Если оппортунизм в исходном понимании термина - opportunus - рассматривать как удобный и выгодный, то любое охарактеризованное событие, действие, отношение или их субъект не вызывают психологического отторжения. Фактически, им можно обозначать позицию, к которой стремиться любое действие, деятельность и субъект отношений. В реальности оппортунизм находит свою реализацию в получении преимущества. С одной стороны оппортунизм - явление частное, оно не может распространяться на всю среду. Не может, да, но в части достижения ориентира каждого отдельного лица. Посмотрим, с другой стороны, взяв любое лицо в экономическом, социальном и правовом взаимодействии, можно увидеть свой оппортунизм у каждого человека. В таком виде мы можем признать оппортунизм глобальной позицией и, более того, закономерным принципом взаимодействия людей в любом качестве: просто людей, лиц, граждан, организаций и даже учреждений, которые также стремятся к реализации своего представления удобства и выгодности. Подобный подход к оппортунизму не рассматривает его Как противника принципа, вообще, ведь о сам по себе тоже принцип.
Только на первый взгляд оппортунизм - предстаёт преимуществом одной стороны. Посмотрим на любую сделку - она доказательство, что стороны реализуя данное отношение, получают преимущество для своего жизненного или производственного плана. А если так, то для лица приоритетом является собственный план: именно он является критерием выгодности. Если допустить на мгновение устранение этого критерия и плана, в котором он определяет пропорции, то понятно: ни отношения, ни сделки не будет.
Отсюда, нетрудно понять, что подменять данным термином, к примеру, политическое мошенничество, которое никаким принципом и никогда не являлось, не только не корректно, но такое сравнение или характеристика - это предельное искажение сути предмета и понятия. Не сообразным его применением можно внести беспорядок в значения любых действий и отношений. Здесь можно признать, что в этом направлении есть большие достижения.
Если же оппортунизм согласимся рассматривать как принцип, а практику поведения лиц в отношениях, где стороны стремятся к получению преимущества, если не на дезинформации, а, к примеру, на неосведомленности другой стороны в последствиях отношения, то, признавая порочность такого проявления, мы вынуждены говорить о принципологии оппортунизма. Если один её план должен быть известен каждой стороне отношения и сделки, то их множественность и специфика, должны находить отражение в праве, поддерживаемым законом. Но данное заявление, не агитация или призыв, а, всего лишь, простая констатация имеющейся практики. О ней можно сказать только одно: да, присутствует, но слабо развита, а по факту - ограничена в реальном применении. И, что не мало важно, в правореализационном процессе не нашла глубокого раскрытия и развития.
Надо коснуться и тонкой материи в теории обмана, имеющие активную и пассивную форму. Их признали давно, надо смотреть.
У использования термина своя жизнь и история, как есть, она дала термину предельно расширенное и, порой, чуть не противоположное исходному смыслу толкование .
Вся сложность вопроса в его политическом толковании. К сожалению, здесь, оппортунизм принудительно сделали синонимом, чуть ли не обязательной изменчивости, декларируемых заявлений лицами и организациями без их должной правдивости, а также обязательности действий для достижения или оправдании объявленных целей и задач. В этом качестве оппортунизм стал нормой политического поведения, приобретя свое нарицательное значение.
Несомненно, политическая жизнь - изменение - большой передел, но если её развивать не прямом соответствии со смыслом оппортунизма, а следовать путём сложившейся практики, тогда, что ж, политическая жизнь превращается в плутовство, для объяснения и оправдания которого всегда найдутся слова, может быть и некоторое подобие теории. Почему бы и нет, и всё оттуда - от лукавого.
