мы в малой, но существенной мере становимся старше своих родителей, мы становимся им отцами и матерями, невольно и обязывающе.