Персонажи и персоны мастера Маргарита

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Персонажи и персоны мастера: Маргарита. Из цикла «Мастер и Маргарита»


Маргарита (5), ее отчество Николаевна (3),  кон. зн.  8. Прототипы-проекции образа:

1. Надежда Аллилуева
2. Зинаида Райх
3. Маргарита Морозова
4. Елена Булгакова
5. Маргарита Валуа
6. Амелия Эрхарт
7. Любовь Орлова
8. Мэй Уэст
9. Айви Лоу
10. Екатерина II
11. Марина Мнишек
12. Лилит
13. Александра Коллонтай
14. Полина Жемчужина
15. Валентина Гризодубова
16. Полина Осипенко
17. Марина Раскова
18. Градива
19. Анна Сергеевна из повести А.П. Чехова «Дама с собачкой»
20. Клодина
21. Марта из поэмы «Фауст» Иоганна Гете
22. Королева престолов в картах Таро

Краткие комментарии к списку с перечнем оснований для включения персоны или персонажа в поле проекций Маргариты и указанием статей С. Фаизова о тех или иных персонах и персонажах.

1. Надежда Аллилуева. Проживание Маргариты в Потешном дворце, супружество с «инженером» - Сталиным, смерть от пули Азазелло, семерка конечного числового значения полного антропонима Надежда Сергеевна Аллилуева  – как у имени Марго. Публикации:  Адрес Маргариты вечером в пятницу и ее маршрут до Арбата // http://www.proza.ru/2012/11/19/1465; Семерка, туз и другие карты в символике романа // http://www.proza.ru/2012/11/26/2002; Персонажи и персоны мастера: Надежда Аллилуева // http://www.proza.ru/2012/12/02/1877

2. Зинаида Райх. Тема театра в скрытом тексте рассказа мастера о любви между ним и Маргаритой, смерть совы в ночь с 14 на 15 июля 1939 г., то есть в ночь убийства Зинаиды Райх, семерка конечного числового значения имен Зинаида и Марго. Публикации: Персонажи и персоны мастера: Зинаида Райх: http://www.proza.ru/2012/12/02/1082; Всеволод Мейерхольд и его андеграунд // http://www.proza.ru/2012/10/28/1591; Персонажи и персоны мастера: Ида Геркулановна Ворс // http://sagitfaizov.livejournal.com/50052.html

3. Маргарита Морозова. Проезд Маргариты в троллейбусе по Арбату в пятницу и проживание Маргариты в особняке Морозовых, встреча Маргариты с «джентльменом» в цилиндре, М.А. Морозовым, на Северском Донце, тождество имен, красота обеих Маргарит. Публикации:  Персонажи и персоны мастера: Маргарита Морозова // http://www.proza.ru/2012/12/05/1772; Троллейбус № 2 // http://www.proza.ru/2012/11/13/1789

4. Елена Булгакова.  Надпись «Нюра» на скамейке в Александровском саду – напоминание о девической фамилии Е. Булгаковой – Нюренберг, появление после бала второго мастера – М. Булгакова, возлюбленного новой Маргариты,  маркировка полного антропонима Елена Сергеевна Булгакова словами Маргариты «идолы… идолы». Публикации: Персонажи и персоны мастера: Елена Сергеевна // http://www.proza.ru/2012/12/03/275; Анна Сергеевна и Елена Сергеевна // http://www.proza.ru/2012/12/03/1907; Персонажи и персоны мастера: М.А. Булгаков // http://sagitfaizov.livejournal.com/42627.html

5. Маргарита Валуа. Тождество имен и присутствие  жемчуга на портретах Маргариты Валуа, мотив раковины в сопряжении с образом Маргариты (раковина - признак жемчуга и самостоятельный символ имени Маргарита), ошибка толстяка, назвавшего Маргариту Клодиной, именем гофмейстерины Маргариты Валуа. Публикации: Персонажи и персоны мастера: Клодина //  http://www.proza.ru/2012/10/07/2633

