Память о прошлом, но не мемуары 3 19

Анатолий Шалаев
финансовый институт.После окончания работал фининспектором в Министерстве финансов.
Много ездил по стране.И его везде угощали.В результате он спился.Разрушил здоровье и
умер.
Письмо из Из Киева в Будапешт.2008 год.19.02.
Дорогие друзья,здавствуйте.После депрессии в череде похоронных мероприятий нашёл
силы начертать вам пару листов.Стечение обстоятельств!В декабре прошлого года уми-
рает сотрудница,с которой в качестве моей помощницы проработали более 20 лет.Моло-
дая женщина,очень светлый,трудолюбивый и радостный человек.В доме,в котором мы
проживаем,день за днём идут похороны.И всё бывшие военные.В этот похоронный звон
умирает жена Лидиного брата Жени,Люся.И,наконец,сезон покойников,завершает Руслан.
Самое трагическое состоит в том,что какой-то совершенно беспричинный уход в неведо-
мое.Самое абсурдное в нашей родне.Лидин брат,по его заверениям самый больной чело-
век в этом поднебесном мире.Даже безисходно.Аневризма сердечной мышцы.От анев-
ризмы можно избавиться при определённых вероятностных условиях.На что братец никак
не соглашается.Он прав только в том плане,что любая операция – это риск.В доме на поч-
ве безисходности процветает диктатура почти умирающего.Люся являлась объектом раз-
ных отпущений.При нищенских пенсиях она вынуждена была работать.Единственная про-
фессия,где она могла найти себе работу – система жилищно-комунального хозяйства в ка-
честве диспетчера.В разваливающемся хозяйстве,в котором прозябаем настоящим образом
и мы,может работать только героический человек.Она до некоторых пор выдерживала.Надо
было!И надорвалась.После смерти Люсиных родителей,которые имели частный дом,между
3 наследниками произошло разделение наследства.Полученные деньги вложили в недви-
жимость,купив в Боярке полдома с садом.Великовозрастный сын Люси и Жени,продолжа-
ет жить с родителями после женитьбы со своей семьёй.В результате кухонных передряг,
инициируемых отцом,молодая семья вылетела для поселения с родителями уже другой
стороны,причём в очень стеснительных условиях.Страсти продолжали распыляться,что при-
вело к распаду молодой семьи.Наиболее сердобольная Люся прикладывала много усилий
разного плана,чтобы разрядить,сиречь развязать этот узел.Было принято решение облаго-
родить купленный дом в Боярке и туда переселит сына с семьёй.Облагораживание растя-
нулось на долгие годы,ибо пытались строить собственными силами.Завязалась свара с со-
седями по злосчастному долгу и долгострой был заброшен до лучших времён.Это время
наступило,когда Люся умерла,не выдержав всех житейских и прочих перегибов.Кто вино-
ват?Виновных нет,так все правы кроме Люси.
Я,конечно,извиняюсь за столь грустный трактат.Накипело и у меня.Разряжаюсь через вас.
Последний гром среди ясного неба – кончина Руслана.Единственный сын,единственный
внук.Трагедия!На общем фоне маразматического государства с его политикой.Помните ли
вы старых знакомых?С ними у нас эпизодические контакты.Чухарковы,Лёня и Аля недавно
похоронили своего старшего сына.Тот,который был художником.Лёня после инсульта так
и застабилизировался.Не лучше,не хуже.Тяготятся прозябанием на зимних картирах.Живут
мечтой дождаться лета и уехать на дачу.Там здоровая обстановка,больше кислорода и свя-
тая вода/Аля/.В таком же состоянии пребывают Сафроновы.Он после инсульта.В зимнюю
пору латают остатки здоровья,надеются дожить до тепла и глотания кислорода на даче.Ляля Стеценко прикована к кровати и безуспешно старается выкарабкаться из своих болячек.
Чем не тема для Ивановской Красной Пашечки.Обнимаем.Владимир.
