Альфред Адлер краткая история одной иллюзии

Олег Золотов
Альфред Адлер спал, и ему снился страшный сон.  Какие-то маленькие человечки в форме гитлерюгенда, и шортах, а он их с детства терпеть не мог, обзывали психолога еврейским чморенышем, напоминали, что он когда-то страдал рахитом, а также обвиняли в похотливости, из-за которой он связался с Зигмундом Фрейдом. Спящему Альфреду Адлеру сперва показалось, что речь идет о сексуальных чувствах, которые он испытывал к старине Фрейду. Но даже во сне психолог усомнился. В образе Фрейда он ощущал нечто вроде отческой заботы, снисходительной, доброжелательной усмешки, готовности простить любую проказу… Поэтому, он испытывал чувство вины, когда решил идти своим путем в психоанализе. Мол, ни за что старика обидел, не оправдал надежд. Ведь до этого он видел во Фрейде мудрого учителя, без фанатизма и осуждения позволяющего заглянуть за фасад насквозь фальшивой действительности. Но, честно говоря, ему было очень утомительно часами копаться в цепях ассоциаций и мотив  пациентов, в которых черт голову сломит. Кроме того, такая длительная терапия плохо сказывалась на состоянии кошелька. Поэтому Альфред Адлер пришел к выводу, что к жизни надо подходить рационально и, по возможности, максимально просто. В итоге психолог выбрал для себя роль такого ироничного ребе, рассказывающего людям правду жизни и вселяющего оптимизм. Психолог даже начал коллекционировать еврейские анекдоты.
В принципе, Альфреду Адлеру сны давно перестали сниться. Поскольку в тот период жизни все шло благополучно, психолог решил, что он избавился от комплекса неполноценности, фиктивных надежд и наконец-то обернулся лицом к реальности. А все сновидения- признак психического расстройства. И вот те на: «А зохен вэй, снова здорова…»... Опять сны, причем такие инфантильные и с таким идиотским националистическим оттенком.
Тем временем, сон становился все белее кошмарным. Странные коротышки вооружались автоматами, залезали в танки и самолеты, шли покорять Европу и Африку, отстаивая геополитические интересы. Гномы громили еврейские лавки и дома в Германии, а его самого, растерянного и потерянного, в грязном и вонючем грузовике везли в…
«В газовую камеру?- Альфред Адлер проснулся от кошмара и сходу попытался проанализировать сон.- Нет, ну это бред… Такого просто не может быть. Видимо, я последнее время слишком утомился, пережил много стрессов, вот у меня и возникла такая проекция». Но смутная тревога не отпускала. «Все же надо перебираться в Америку… Там поспокойнее, и меня уважают. В нескольких университетах предлагают кафедры»,- подумал он. Тонкий знаток человеческих душ Альфред Адлер не мог даже представить, какие бредовые формы может принять комплекс превосходства у немцев. А о судьбе его дочери в сталинской империи никому ничего не известно до сих пор.
Историческая справка: «…В 1935 г. вслед за Адлером в Нью-Йорк после длительных колебаний переселились его жена Раиса и дети Курт и Александра. Дочь Адлера Валентина и её муж, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях. Последние годы жизни Альфреда Адлера были омрачены тревогой за судьбу дочери и отсутствием каких-либо известий от неё.
В 1936 г. при университете штата Джорджия (США) основан «Журнал индивидуальной психологии» («Journal of Individual Psychology»), ставший основным печатным органом Северо-Американского общества адлерианской психологии и психотерапии».