Как я учился в пятом классе

Аркадий Болашенко
Ура…! Началась война.Теперь Красная армия начнет бить фашистов. Такие дурацкие слова орал я после объявления по радио о начале войны с Германией. Мне было двенадцать лет.Позади четыре года школьной учёбы с отличными оценками по всем предметам, десятки прочитанных книг о войне и её героях,множество прослушанных песен со словами типа «Красная армия всех сильней» и беспредельная вера во всё прочитанное и услышанное. Эта радость испарилась ужё на следующий день когда в магазинах исчезли все продукты и наша семья перешла на голодное существование.В августе прилетела  к нам и первая «ласточка» войны в виде немецкого бомбардировщика, сбросившего однотонную бомбу в 70 метрах от нашего дома.

          Время шло и несмотря на приближавшийся фронт, первого сентября начались занятия в школе.Занятия продолжились только один месяц и в связи с приближением боевых действий были окончены.Из этого времени, я помню то,что в школе была очень мрачная атмосфера. Преподаватели были очень серьёзны и задумчивы.Ученикам совсем не хотелось шутить. Всё вокруг было наполнено ожиданием приближающейся беды. Она не заставила себя ждать,Наступили два с половиной месяца немецкой оккупации,затем жестокие десятидневные уличные бои за освобождение города и с нового 1942 года новая полоса жизни нашей семьи. Дом,в котором мы проживали раньше,сгорел во время боёв,со всеми находящимися там вещами. Сгорели также и квартиры ближайших родственников. Наша семья, состоящая из пяти человек,после девятидневного почти «чистого» голодания, обосновалась в чужой свободной квартире с печным отоплением.Несмотря на то,что мы находились в городе,нам как Робинзну Крузо на необитаемом острове,пришлось обустраивать жизненный быт с нуля. В отличие от теплого острова,температура на континенте держалась на уровне 20- 40 градусов мороза.На пожарищах были найдены нож,топор без рукояти,чугунная посуда.Из сучьев деревьев и найденной мебели заготовлены дрова,а с места боёв притащены куски мороженного мяса от убитых коней. Ложки и вилки были вырезаны нами из кусков дерева. Через месяц после освобождения города было объявлено о начале школьной учёбы и я стал ходить на занятия в пятый класс,теперь уже другой школы.

Школа временно размещалась в красивом трехэтажном особняке,в котором в девятнадцатом веке жил плененный вождь чеченского народа Шамиль.Это небольшое по меркам школы здание находилось в километре от нашего нового жилища и дорога от дома к нему проходила через городские кварталы и каменный мост,соединяющий края глубокого двадцатипятиметрового оврага.Занятия проводились в две смены.Наша смена была второй.Помещения классов представляли собой большие светлые комнаты с паркетными полами и печами,отделанными красивыми изразцами.Во время занятий эти печи  всё время топились дровами.Период учёбы в этой школе запомнился мне лучше чем в прежней,очевидно потому,что скорость взросления во время  оккупации и уличных боёв очень сильно возрастает.Запомнились преподаватель зоологии по кличке «Пестик» - мужчина корявой внешности с выпученными глазами и ботаники по кличке «Тычинка» - бесцветная женщина неопределённого возраста. Ребята любили их дразнить,выкрикивая клички издали или из-за укрытия.

Шалости и проделки ребят нашего класса не ограничивались выкриками,а соответствовали духу военного времени.У многих имелись подобранные на месте боёв винтовочные патроны. На перемене несколько патронов забрасывались в горящую печь и через пять минут после начала занятий в печи раздавалась серия взрывов. Дверца печи распахивалась и горящие головешки вылетали в класс.Было интересно наблюдать реакцию учительницы и девчонок класса.Другое развлекательство состояло из того,что к концу пера ручки хлебным мякишем прикреплялся пистон от патрона и во время занятий ручка отпускалась в свободное падение с высоты парты пистоном вниз. Взрыв был слабее чем от патрона,но зато выбиралось самая тихая пауза урока.Конечно были кнопки на стул учителю.Но самое смешное представление было устроено однажды с использованием ниши окна заделанного снаружи кирпичем. Эта ниша на две трети высоты была завешена школьной доской,а на широком подоконнике было достаточно места для помещения на нём человека. Перед самым серьёзным уроком математики за доску залез вихлястый Колька,любивший изображать из себя клоуна,На самом деле он умел делать выразительные жесты и смешно корчить рожи.