Из Киева в Будапешт.2008 Сидя в стольном граде Киеве,на шестом этаже шестнадцатиэтажного дома,обзирая округу,
тихо радуемся.Треть Украины залили дождевые потоки,во всём мире бушуют ураганы,по-
жары.землятрясения и всякие прочие трагедии/не по Шекспиру/.Телевизор ух как страшно
включать:грабежи,убийства лучших людей- депутатов,почти олигархов,авторитетов пресс-
тупного мира,насилие и т.п.Слушайте!Впечатление такое,что конец света вот-вот наступит.
Создаётся картина,что из этой жизни живыми не выберемся.Или как говорит наш сосед,что
в понедельник новую жизнь начать невозможно,а во вторник – уже поздно.Вообще он боль-
шой юморист.Когда его спрашивают:Где ты работаешь? – он отвечает:Переводчиком.Пере-
вожу часы на зимнее и летнее время.Кстати,на Украине из 161 дней праздничных появился
ещё один.Понедельник – Всемирный день мазохистов.Весело живём.Поэтому и мировые ка-
токлизмы нам нипочём.
Лето завернулось к своему завершению,не дав нам возможности насладиться прелестями
этого сезона.Можно тихо надеяться,что впереди ещё бархатный сезон.Энергетические вам-
пиры спешат на зарубежные курорты лечить нервы,продувать чакры и восстанавливать
прану.Совсем недавно,за 25 рублей можно было сесть в лайнер и завалиться на Черноморские
пляжи,а также погрузиться в экзотические прелести отдыха.Так часто приходят эти воспоми- 
нания,как мы здорово жили,пока нам не объяснили,что дальше жить нельзя.Время чертовски 
сократилось.Порой кажется,что от циферблатов часов веет лёгкий ветерок.
В доме стабильная ситуация.Один я ищу бури,как в бурях есть покой.Боевая поруга,свет
очей моих,Лидия – мастер прецендентов,не перестаёт меня убеждать,что все мои потуги
вокруг её нормального состояния абсолютно напрасны и просит не вмешиваться в её лич-
ную жизнь.Все её интересы сводятся к перетряхиваниям её гардероба,утратившего всякую
ценность и так и не увидевшего Большого света.Кто-то из добродеев на дворовой лавке
сочинил ей диагноз – рассеянный склероз.Что это такое ни она ни я не знаем.Однако,она
предполагает,что не может сосредоточиться на мыслях – то она занята,то мысли заняты,
ужас кромешный.В общем потуги на поприще научно-исследовательского института не
прошли даром.Оставили след в мозгах при весьма неплохой научной пенсии.Недавно ко-
нтактировали с Колбасиными.Съехали со своей дачи для очередной медицинской коре-
кции.Проблемы с восстановлением ног обоих завели в тупик.Военные медики предлагают
Валентину ампутировать ногу.Нашли очередного,уже платного,лекаря,который маловра-
зумительно даёт гарантии,что может быть спасёт конечность.После недельного топтания
по Киеву воодушевлённые надеждами удалились опять на дачу.На мой вопрос на предмет, 
как дорого обошлись эти гарантии,Валентин сказал,что Слава дал врачу 10 долларов.Судя
по этому признаку – какие деньги,такие и надежды.
Я,добивая летние деньки,вышел на финишную прямую в связи с увековечиванием своего
происхождения.В конце-концов завоевав это право,отгрохал своим корням памятник.Бе-
зусловно не корысти ради,а духовного благополучия – для.себя не забыл.Выкроил,разу-
меется,местечко для себя и для спутницы жизни также,на престижных буграх элитного Ра-
йона погоста г.Киева.Тем самым доказав/не знаю кому/,что и мы тоже не лыком шиты.Ну
и что?Такова жизнь.Володя.
Четвёртый класс был выпускной – окончание начальной школы и первые в жизни экзамены.
