Недописанная повесть. Гл. 6

Людмила Волкова
               

                Так  получилось, что к Алиске я попала уже во втором полугодии. И это был завершающий  визит, к которому меня подтолкнула очередная встреча с генералом. Ах, если бы эта встреча произошла после похода на лекцию к бывшей аспирантке! Я бы хоть имела полное представление о том, как у нас на курсах готовят абитуриентов к экзамену по русскому языку и литературе.   
               – Вам известно, что у Нины Ивановны происходит большой отсев в группах ? –спросил у меня генерал в конце января.
               На какое-то время он оставил меня в покое, и я  намеченное посещение Алисы отодвинула на неопределенный срок.
               –  Он у всех идет. К весне дело движется, так у нас всегда.
               – То есть, вы считаете нормальным, что курсы должны оплачивать работу преподавателя, у которого сидит на лекции вместо сорока человек – десять?
               – Ну, я не бухгалтер и не начальство...
               – Но вы прекрасно знаете причину отсева слушателей у вашей коллеги.
               Я знаю, что он уже пронюхал про глухоту  Нины Ивановны, но помалкиваю. Дело ведь не в ее ущербности. И генералу чихать на чье-то здоровье, так же, как и на качество преподавания нашего предмета! Он собирается подарить группы Нины Ивановны Алисе. Недаром же та ходит именинницей,  лучезарно улыбаясь всем подряд.
                Увы, Нина Ивановна глуха не на ухо, а на другой орган – куда более важный! Ведь общается она с  коллегами, и очень даже успешно! Так бы могла и со слушателями. Да и генерал наш формалист, ему важно соблюдение внешних правил, а не качество преподавания. Ходят слушатели – хорошо, а если отсев, то какая разница, в чем причина.
               – Мы будем группы объединять.
               – Ваше право.
               – Я у вас не спрашиваю разрешения. Но я хотел бы от вас услышать мнение о... методах преподавания Нины Ивановны. Тем более, что есть сигналы...
               – Я ходила на лекции Нины Ивановны. Она прекрасно знает свой предмет, лучше других, кто помоложе. Она знает наизусть всего Пушкина, Блока, она …да вы же сами ее ставили  мне в пример! Она пишет хорошие рецензии и …
               Генерал с  досадой перебил меня:
               – Если и дальше так пойдет, мы вынуждены будем отказаться от ее услуг. Нам дороже авторитет курсов, чем...
               – У Нины Ивановны дочь – инвалид детства.  И ей самой до пенсии осталось два года, ей нельзя оставаться без работы!
               – Об  инвалидах государство позаботится. У нее муж заведует крупной лабораторией, кандидат технических наук, как и сын старший, а потому способен свою  семью содержать.
               Вот сволочь, все разузнал. А знает ли он, что если с мужем что-то стрясется, то одному сыну не справиться с содержанием семьи?
               – Сын у нее не имеет научного звания, он рядовой инженер.
               – У нас есть более перспективные преподаватели, им тоже нужны часы! Все, я вас предупредил.
               – Но я не отдел кадров, повторяю. И вы  тоже можете сходить на занятия к Нине Ивановне или к Алисе Валерьевне, а потом сказать им свое мнение! Почему это я должна выносить приговор кому-то из них?
              – Идите на  занятия, – с досадой бросил генерал,  изображая крайнюю занятость: стал рыться в ящиках  своего стола.
              Алиска уже вертелась под дверью.
              – Алиса Валерьевна,  разрешите прийти к вам на лекцию?– тут же я огорошила ее.
              Она подняла нарисованные бровки:
              – А зачем?
              – Приказ начальства. Я бы с удовольствием оставила всех в покое, поверьте. Тем более – у всех уже побывала, кроме вас.
              – А-а! Ладно, приходите, но вы же помните – я только начала работать, у меня нет опыта, я...
              –Да вы не переживайте. Нет опыта – поможем.
              И тут она показала зубки:
              – Мне не надо помогать. Я все-таки аспирантуру кончала!
              –Вот именно! Мне очень хочется услышать лекцию учителя с  вашей эрудицией!
             Я говорю правду:  мне  тоже хочется узнать, почему от этой  умницы  слушатели  бегут пачками? Зима даже не кончилась. Она рискует остаться без работы.
             –  Так когда мне прийти? Сегодня можно? У меня как раз образовалось окно, и я могу  попасть к вам хотя бы на первую половину урока.
             –  Вы так смешно говорите: «урок», «учитель». Это в средней школе уроки, а тут… лекции читают.
             – Да ну? – улыбнулась я. – Непременно лекции? Школьного курса? Так есть учебники. У нас вроде бы другая задача.
             – Какая – другая задача?
             На ее миловидном личике искреннее удивление.
             – Научить писать сочинение по теме. Так эту тему преподнести, чтобы абитуриент в ней не плавал на экзамене. Тем более – у вас не филологи, а…. кажется, химики?
             – У меня сегодня  русский язык. А  хотите, я сделаю литературу?
             – Зачем? – теперь удивилась я. – Слушатели ведь пришли на язык. Они к нему готовились.
             – Если согласны поменять, я вас пущу.
             – Вот это номер! – хмыкнула я. – Какая у вас сегодня тема?
             – Секрет!
             В аудитории сидело человек двадцать. Для зимнего месяца  это меньше половины.
             Я села  подальше, спряталась за широкой спиной  очень полной девушки, чтобы не смущать Алису. Что она не в своей тарелке,  стало мне понятно, едва  та объявила:
             – Ребятки, сегодня мы поговорим о Тургеневе.
