Выгрузка на полуострове Рыбачий

Лев Ефремов
               
 Полуостров Рыбачий, о котором поется в знаменитой морской песне, находится на северо-западе от входа в Кольский залив из Баренцева моря. Постоянно там проживают только  военные ракетчики с семьями и обслуживающий их гражданский персонал. Там были,  в основном, расположены ракетные части ПВО  СССР. В августе 1976 года т/х «Куйбышевгэс» производил выгрузку снабжения для ракетчиков на рейде  Вайда- губы п-ова Рыбачий. Груз с судна выгружался на понтоны. Понтоны буксировал к берегу, специально имеющийся для этого на борту судна, катер. Понтоны затем подтягивались к берегу, доставленным на судне, трактором. Выгрузку груза с понтонов производили уже военнослужащие. Внезапно погода ухудшилась, заштормило, поднялась высокая волна. Теплоход  выбрал   якоря и отошел подальше от берега в море - штормовать. Один понтон подняли на борт, а  катер и второй понтон, которые в это время были на берегу, поднять на борт судна, было уже невозможно и их оставили на берегу. Также на берегу остались капитан катера, матрос и тракторист. Военнослужащие убыли в свой военный городок, который находился в 3-4 километрах от берега. Моряки, оставшиеся на берегу, трактором вытащили подальше на берег катер и понтон, и остались пережидать непогоду. Из продуктов на борту катера были несколько банок свиной тушенки, 2 буханки хлеба, пачка чая и соль. На следующий день тракторист предложил наловить рыбы в озерах полуострова. В каждой компании, в группе, обязательно найдется человек, который все знает и все умеет. Здесь таким оказался тракторист. Он заявил, что на этой точке он выгружается уже не первый раз и все рыбные места тут знает. Рыболовные снасти имеются в аварийном запасе любого плавсредства, были они и на катере. Пошли на рыбалку тракторист и матрос, капитан остался сторожить катер. Пошли по тундре среди сопок искать озера с рыбой. Подходят к одному озеру:
-Давай тут попробуем,- предлагает матрос.
-Тут рыбы нет, озеро мелкое, зимой промерзает до дна.
Пошли дальше. Ходили, ходили, но так походящего озера и  нашли. Устали, начали ругаться, уже и не до рыбалки. Вокруг птиц много, куропатки бегают.               
-Давай куропаток ловить,- предлагает тракторист.               
-Давай,-  соглашается матрос. Начали ловить куропаток. Вокруг кустики растут кучками по 5-6 метров в диаметре. Куропатки отлетят от охотников, сядут и бегом в эти кустики.
- Давай заходим в кусты с разных сторон, и ты гонишь птиц на меня,- предлагает опять тракторист. Окружили куст, начали ловить,  птицы разлетелись. И так несколько раз. Решили в последний раз попытаться. Матрос с одной стороны начал теснить куропаток в сторону тракториста и в момент, когда птицы начали взлетать, тракторист  плашмя бросился на кусты. Раздался треск и дикий вопль. Тракторист  лицом напоролся на сучья, куропатки, конечно же, улетели. Рассадил лицо тракторист сильно, тут уже не до охоты. Побрели на берег к катеру. По пути матрос насобирал грибов. Тракторист шел, прижав какие- то, ему одному известные листья, к ранам. На этом злоключения не закончились. Около четырех часов утра капитан вышел из катера по малой нужде и увидел, что приливом понтон смыло  в море. Он находился уже метрах в двух по корме катера. Капитан не растерялся, начал кричать, поднимать людей, а сам, с дуру, прыгнул на понтон, чтобы ошвартовать его к катеру. Когда матрос и тракторист вылезли из катера, понтон был уже метрах в 30 от катера. Тракторист  быстро завел трактор и столкнул в воду катер с матросом.
        Как запустить двигатель на катере, матрос представлял смутно. Запускается двигатель стартером от ключа зажигания, а ключа на месте нет. Кричит капитану, спрашивает, где взять ключ. Тот ему подсказывает. Ключ нашелся, но двигатель не запускается. Опять кричит капитану, спрашивает, что дальше  делать. А понтон уже далеко, ветер шумит, еле разобрал матрос, что надо в машинном отделении открыть два клапана подачи топлива и на охлаждение. Запустил матрос двигатель и подобрал понтон уже на выходе в открытое море. Подошли к берегу. Вытащили катер и понтон подальше на берег и оставили пришвартованными к трактору.
        Перенервничали и решили благополучный исход спасательной операции отметить. Спиртного на катере, конечно же, не было. Оно нигде долго не хранится. У капитана катера была денежная «заначка». Решили сходить к ракетчикам, попытаться что-нибудь  добыть. Пошли капитан с матросом. Тракториста с исцарапанным лицом оставили сторожить катер.   Решили сократить путь и пошли не по дороге, а напрямую по тундре, через сопки. Миновали несколько сопочек и увидели недалеко от себя ракетные установки. Обошли их стороной, ну их к черту, еще подстрелят. Вышли к военному городку. Одеты моряки были, как обычно на выгрузке, ватные штаны, телогрейка и резиновые сапоги  «ботфорты». Ходят по городку у военнослужащих спрашивают, где находятся продовольственные склады.  Им объяснили. Нашли они эти склады. Спрашивают  у старшин-кладовщиков, есть ли спиртное на складе. Отвечают, что есть коньяк и сухое вино, но отпустить его могут за деньги и только  по письменному разрешению замполита части. Пошли искать замполита. Спрашивают в городке у солдат. Нашли. На стук в дверь вышла жена замполита, позвала мужа. Вышел замполит в трусах и майке, выслушал просьбу. А моряки растерялись, и попросили хотя бы одну бутылку коньяка.               
 - Мужики, вас трое, что вы с одной бутылкой делать - то будете?
        И в записке разрешил купить три бутылки коньяка. Благополучно отоварившись, правда, на хлеб денег не осталось. Да и бог с ним. Без хлеба обойтись можно. Спешить некуда и обратно на берег пошли по дороге. На выходе из городка шлагбаум и караульный пост. Выскочили часовые с автоматами:               
- Руки вверх,- и  под прицелом автоматов завели в караульное помещение.  Документов у моряков при себе не было. Около трех часов продержали их в дежурке, пока выясняли кто они, но спиртное все вернули. Прибыли бедолаги на берег, а там уже и грибы нажарены с тушенкой. Вечер закончился удачно. Через сутки шторм утих, т/х  «Куйбышевгэс» вернулся на рейд, выгрузку продолжили.