Всего четыре.А потом их было в каждом классе всё больше и больше.В пятом классе у нас
началось военное дело,а вот английский язык,хотя и должен был появиться по плану в 4
классе ,мы начали изучать только в шестом.Не смогли найти преподавателя.Были и уроки
физкультуры.Но спортом я серьёзно занялся только после седьмого класса.А до этого играл
в футбол и волейбол.За школой была спортивная площадка.Там проходили уроки,там же
мы играли после уроков.В школу я ходил с удовольствием,так как учился легко.Мне оди-
наково давалась и математика и грамматика и другие дисциплины.Дома я готовил только
письменные домашние задания,а устные готовил на переменках.Даже успевал выучить
стихотворения,которые нам задавали.Поэтому после уроков у меня всегда была уйма
свободного времени.Я мастерил всякие игрушки.Мама мне купила книжку Адамова «10
моделей» и я пытался все их изготовить из подручных материалов.Сделал я себе и само-
кат на подшибниках и катался на нём.А в 6 классе мне купили детский двухколёсный
велосипед.Освоил его я не сразу,но через некоторое время ездил хорошо.Потом мне ку-
пили настоящий юношеский велосипед и я на нём ездил далеко почти до Святошино.
Тогда на шоссе было не очень интенсивное движение.У меня был даже номер,тогда это 
полагалось.Двор у нас был большой и закрытый и все ребята двора более-менее дружили.
Играли в разные игры детские.Дрались на шпагах.Шпагами были деревянные палки,а
потом кто-то достал пулемётные шомпола и у нас были почти настоящие рапиры.Даже
приделывали защитные чашечки.И для малышей,стенка и турник.Жильцы по
вечерам вели бесконечные разговоры на скамейках.А у нас детей был свой мир.Жаль,что
сейчас это всё ушло.Иногда на город нападали комары и мошкара.Мы делали из консер-
вных банок кадильницы и спасались от гнуса по вечерам,когда этой твари было особенно
много.Когда мы стали старше,классе в 6,я стал больше встречаться с ребятами по классу.
Но 5 и 6-ой классы не оставили ничего значительного в моей памяти.В общем рутина.
В 7-ом классе стали преподавать историю средних веков.Католицизм его борьба с про-
тестанизмом.Ворфоломеевская ночь.Три мушкетёра,Двадцать и Десять лет спустя бли-
стательного Дюма.Класс разделился на католиков и протестантов.Во главе католиков
стал Гармаш-наш классный художник,он же Бозинька.Во главе протестантов Ян Гус-
Цапенко – талантливый мальчик,все годы отличник.Затая дыхание мы ждали конца
каждого урока,и как только выходил преподаватель бросались в бой и тузили друг
друга довольно основательно.Однажды однорукий Педо метнул швабру ручкой вперёд.
Он,конечно,не хотел поразить Бозиньку,который то прятался за партой,то высовывался.
Но его движения совпали с полётом   и она ударила его в лоб/слава Богу не в
единственный глаз/.В результате легкое сотрясение мозга и огромная шишка.Однажды
был пустой урок и,конечно,сражение.На этот раз мы все парты выставили у стенки до
потолка.И на шум заглянул учитель английского языка.Он сделал большие глаза и
помчался к директору.В три минуты мы сумели парты поставить на место,и,когда
директор вошёл в класс была идиллия.Все сидели за партами и уткнулись в учебники.
Ну и що це було? спитав наш дыректор Антон Иванович Бессараб.Учитель английского
языка улыбнулся и показал нам кулак.Это был переходной возраст и мы бесились,как
могли.Однажды поругались Бойко и Фальчевский.Конечно это не была драка,так как
Фальчевский весил около 80 кг против 30 Бойко.Но они нашли другой способ – обли-
вать друг дружку чернилами.Сначала брызгали друг на друга из авторучек.Потом
Фальчевский вылил бутылку чернил Бойко за шиворот.Бойко схватил невыливайку
и стал её трясти на лицо Фалчевского,которое покрылось крупными пятнами.А
апофеоз -  Бойко набрал остатки чернил из бутылки в рот и забрызгал опять-таки лицо
Фальчевсому.Было на что посмотреть.Круглое большое лицо мальчика в крупных
чернильных кляксах и чернильный набрызг.Опять повезло англичанину.Он схватил их
за шиворот и поволок в учительскую.Хохот стоял,как в театре Райкина.На следую-
щий день появилась в стенной газете карикатура и опять здоровый хохот всей школы.