             – Так у нас же язык! И конспектов нету, – сказал мой сосед, парень явно не школьного возраста. – Нам же записывать негде.
             – А зачем? Послушайте просто. Тема интересная!
             Алиса,  румяная от волнения, стала рыться в своем портфеле, извлекая оттуда какие-то карточки, фотографии.
             – Тема: Тургенев и Полина Виардо. Вы слышали о великой любви Тургенева к этой замечательной певице?
             «Так, – подумала я растерянно. – Начинаются чудеса. Химикам – о Виардо! Зачем?!»
             Алиса вдохновенно рассказывала биографию писателя, влезая в такие подробности драматического адюльтера, что я  не выдержала – стала выразительно покашливать и даже вздыхать. Но та уже по уши увязла в любовных перипетиях итальянского периода писателя. Слушатели сидели тихо, правда, посмеивались, переглядывались.
            На вторую пару я уже не пошла, мне хватило 45 минут, чтобы сообразить, что наша  аспирантка даже не заглядывала в программу. Базаров был ей не интересен.
            На перемене  я взяла Алису под руку и увела подальше от аудитории.
            – Ну и как это понять? – спросила добродушно, чтобы не обидеть.– А как же «Отцы и дети»?
            – Вам не понравилось?
            – Вы программу школьную знаете? Заглядывали хотя бы в методичку, Алисочка?
            Та артистично похлопала  накрашенными ресничками, изображая удивление:
            – Но это же будущие  учителя! Они должны знать красивую историю любви великого писателя к великой певице!
            –Будущие учителя химии?
            –Ну и что?!
            Она даже всплеснула руками от изумления перед  моим невежеством.
            – Им нужно писать сочинение по роману «Отцы и дети». У вас же не группа школьников, я заметила.  Много слушателей в возрасте. Они все забыли! Им надо напомнить главное!
            – А как же творческое начало? Вы убиваете во мне творческое начало! Я люблю свободу! – вдруг взбунтовалась наша аспирантка.
            – Кто стремится к свободе, тот не на курсы идет, а в критики, литературоведы, писатели, журналисты. Кстати, почему из всей биографии Тургенева вы остановились на этом периоде?
            – Я диссертацию пишу о нем. Полина Виардо – это...
            – Тогда ясно.. На второй час опоздаете. Я ухожу. Постарайтесь перестроиться так, чтобы успеть хоть что-то по  теме сказать. Вы немножко… заблудились. Химикам даже биография писателя не нужна. Сказали несколько слов о месте романа «Отцы и дети» именно в эту эпоху, наметили проблемы и переходите  к Базарову.
               – А как же Полина Виардо? !
               Я чуть не взвыла. Господи, что делает эта дамочка на курсах, где готовят писать сочинение по конкретной теме?!
               – А Полину Виардо оставьте будущим вашим оппонентам во время защиты диссертации. Не сердитесь, вы просто не читали программу, признайтесь.
               Генерал словно подкарауливал меня, прохаживаясь по коридору. Сначала он сделал мне выговор за опоздание на лекцию:
               – Нарушаете дисциплину. Уже звонок прозвенел.
               – Извините, но мне надо было вкратце сказать коллеге о своих замечаниях.
               – То есть, вы хотите сказать, что на вторую часть лекции идти не собираетесь?
               – Это и не требуется. Все, что нужно, я уже изложила.
               – И что изложили? Ваше впечатление?
               – Филолог она грамотный, но невнимательно прочитала нашу программу.Я об этом и сказала.
               – И нет шансов исправиться?
               – Шансы есть всегда. Просто ей надо походить на лекции других преподавателей и методичку по литературе прочитать.
               – А почему вы вовремя не подсказали это?
               – Логично. Только я не могла представить, что принятый на работу новый преподаватель…не заглянет в программу. Как вообще преподавать курс, не зная его? Надеюсь, теперь все будет нормально.
               – Через неделю  пойдете к ней еще раз и мне доложите.
               Никуда я не пошла, да и генерал оставил меня в покое. Он просто совершил то, что задумал. Отдал Алисе одну из двух групп Нины Ивановны. Это была катастрофа.
               В тот день, когда Нина Ивановна обнаружила свою аудиторию пустой (ее даже не предупредили об этой подлянке!), бедную мою приятельницу было не узнать. Она шла навстречу мне по коридору не скрывая слез,- это она, всегда такая величественная, с гордо поднятой головой, обожающая словечко «ах, ерунда!»
               У нее все было ерундой, если ее не касалось…
               – Люся, представляешь, у меня забрали группу!
               – Права не имеют в конце года! Идите к генералу!
               – Я боюсь! Он тогда и последнюю заберет!
               – Быть такого не может, чтобы посредине учебного года оставить без часов преподавателя. К ректору тогда пойдете!
               - Что ты?!  Люся, а, может, ты пойдешь?
               – Нина Ивановна! Как это будет выглядеть? Я иду, а вы – нет?! Я могу пойти, но после вас.
               – Ладно, я завтра, – убитым голосом пообещала она.
               И никуда не пошла. Хотела  это сделать я, но муж отговорил:
               – Люся, нельзя же быть такой овцой. Есть еще профсоюз. Ты ведь уже говорила ему об этом! Он не послушал тебя. Зачем же лезть на рожон?! И еще вопрос: пошла бы она защищать тебя или кого-то другого?
               – Ну, не-ет, – ответила я.
               – То-то. Эгоистка она у тебя, еще  и ленивая.

продолжениеhttp://www.proza.ru/2012/12/11/23