Театрально-цирковое представление успешно проходило половину урока.
Пока математичка писала на доске формулы было тихо.Но.когда она оборачивалась лицом к классу, в нише над доской поялялась Колькина морда с высунутым языком и другими выражениями и звучал общий хохот. Бедная учительница бледнела,оглядывала своё платье и доходила до обалдения,пока не уловила взгляды учеников и оглянувшись обнаружила причину смеха. Я тоже внес свою долю школьных забав,правда не столь обидных для учителя. Обладая способностью к рисованию,я нарисовал цветными карандашами рубль,помял его,расправил и перед уроком той-же математички положил на учительский стол.Войдя в класс и сев за стол,учительница спросила – Кто забыл рубль на столе?.Никто не признался и во время урока она периодически брала рубль в руки и клала на место.Наконец глаза её округлились,она заметила подделку и прочитала лекцию об уголовной ответственности для фальшивомонетчиков.

За пределами школы жизнь была не такой весёлой.Большой проблемой было дойти из школы домой без потерь.Возвращались тёмным зимним вечером,а путь проходил через каменный мост.Там нас,также как и других прохожих,поджидали и делали «гоп-стоп» крутые урки.Они отбирали всё ценное,снимали хорошие шапки,могли снять и хорошее пальто,конечно не с нас,потому,что мы были одеты во всякую хрень. Меня не шмонали,так как мой двоюродный брат был у них же в авторитете.Когда произносилось – Этого не трогать,Это Жоркин брат,я с гордым видом отходил в сторону. Два слова о Жоре.Наверное,Бог при его рождении забыл дать ему чувство страха.Вот пример. Когда  начались уличные бои за наш город,немцы вечером подожгли дома еврейского гетто, обнесенные колючей проволокой и открыли пулемётный огонь по мечущимся людям. Что видя это делает мой брат. Он лезет под колючей проволокой в зону,в горящем доме набивает найденный там мешок обнаруженными вещами  и невредимый приползает обратно.Как сейчас,помню, из  мешка он вытащил новые хромовые сапоги,серебряную посуду и новое пальто.Впоследствии из под останков этого дома я выкопал хорошо упакованные 250 шт.серебряных полтинников. Они были отданы на рынке по текущей цене обычных денег за картошку.Судьба двоюродного брата сложилась соответственно его делам. За организацию ограбления магазина,была десятка,северная зона,на воле большие деньги с севера,сладкая жизнь,запой и конец.

Чем занимались ребята нашего класса в свободную первую половину дня.Конечно не приготовлением уроков,Были дела и поважнее.В каждой семье постоянно были две проблемы –Что есть? И чем топить печку? Первую задачу решали по разному.Кто-то собирал по помойкам картофельные очистки.
Генка Василёк(Васильев) ходил в парк или на продуктовый рынок стрелять воробьёв из рогатки.У него было два рабочих инструмента – обычная рогатка с мелкими камнями и резинка на пальцы с проволочными гнутиками,которую он любил больше. Каждый день он приносил домой матери мясо к столу в виде 3 – 5 воробьёв или одного голубя.Последние,из-за бескормья на улицах всречались редко.
Мы вместе с другом Сергеем пытались добывать рыбу в Оке.Во время войны все способы были хороши и мы пытались использовать самый эффективный –глушить рыбу гранатой.Чтобы найти гранаты,патроны и мало еще чего,что попадётся мы шли на место боёв,где после оттепели в снегу,всё это было в достатке.Почему-то гранаты попадались в основном немецкие –«толкушки» с длинной деревянной ручкой и лимонки,окрашенные в синий цвет.Однажды мы увидели такую лимонку с запалом наполовину выступающим из гнезда  и отпущенным рычагом.Было ясно,что это брошенная, но не взорвавшаяся граната. Подумав,я все-таки попытался взять её рукой.Раздалось шипение и пошел дым. Мы как по команде бросились на снег. Запал у гранаты пошипел и погас.Нам повезло брак запала гранаты оказался окончательным.