В 7 классе у нас появился урок бальных танцев.Платный.Курс 1 месяц,по 5 рублей с
ученика.Были и девочки из соседней школы.Но на них мы как-то мало обращали
внимания.7 лет однополого обучения  убили интерес к прекрасному полу.Но
для танцев женщины были необходимы.Всё происходило как в современной песне -
Это школа Саломона Пляра,школа бальных танцев вам говорят.Два шага на лево
два шага на право.Шаг вперёд и два назад.Звали учителя танцев Соломон Давыдович.
Но это нас не смущало.Хотя школа была украинская,но у нас начисто отсутствовал
интерес к национальному вопросу.Ему было лет 50 и он казался нам ужасно старым.
Была у него и ассистентка,стройная миловидная женщина,его жена.Мы разучивали
мазурку.Этот
танец мне очень нравился.Я и сейчас могу его лихо сплясать.Потом учитель под
большим секретом предложил научить нас салонным танцам за дополнительную
трёшку.По секрету от администрации школы.Мы разучили фокстрот,слоу–фокс,
танго,румбу и немного твист,конечно без акробатики.Это  нам пригодилось так как
на вечерах,которые устраивали и в школе и районо позволяло не скучать после
официоза и концерта самодеятельности и приглашённых артистов.На районные
вечера было ограниченное количество приглашений и мне редко они доставались.
Получали в основном активисты.Но я с приятелями нашёл способ как попадать
на вечера с чёрного хода.Районные вечера проходили обычно в 6 школе,бывшей
гимназии.Там было два больших зала.Один для спорта.Вход в него был со двора,
а также туда можно было попасть через два хозяйственных парадных,которые не
охранялись ни вахтёрами,ни активистами,которые проверяли билеты.Через них
мы попадали в здание,поднимались на хоры спортзала,в которых была дверь
обычно не запертая,которая соединялась с рабочей галёркой зрительного зала и
по ней попадали а вестибюль 1 этажа,где была раздевалка.Там можно было
раздеться и присоединится к счастливчикам,у которых были билеты.Иногда биле-
ты проверяли ещё раз у входа в зрительный зал.Но мы договаривались е нашим
ребятами и те,предъявив билет контролёру тут же незаметно передавал нашим
безбилетникам.Каждый поход на вечер был своеобразным приключением.
В 7-ом классе я занялся гимнастикой.Сначала занятия проходили в нашем зале,
который был и физкультурным,и зрительным,и для военных занятий.Трениро-
вал нас наш учитель физкультуры,бывший чемпион Украины по акробатике.
Он получал какую-то дополнительную плату от районного спорткомитета.
Но потом дирекция школы почему-то перестала предоставлять зал нашей секции.
Мы перешли в спортзал 6-ой школы.Там я и узнал о потайных проходах.
Участвовал я и в районных соревнованиях по гимнастике.Плучил грамоту за
третье место и третий спортивный разряд.После этого меня стали готовить к
программе второго разряда.Я был спортивный мальчик.В школе получил
значок ГТО второй степени.Я хорошо бегал,прыгал в высоту и длину.Бросал
гранаты и метал диски.Всё это входило в программу ГТО.С диском у меня
произошёл конфуз.В школе у нас диски были алюминиевые.И я даже не знал,
что существуют спортивные тяжёлые диски.Когда поступил в институт и
факультет подбирал лёгкоатлетическую команду,меня спросили,что я могу
делать.Я и сказал,что могу пробежать стометровку и метнуть диск.В школе
я его метал почти на 70 метров.На соревнованиях я оконфузился.Когда  взял в
руки диск,а тренировок перед соревнованиями не было,понял,что это совсем
не то,что я бросал в школе.Диск был разов в 5 тяжелее алюминиевого.Конечно,
бросок был нелепый и сешон.Но в беге я не оскандалился.Пробежал 100 метров
за 12 секунд и был включён в эстафету 4 по 100,где мы заняли 3-ее место по
институту.А команды были сильные.В них были даже мастера спорта.