Огонь раздумий

Аркадий Алферов
         венок сонетов – 8

                - 1 -

В глаза грядущему смотрю,
Есть древний смысл в процессе этом,
Он был известен дикарю –
 Наипервейшему поэту,

Кто раньше всех воспел зарю
Средь райских кущ хмельного лета.
Но… по какому словарю?
В какой из эр? Скрывает Лета.

Не колдовство ль могучих чар
Открыло в нем чудесный дар
Во славу женщины любимой?

Жар незапамятный в крови –
Караты слов в ларце любви:
«О, этот взгляд неповторимый!..»


                - 2 -

О, этот взгляд неповторимый!
Сквозь пелену минувших лет
Мелькнет так явственно, так зримо
Былой любви пьянящий свет.

И память, словно пантомима,
Вдруг явит образный сюжет:
«По жизни, вроде пилигрима,
Иду, непризнанный поэт…»

Мираж дыханьем не согрею,
В порыве страсти не сомлею
И фимиам не воскурю.

Воспоминания, как верность…
Здесь не наивность-откровенность:
«Но как соблазн переборю?!.»


                - 3 -

Но как соблазн переборю
При встрече с незабвенной далью?–
Кивну в ответ, заговорю,
Проникшись легкою печалью.

В ее объятьях не сгорю,
Как в лампе трепетной спиралью,
И две семьи не разорю,
Не буду бредить острой сталью;

И не пойдет о нас молва,
Лишь вспыхнут горькие слова
От безысходности не мнимой,

И сожаленья, как картечь:
«Любовь нам надо бы беречь,
Коль выпал шанс неоценимый!..»


               - 4 -

Коль выпал шанс неоценимый
Родиться в наш бурлящий век,
Не сделай  зло необходимым, -
Будь человечней, человек!..

Пусть истин знак неуловимый,
Как блики грез на лонах рек,
Огнем раздумий опалимый,
Я в жизни многое отверг.

Несут события сквозь время
Свое пожизненное бремя,
Но я пред бездной не схитрю.

Корплю над сущностью дилеммы:
Решу ли новые проблемы?
Блаженный миг боготворю.


               - 5 -

Блаженный миг боготворю,
Что дарит чудо вдохновенья.
Опять себя приговорю
К бессонной ночи наслажденья.

Я умиляюсь. Я царю.
Я вне себя от исступленья.
Я снова рифмами искрю
В крутом пылу стихосложенья.

К своим стихам предельно строг,
Вдруг прочитаю между строк
Ответ, такой неоспоримый,

На вечный жизненный вопрос?
И возведу чрез Лету мост,
Не пропущу знаменье мимо!


                - 6 -

Не пропущу знаменье мимо
Как бы планиды тайный знак,
Ведь в странах разного режима
Не дремлет ядерный кулак.

Война и мир непомиримы,
И до безумия лишь шаг…
Позором дикого экстрима
Падет на Землю Вечный мрак.

Но разум выбор оставляет,
И бить глаголом заставляет
В колокола, как звонарю.

Рассудку совесть – не помеха!
Предупреждение, как веха…
Пусть кто-то внемлет псалтырю!



                - 7 -   

Пусть кто-то внемлет псалтырю!
Я их, (увы!) не понимаю!
И в одночасье не прозрю,
Не все на веру принимаю.

В своих поступках усмотрю,
Как мечется душа шальная.
Я словесами не сорю,
Я истины пока не знаю:

Зачем живу, коль умирать?
На веру не хочу кивать,
Ведь жизни цикл  необратимый…

Но вижу: ты спокойно спишь,
А в колыбельке спит малыш,
Молитвой праведной хранимый.


                - 8 -

Молитвой праведной хранимый,
Отец мой выжил на войне,
Страдал кошмарами ночными
Он, не привыкший к тишине.

И рвался в бой неудержимо
В бреду, в горячечном огне…
Не вдруг прошли те сны «без грима»,
Сменились мирными вполне.

Он жил по правде, не лукавил,
И память славную оставил:
Построил дом, взрастил сынов,

Дал нам науку убежденья…
И, словно гимн предназначенья,
В душе ликует вечный зов.


                - 9 -

В душе ликует вечный зов
Безмерной жаждой всепознанья:
Открыть основу всех основ –
Завесу в тайны мирозданья;

Понять природу вещих снов:
Не утвержденья-отрицанья,
А ощутить весомость слов
Взамен пустого прорицанья.

Когда фантастику читаю,
То я, мечтатель, представляю
Другую жизнь других миров.

И обнимает ветер странствий!
И увлечен порывом страстным
Пытливый ум дерзнуть готов…


                - 10 -

Пытливый ум дерзнуть готов,
Коль поиск истины осмыслен.
И в книгах древних мудрецов
Встречаю  я упругость мысли.

«Зачем живем?» - вопрос веков.
Лишь знает Бог! – Слова, как выстрел!
В разнообразии богов
Есть только путаница истин.

И мне ответа не найти!
Но, может быть, в конце пути,
В мудреной собственной тираде

Сыщу начало всех начал?
Сейчас бы многое отдал
Единой, высшей сути ради!



               - 11 -

Единой, высшей сути ради
На этом свете не прожить,
Ведь быт суров в своем укладе,
За жизнь – платить, за смерть – платить!

Кто романтической браваде
Подвержен был – успел вкусить…
И разглядел, к своей досаде,
Других времен стальную прыть,

Где демократией не пахнет;
Где кто пирует, кто лишь чахнет,
Попав в безденежья капкан.

Подам, коль нищий просит хлеба!
Он ждал той милости от неба,
Но… в тучах пятый океан.


               - 12 -

«…Но в тучах пятый океан», -
Унылость зимнего сонета.
Судьбы затасканный роман
Читать - вот мука для поэта!

И все же память, как гурман,
Изыщет дни, где уйма света,
Как солнцем, рифмой осиян,
Я – в предвкушении рассвета.

На снег особой белизны,
Вняв ощущенью новизны,
Спал поэтический туман,

И все же в сумраке неясном
Искать благое не напрасно,
И явью кажется обман.



               - 13 -

И явью кажется обман,
И жизнь – постылая дорога,
Когда в душе цветет дурман…
А раньше как я верил в Бога!

Моя натура – ураган!
Уйти из жизни – нет предлога!
Спаси меня, мой талисман!
С поэта спрашивайте строго!

Разгул наживы и страстей
Не скрыть величием церквей
В любом краю и в стольном граде.

«Бесславен жизненный урок!» -
И отразится мой упрек
Как тень веков на водной глади…


                - 14 -

Как тень веков на водной глади –
Лишь отражение тщеты,
Так грешный мир в своем раскладе –
Не воплощенье чистоты.

И снова мысли, как в осаде.
И пусть за мной горят мосты,
Но надо жить, и жить по правде,
До самой траурной черты.

Стараюсь жить, всему внимая.
Тех не люблю, чья «хата с краю».
Ужель и я перегорю?

И всю познав суровость быта,
Я с чистой совестью открыто
В глаза грядущему смотрю.



               - 15 -

В глаза грядущему смотрю.
О, этот взгляд неповторимый!
Но как соблазн переборю,
Коль выпал шанс неоценимый?

Блаженный миг боготворю,
Не пропущу знаменье мимо!
Пусть кто-то внемлет псалтырю,
Молитвой праведной хранимый!

В душе ликует вечный зов!
Пытливый ум дерзнуть готов
Единой, высшей сути ради.

Но… в тучах пятый океан…
И явью кажется обман,
Как тень веков на водной глади.


                2005 г