6. Амелия Эрхарт.  Один и тот вечер полета Амелии Эрхарт и Маргариты – 20 мая 1932 г. (у Амелии – через Атлантику), время вылета Маргариты, 10 часов, и «бешеный» электрический свет в ее квартире маркируют самолет Эрхарт «Локхид-Электра» L-10E», полет мастера и Маргариты к «вечному дому» заканчивается там, откуда Амелия Эрхарт начала свой последний перелет в ходе трагически закончившейся кругосветки: на Папуа – Новая Гвинея. Публикации:  Амелия, Валентина, Полина, Марина и Маргарита // http://www.proza.ru/2012/12/01/190

7. Любовь Орлова. В образе Маргариты, посещающей мастера в подвале, описана преимущественно Любовь Орлова. См. чтение скрытого текста: Любовь Орлова в подвале мастера. Экскурс первый // http://www.proza.ru/2012/10/20/1164; Любовь Орлова в подвале мастера. Экскурс второй // http://www.proza.ru/2012/10/22/637

8. Мэй Уэст. Американская актриса символически присутствует в подвале, М. Булгаков в скрытом тексте отмечает любовь Мэй Уэст к крепким выражениям с эротическим привкусом – качество, характерное для Маргариты ночью с пятницы на субботу. Публикации:  Мэй Уэст в подвале мастера // http://www.proza.ru/2012/10/14/2003

9. Айви Лоу. «Фыркнувшая атласная змея» (Лоу) и атласная кожа Маргариты после намазывания кремом, склонность «голой гражданки» (Лоу) и Маргариты к адюльтеру*, тождество конечного числового значения антропонима Айви Лоу и имени Марго (7). Публикации: Семерка, туз и другие карты в символике романа // http://www.proza.ru/2012/11/26/2002; Персонажи и персоны мастера: голая гражданка // http://sagitfaizov.livejournal.com/44106.html; факультативно:  Персонажи и персоны мастера: луна среды // http://www.proza.ru/2012/10/22/1404

10. Екатерина II. Отождествление Маргариты в сцене бала со скульптурным и живописным изображениями Екатерины II, связь между императрицей и Маргаритой через кота Бегемота в этой же сцене, присутствие напоминаний о Григории  Потемкине и братьях Орловых в эпизоде пребывания Маргариты на Северском Донце. Публикации: Дом 302-бис: подлинный адрес // http://http://www.proza.ru/2012/11/09/1030;  Глава 21: полет и купание Маргариты. Из записок на оборотках // http://sagitfaizov.livejournal.com/34956.html

11. Марина Мнишек. Марина – второе и основное имя Маргариты, антропонимы Марина Мнишек и Маргарита Николаевна имеют одно и то же числовое значение (8), склонность персоны и персонажа к авантюрам. Публикации: Персонажи и персоны мастера: Марина Мнишек // http://www.proza.ru/2012/12/04/1237

12. Лилит, матерь демонов, персонаж чернокнижной и каббалистической литературы. Гиперсексуальность Лилит и Маргариты, притягательная красота обоих персонажей, имя Лилит имеет то же конечное числовое значение, что и имя Марго (7), бездетность Маргариты, символическое присутствие Лилит в подвале мастера. Публикации: Чернокнижники в подвале мастера // http://www.proza.ru/2012/10/15/653

13. Александра Коллонтай. Находится в косвенной связи с образом Маргариты через Дарью, двойника Маргариты. См. об этом:  Персонажи и персоны мастера: Дарья // http://sagitfaizov.livejournal.com/46061.html

14. Полина Жемчужина. Фамилия Жемчужиной и ее первоначальное имя Перл  находятся в семантической смычке с жемчугом, символом имени Маргарита, антропоним Полина Семеновна Жемчужина имеет то же конечное числовое значение, что и имя Маргарита (5), персона и персонаж очень близки к Сталину. Публикации: Персонажи и персоны мастера: дама в розовом белье http://sagitfaizov.livejournal.com/45621.html; Персонажи и персоны мастера: кресло // http://www.proza.ru/2012/10/09/1730

15. Валентина Гризодубова. Полет Маргариты, Наташи, двойника Маргариты, и Николая Ивановича на юг является иронической репликой перелета Москва – Дальний Восток 1938 г., выполненного женским экипажем в составе: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова.  См. об этом: Амелия, Валентина, Полина, Марина и Маргарита // http://www.proza.ru/2012/12/01/190

