Избушки Торгашинского хребта

Игорь Орловский
                Первый день в лесу.
                Я счастлив и еле держусь на ногах, всякая тварь
                разглядывает меня; на листьях сидят жуки, жужелицы на
                тропках. Как меня встречают! – подумал я. Каждой пОрой
                чувствовал я душу леса, я плакал от любви, радовался
                несказанно, я изнемог от благодарности. Лес ты мой
                милый, мой дом, здравствуй, – хочется мне сказать от
                всего сердца… Я останавливаюсь, озираюсь во все
                стороны, сквозь слёзы называю имена птиц, деревьев,
                камней, трав и букашек, оглядываюсь и по очереди их
                называю. Я гляжу на горы и про себя говорю: иду, иду! – так,
                словно кто зовёт меня. Там, в вышине, свили гнёзда соколы,
                я давно об этом знаю. Но только я вспомнил о соколиных
                гнёздах, и фантазия моя уносит меня далеко-далеко…
                К.Гамсун [1]

Бредёшь по дремучей тайге, перелезая через лежащие стволы вековых сосен, поросшие пушистым мохом. “Любуешься” кучами отходов производства медвежьей пищеварительной системы. Карабкаешься на крутой горный склон промеж суровых скальников. Выбираешься на вершинку, и… изба. Самая настоящая. Из брёвен построенная. Смолой пахнущая. Знаете, сколько радости!

А что за кудесники создают нам такие диковинки? Откуда берутся эти чудо-мастера?.. Лесным зодчеством занимаются представители разных категорий любителей природы.

                Строят охотники, строят туристы,
                И спелеологи, и альпинисты,
                И скалолазы, и рыбаки,
                И лесорубы, и лесники.

Да, в избе приятнее коротать дождливые дни, нежели в шалаше или в палатке. А зимой – несравненно приятнее. Вот они на свет и появляются при помощи рук человеческих да вдохновения свыше.

Ну а теперь я поведу речь об избушках Торгашинского хребта, тянущегося вдоль дымного-предымного города Красноярска.



Не уцелевшие избы Торгашинского хребта [2].
--------------------------------------------------------

1. На поляне Веранда стояла изба Веранда – она осталась от сплавщиков леса по речке Базаихе. Неизвестные люди (или нелюди?) эту избу сожгли.

2. Напротив впадающего в Базаиху ручья Медвежий (который течёт с территории заповедника Столбы) была изба Медвежка. Потом её сожгли.

3. На Малой Войле стояла изба Серая Радость. Сожгли.

4. Изба Инструменталка находились на Большой Войле. Сожгли.

5. Изба Полежнёвка располагалась тоже на Большой Войле. Её тоже сожгли.

6. И изба Рудневка стояла тоже на Большой Войле. Сожгли и её.

7. После уничтожения Рудневской избы построили Новую Рудневскую, которая простояла всего лишь одну зиму – вскоре её сожгли.

8. Чуть ниже Большой Войлы, в распадке, была изба … (название мне неизвестно), которую строил коллектив завода Сибтяжмаш. Избу сожгли.

9. В Крестовом (Часовенном) логу стояла изба Солнечная. Сожгли.

10. В верховьях Часовенного (Крестового) лога находилась ещё одна изба. Её тоже сожгли.

11. Выше Часовенного, на Верблюдовской поляне, была ещё одна изба. И не стало её, потому как её сожгли.

12. Напротив кордона лесников Долгуша (кордон стоит на территории заповедника Столбы) стояла изба Долгуша. Сожгли эту избушку.

13. В одном из притоков Яхонтового ручья стояла изба Весёлая. Сожгли.

14. В Ярлыковке, с разрешения Маганского леспромхоза, восстановили брошенную кирпичную избу – покрыли её крышей, сделали в ней полы, внутреннюю отделку. Получилась добротная туристическая изба. Как вы думаете: какова её судьба? Правильно: сожгли всё, что горит, остались лишь одни голые кирпичные стены.

15. Ниже Ярлыковки на Базаихе построили избу. Сожгли.

16. Недалеко от Ярлыковки поставили избу Терем. Сожгли и Терем.

17. На Чёрной сопке, ближе к деревне Кузнецово, стояла изба из бетонных блоков, закрытая на железную дверь. Потом изба исчезла – блоки разобрали краном и увезли на грузовике.

18. Ещё на Чёрной сопке была землянка с надстроенным деревянным верхом (около полуметра). Сожгли.

19. На территории Столбов имеются кордоны Инжул и Долгуша. Между ними, но на территории Торгашинского хребта, находилась изба Берложка. Сожгли.

20. На Террасе (где Хариусный лог впадает в Базаиху) располагался сарай Дощатик из досок. Пропал без вести.

21. Было несколько изб в логах Кочевной и Болгаш. Не дожили они до наших дней – сожгли их.



Уцелевшие избы Торгашинского хребта.
------------------------------------------------

Известные мне избы, стоящие сейчас, это:
– изба Магда;
– изба Шаманская;
– изба Владимира Степанова;
– изба Скалка;
– изба в гроте Двойной;
– изба Радость;
– новая изба (название мне неизвестно);
– кирпичное “чудо” над карьером;
– вагончик на поляне – в распадке под пещерой Скунс.

                2012 май, 18-19 окт.


[1] Гамсун Кнут. Романы “Голод”, “Мистерии”, “Пан”, “Виктория”. Минск, 1989, стр. 415. (Роман “Пан”, гл. XX).

[2] Сведения о старых избушках дал мне Владимир Васильев.