Если политическая жизнь имеет преобразование, которое затрагивает каждого человека, о котором он должен знать и предвидеть, то для него, как и населения в целом оппортунизм с такой практикой неприемлем. Он нарушает не только права человека , но делает это в циничной и скрытой форме, а в этом, качестве он представляет угрозу человеку, семье, любым организациям людей, преемственности и совокупности поколений людей - народу. Нельзя признать оправданием невозможность использования принципов в политической жизни, ибо без них ликвидируется правовая основа, и другое - принципы - всегда жесткие установления, но они утверждаются людьми и ими же - изменяются. Иначе жить по принципу и в политике - это соответствие в полной мере может применяться в каждом действии и отношении. Против другой практики любого политика или властного лица всегда возникает общественная обструкция. Вот, как она развивается, интересно, но знаете: по-разному. Можно сказать, демократия часто спасает: не накапливает счёта проблем за отдельными лицами: при смене властных лиц - переводит секундомер на новый отсчёт и счёт уже для них.
Политический оппортунизм - это выход из правового поля, его ориентиров, которые создаются только массовыми интересами и отношениями. Любая декларация - установление позиции на нём, сокрытие же истинной позиции и пассивная или деятельная ориентация на достижение иных целей, или не препятствование их достижению - это выход из правового поля. Да конечно, можно оставаться на должностном месте с владением и распоряжением ресурсами и людьми. Понимаем, для такого дозволения есть две причины:
1. распространенность явления как практики,
2. отсутствие структурированного общества и права.
Не буду лукавить, да и знает каждый, политический оппортунизм, по сути своей, чем бы он не объяснялся - антинародная деятельность, в намерении или результате его реализации - одно качество. Как сказано выше, у каждого человека может быть свой здоровый оппортунизм, но если политическое или властное лицо ищет свою выгоду на базе политического оппортунизма, то ведь, что получается: оно ищет выгоду и преимущество против интересов народов в процедурах присвоения результатов деятельности. Понятно, что не народный допуск вообще, а процедуры от лукавого и злоупотребление использованным положением являются основой политического оппортунизма.
Что может защитить человека, его жизнь в поколениях? Это сложный и непростой вопрос. Но он совсем не решается без структурированного общества, без здорового оппортунизма населения. Увы, но он же в политическом качестве рассматривается в обществе как агрессивное против него действие. Оно в ответ готово предать анафеме каждого политического оппортуниста. Такая любовь. Но реальность жизни такова, что организованного общества нет, суррогаты не в счёт. А политическая практика, известное дело, взяла его, если не за основу, то, пожалуй, как один из основных методов политической деятельности. Любой общественный и политический аудит легко политическое сокрытие выявляет. Печаль в том, что политический оппортунизм утверждён теорией политической системности, допущен как практика, прямо или косвенно поддерживается и развивается политологией.
Нельзя не остановиться на левом оппортунизме. Здесь важно понять, не от мудрости особой - просто оглянувшись назад, что и сама критика политического оппортунизма "в принципе" по существу не отличаться от объекта критики - это политический оппортунизм в квадрате: на все четыре стороны света - везде оппортунизм. - северный, южный, западный, восточный. Одна из причин заключается в утверждении полезности революционного преобразования государства. Не надо иметь сто пядей во лбу, чтобы понять, что идеального государства и в принципе не бывает. А здесь - не переборщить: не обвинить бедное государство во всех грехах. Да, есть, но будем разумными людьми, для себя же живём, хотя считают, что в том числе. Так вот, нет - государство не отменить. Как человек живёт при семье и в народе, так и государство имеет право на жизнь как функция обеспечения развития общества, утверждения его права и реализации воли и интересов. Здесь особенность, они - у народа, он же проявляется только в обществе, о котором нельзя категорически сказать - его нет: есть люди и население, тогда как общество - это системность отношений, системность, основанная на праве, а оно не последнее в жизни и основывается на принципах. Что видим: политический оппортунизм, как не смотри, всё одно - враг общества как есть, по факту и в силу своего политического принципа. Бесспорно, но позиция - такое мнение,
Однороден политическому оппортунизму и управленческий оппортунизм, ориентированный на среду управления. Фактически он извлекает и отторгает от неё полезность деятельности, которая как ожидание среды управления была условием допущения к нему конкретных лиц или их групп.