16. Полина Осипенко. Комментарий см. выше. Амелия, Валентина, Полина, Марина и Маргарита // http://www.proza.ru/2012/12/01/190

17. Марина Раскова. Комментарий см. выше. Амелия, Валентина, Полина, Марина и Маргарита // http://www.proza.ru/2012/12/01/190

18. Градива. Символическое присутствие Градивы в подвале мастера, притягательная красота  и гиперсексуальность обоих персонажей. Публикации: Градива в подвале мастера // http://www.proza.ru/2012/10/16/1133

19. Анна Сергеевна из повести А.П. Чехова «Дама с собачкой».  Находится в косвенной связи с образом Маргариты через Елену Сергеевну, которая подразумевается в разговоре Воланда с буфетчиком Соковым об осетрине, Маргарита и осетрина отмечены в численным «родством» благодаря числам 5 и 8. Публикации: Анна Сергеевна и Елена Сергеевна // http://www.proza.ru/2012/12/03/1907

20. Клодина, героиня ряда романов французской писательницы конца XIX – первой пол. XX вв. Сидони-Габриэль Колетт. Находится в поле проекций Маргариты благодаря своему высказыванию об Одине с его склонностью к ругательствам, непечатное высказывание Маргариты в адрес толстяка восходит в своем основном генезисе к Одину и героине романов Сидони-Габриэль Колетт; имя Клодина может прочитываться и как «вагина Одина», Один в романе – прототип и двойник Воланда. Публикации: Персонажи и персоны мастера: Клодина // http://www.proza.ru/2012/10/07/2633

21. Марта из поэмы «Фауст» Иоганна Гете. Внутренний монолог Маргариты: «Если ты сослан, то почему же ты не даешь знать о себе? Ведь дают же люди знать. Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты был сослан и умер… Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом… Нет, что же это за ответ! Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна», - является пародией на причитания соседки Маргариты-Гретхен ветреной Марты, звучавшие в присутствии Гретхен (после слов о кончине): «Прости господь, мой муженек | Женою бедной пренебрег! | Соломенной вдовою вяну, | А сам уплыл за океаны. | А видит бог, я ль не жена? | Любила и была верна. | Небось, уж помер на чужбине! | Иметь бы справку о кончине. | …Не шутя, |  О муже бы достать бумагу, | Где погребен, когда, бедняга, | И эти сведенья в печать | Для верности потом отдать». Слова «ловеласа»  (мастера) «определенно хорошая погода сегодня…» являются ироническим ответом мастера на «мольбу» Маргариты: «Дай мне наконец свободу жить, дышать».  См. о ловеласе: Персонажи и персоны мастера: ловелас // http://www.proza.ru/2012/10/16/1839

22. Королева водных престолов карт Таро. Вступает в контаминацию с образом Маргариты, когда та берет в руки кубок, в который превратилась голова Берлиоза (кубок – атрибут королевы водных престолов, Маргарита перед балом купалась в реке). Семерка, туз и другие карты в символике романа // http://www.proza.ru/2012/11/26/2002

    Список основных прототипов-проекций Маргариты завершается персоной Елены Булгаковой. Все четыре персоны этого списка действенно заявляют о себе в событиях пятницы и субботы.
 
     Двойники Маргариты: Аннушка, Наташа**, Дарья, Варенька с Манечкой (они же двойники Зинаиды Райх, вместе с Райх находятся в поле проекций Маргариты), Гелла. Публикации: Персонажи и персоны мастера: Аннушка // http://sagitfaizov.livejournal.com/39073.html; Персонажи и персоны мастера: Варенька // http://sagitfaizov.livejournal.com/43526.html; Персонажи и персоны мастера: Гелла // http://sagitfaizov.livejournal.com/37966.html

     Вторые имена: Марина, не упоминаемое в открытом тексте, Марго. Собственно Маргарит в романе две: вторая рождается (первая умирает) в эпизоде смерти совы. 


*Адюльтер «голой гражданки» - метафора.
** Наташа (2), она же Наталья (4) Прокофьевна (7), кон. зн. 2 (маркер дублирования Маргариты). Равна Маргарите  по красоте и образованию. Николай Иванович называл Наташу «Венера» – планета Маргариты.