Для того,чтобы операция добычи рыбы путем глушения была удачной мало иметь гранату.Надо ещё знать где стоит рыба в реке и надо иметь лодку,чтобы выловить оглушенную рыбу.Так как ушедший на войну отец Сергея был профессиональным рыбаком,то мой друг имел и необходимые знания и лодку причаленную  на цепи с замком к берегу. Вот как проходила одна из наших операций. Выбрав место глубокого затона Сергей бросил гранату,мы подплыли в лодке к месту взрыва и подобрали большого судака и рыбы помельче,всего около 5-6 килограммов.Разделив рыбу так,что мне достался судак ,а Сергею остальное и поставив лодку на место,мы двинулись от берега домой. На дороге нас уже ждали трое здоровых мужиков,которые все это время наблюдали за нашими действиями.Нас,точнее нашу добычу,могли спасти только ноги.Я сказал Сергею – Ты влево,я вправо,заложил своего судака за пазуху и мы рванули. Погоня продолжалась почти до самого дома,но молодость побеждает – мы донесли продукт до дома.

Были и другие проблемы.Мы с Сергеем пристрастились к курению.Денег на папиросы,табак или даже махорку не было и приходилось курить подобранные бычки (окурки).Так как из-за общей бедности курильщики курили до губ,а иногда до зуб,то приходилось из многих окурков делать одну завертку.
Жили мы с Сергеем хотя и близко,но прямую дорогу пересекал глубокий овраг в котором жила стая одичавших собак.Собаки были довольно свирепы и ходить через овраг было опасно.Не желая обходить овраг по дальнему маршруту,я придумал оборонительное средство от нападения собак. Я начал делать и успешно применять самодельные минигранаты. Для этого из винтовочного патрона вынимал пулю,плоскогубцами сплющивал и заворачивал края где она была,гвоздем пробивал отверстие посередине патрона и нитками прикручивал к патрону четыре спички,головками одна к другой так чтобы крайняя находилась напротив отвестия.Чтобы привести минигранату в действие надо было чиркнуь об спичечный коробок дальнюю от отверстия головку спички и бросить патрон. Времени поочередного вспыхивания спичек хватало как раз для того,чтобы патрон взорвался на расстоянии около пяти метров от человека.Эти устройства действовали безотказно.И когда я несколько дней подрял бросил такую штуку в нападавших собак, они признали поражение и стали обходить меня стороной.Потом собаки исчезли совсем потому,что их съели. За ними стали пропадать и одиноко гуляющие дети,ногти от которых обнаружили в котлетах на рынке,Затем в городе был суд над пойманными живодерами и расстрельный приговор.

Всё описанное здесь время,периодически сопровождалось еще "приветами" с войны.Дело в том,что ещё длительный период фронт боёв находился в ста километрах от нас и немецкие самолёты почти ежедневно проводили бомбёжку города. С прерывистым по силе звука воем моторов,немецкие бомбардировщики появлялись над городом,Их встречал плотный зенитный огонь и на землю сыпались очень опасные осколки от зенитных снарядов.Падали и бомбы.Нам опять «повезло». Самая большая бомба попала в соседний с нами сад. Когда самолёты подлетали на бомбёжку днём.в ясную погоду,было очень интересно смотреть как зенитные снаряды рвутся вокруг самолётов,иногда совсем близко от них.
Занятия в школе часто отменялись и нас отправляли на разборку завалов разрушенных зданий.

Вся обстановка в городе,семье и школе,богатая в то время приключениями (если можно считать войну приключением),привели меня,да и многих других,к плохой успеваемости. С многими тройками я был переведён в шестой класс.
Почему-то из периода всей школьной учёбы мне лучше всех запомнился наш пятый класс и моя первая в жизни двойка по алгебре.А крик Ураа...! я повторил в мае 1945 года.