ч. 189 Жертва движения

Сергей Владимирович Жуков
                Глава17. Физические жертвы
               
                §189.  Движение и покой
                Движенья нет – сказал мудрец брадатый.
                Другой смолчал и стал пред нем ходить.
                А.С.Пушкин.

     Жертва движения возникает не только вследствие страдания или относительного изменения под действием извне, но и погибающая или рождающаяся от внутреннего духовного деяния.
Действующая или задействованная жертва является действительной, то есть натуральной, истинной, реально присутствующей. Равно как нет абсолютного покоя в природе, так не существует совершенной умиротворенной жертвы.
Видимое затишье в ее существовании есть не что иное, как напряженная готовность или причинное начало, а с другой стороны временное прерывание земного круга, являющееся следственным окончанием.
«При этом не существенно - говорит крупнейший германский мыслитель 17-го века - что всякое телесное действие исходит из движения, а само движение лишь следствие движения уже ранее существовавшего в теле, либо сообщенного извне»
Жертвоприношение может наступить либо от агрессивного окружения, если жертва умиротворена, либо в случае проявления ее бунтарских качеств посреди обступившего равнодушия.
История есть запечатленное движение неудержимых жертв.

- Историю движут жертвы, когда они есть у наций - сказал великий грузинский писатель Илья Чавчавадзе, погибший от рук убийцы.
Следует помнить, что под движением разумеется не столько перемещение тела, сколько развитие духа.

Движение Восточнославянских народов всегда было жертвенным.
Стоит привести один из ярчайших примеров жертвенности Восточных Славян, объединенных под руководством русского народа.
Когда в 1908 году крейсирующая в Средиземном море  русская эскадра получила сигнал бедствия от жителей итальянского города Мессины, погибающих от последствий жесточайшего землетрясения, то моряки под командованием офицеров устремились на выручку. Спасая обитателей Сицилии, матросы сами несли потери от продолжающихся подземных толчков.
Единым порывом были охвачены широкие слои населения России в конце 70-х годов 19-го века в связи с восстанием южных Славян против османов.
Не только регулярные части, но и ополченцы участвовали в освободительном походе на Балканский полуостров.

  После того как Сербия в 1914 году получила грозный ультиматум от громадной Австро-Венгрии, Россия опять подвинулась на поддержку братьев.
Начиналось с малого, но получилось большое. В 1918 году на карте Европы возникли новые государства: Югославия /до 1929 года государство сербов, хорватов и словенцев/, Чехословакия. Значительно увеличилась территория Польши.
Несмотря на то, что Россия в итоге Брестского мира вышла в начале 1918 года из войны, все-таки основная заслуга в подрыве военной мощи Германии, принадлежит именно ей. К тому же Российская империя еще держала фронт на Кавказе.

- Мы погибли бы, если б не погибали - выработанная в течение кровавых веков сербская пословица звучит напоминанием народам, прекратившим жертвенное движение, избравшим подлость и лицемерие вместо подвижничества.
Не случайно в произведениях Славянских писателей часто встречаются размышления о жертвенности.
«Знаете, у меня на днях блеснула очень хорошая теория, которую можно назвать теорией жертв.
Да-да. Всякое движение вперед и во всякой сфере требует своих жертв. Это железный закон. Возьмите промышленность, науку, искусство - везде каузовые концы, которыми мы любуемся, выкупаются целым рядом жертв» так говорит один из героев писателя Мамина-Сибиряка. 1

 1 Мамин-Сибиряк. М.Н. Горное гнездо// Собр. Соч. в 6-ти томах. Том 2.-М.,1980.- C.21-22