Недописанная повесть. Гл. 5

Людмила Волкова
               До Нового, 1985  года,  генерал держал меня на прицеле с завидным упорством. Я успевала только снять пальто – и он тут же возникал на пороге своего кабинета, чтобы бросить «я вас жду у себя» – и тут же исчезнуть.
Меня провожали осторожно-сочувственные взгляды коллег.
              Чаще всего разговор он начинал издалека, но я понимала: позвал ради того, чтобы ткнуть носом в какую-нибудь описку или неточность – как ему казалось.
–              Вы уже ходили  на лекции своих коллег? Вы же руководите кафедрой, не забыли?
               – Секцией, – упрямо поправляла я. – Не забыла, но пока не вижу необходимости. Все у нас люди образованные, предмет знают, работают на курсах дольше меня.
               – А новый преподаватель?
               – Так она же аспирантуру закончила! Диссертацию пишет.
               – Нет, вы должны знать, чем дышит ваша кафедра. До  Нового года остался месяц, вот и постарайтесь всех посетить. А потом мне доложите.
               – Будет сделано. Непременно доложу, чем кто дышит.
               Пытаюсь шутками разрядить обстановку, но на шуточки генерал не клюет. Ему нужна эта атмосфера напряженности. Вот берет в руки  сочинение заочницы, выразительно вздыхает, бедняга…
               – Вы тут написали в рецензии, что Пушкин – не революционер, и называть его лирику революционной нельзя. Она якобы вольнолюбивая. А это – не одно и то же?
               – Нет, не одно.
               Теперь я вздыхаю, уже понимая, что мне предстоит.
               –  А как же ода «Вольность»?
               Смотри ты, и до оды добрался!
               Пытаюсь этому бывшему артиллеристу вежливо пояснить разницу между вольнолюбивой лирикой и революционной, которой у поэта не было и в помине. Привожу цитаты из критических работ советских ученых. Уж на что они советские и склонны всех поэтов считать революционерами, но и те  понимают: не был поэт революционером, увы,..
               Звонок на лекцию меня выручает, и генерал недовольно морщится.
               – Мы еще поговорим на эту тему. Я тут кое-что почитал.
               Точно! Лежит на столе и стопка книжек. Ну, каков! Слов нету.
               Это как в медицине. Каждый болеющий  мнит себя знатоком медицины. Врачу и делать нечего возле такого больного. А мой генерал болен мною и потому готов изучить вольнолюбивую лирику Пушкина, чтобы найти в ней все признаки революционных призывов к свержению самодержавия!
               Вышла, так толком и не поняв, чего же он от меня хотел. В дверях столкнулась с нашей новой русачкой, аспиранткой (назову ее условно – Алисой). Симпатичная блондиночка с каким-то хитреньким выражением голубых глазок и артистическими нотками в голосе. Я хоть и доверчивая особа, но лицемерие распознаю издалека, словно оно имеет запах.
               – Ой, у вас такой вид, Людмила Евсеевна! Вам плохо?
               Вот Лиса Патрикеевна!
               – Мне хорошо, это ему плохо. Скалозуб несчастный, – буркнула я на ходу.
               – Вы что-то сказали?
               Она даже побежала за мною следом, сгорая от любопытства.
               На перемене  меня  подловила Валя, шепнула:
               –Люся, ты сдурела?  Ты при ком это свои мысли вслух произносишь?
               – А что?
               – А то! Алиска вызвала меня из аудитории, чтобы сказать, что у тебя что-то стряслось, и надо тебя морально поддержать!  И что ты обозвала генерала Скалозубом.
               – Это уже серьезно. Значит, расслышала… Кто ж ее на курсы пристроил? Кому ж она донесет мои слова?
               – Думаю, по прямому адресу, – сказала Валентина.– Тебе надо себя обезопасить.
               – Как? Генерал требует, чтобы я посетила своих филологов и потом ему передала, кто чем дышит.
               – А вот это идея! –оживилась Валя. – К ней и сходи! Думаю, накопаешь что-то.
               – В смысле? – не сразу поняла я.
               – Ты думаешь – она хороший преподаватель? Была бы такой, ее на кафедре бы оставили.  Если после аспирантуры не пригрели, это уже знак. И сюда сунули, чтобы избавиться. Но Алиска – хитрая девочка. Без мыла в душу лезет. Ты обратила внимание? Со всеми хочет дружить. Выкурит она кого-то из вас, вот увидишь!
               Валентина всегда поражала меня полным отсутствием всяческих иллюзий в отношении людей.
               – Ты права, это ход. Я к ней пойду. Но сначала к кому-то другому.
               В секции нас пятеро: Нина Ивановна, я, Шурочка, Алиса, и  Зина. ( имя придумано).
               Шурочка, то есть Александра Павловна,  еще молодая женщина с милым, но простоватым лицом, курносенькая, тихая, улыбчивая. Жена  профессора с мехмата,  тот часто уезжает  в Штаты – по долгу службы. И потому Шурочка одевается в дорогие шмотки, но держится скромно. Она мне нравится. Правда, кажется  немного вялой, неэмоциональной, и это удивляет. Как с таким темпераментом можно преподавать литературу?
              Шурочка ведет филологические группы, она на положении неприкасаемых – по статусу жены доктора наук и давно работающей на курсах. Ее никто никогда не критикует на наших редких педсоветах, а завуч просто источает елей при встрече с нею. Подозреваю, что Шурочка делает иногда подарки нашей Валерии Ивановне, но не из подхалимажа, а так, под давлением бесконечных комплиментов в свой адрес. Груз лести не все выдерживают – невольно делают ответный ход.
              Валерии все время кто-то что-то носит. Ее нежный  голосок то и дело шепотом благодарит визитеров. Я вижу, как она сует что-то в сумку и расплывается от радости:
              – Ой, спасибо, что вы, не надо!
              Наша троица ничего ей в клювике не приносит, и с нами завуч только вежлива, не больше. И на том спасибо.
               Шурочка очень смутилась, когда я попросилась к ней на лекцию, но  сопротивляться не стала.
               Урок мне понравился. Это был именно школьный урок, на котором  анализировали «Евгения Онегина». Шурочка не читала лекцию, она вела беседу – в обычном для нее спокойном тоне, в котором немножко не хватало эмоций, но зато был интеллект и четкое видение проблем. На столах лежали тексты с закладками и продиктованные на дом вопросы. Ребята хорошо подготовились к уроку, хотя никто  не знал, что придут проверяющие.За этих ребят можно было не беспокоиться: Шурочка оживила их память и настроила на предстоящее контрольное сочинение.
Я видела,  как она  зарумянилась от волнения. Иногда голос Шурочкин  звучал даже вдохновенно – когда она цитировала Пушкинские строки.
               После первой первых сорока пяти минут я от души похвалила  нашу скромницу,  та с большим достоинством выслушала мои комплименты, и мы расстались, довольные друг другом.
               Следующей я наметила для посещения Зинаиду.  Она тоже была из неприкасаемых, имела за своей спиной мощную защиту в лице мужа  – крупного
профсоюзного деятеля (в городком масштабе). Кончала украинское отделение, но
преподавала русский язык.
               К этой особе я симпатии не испытывала.. Зинаида – приземистая, коротконогая, с широкими плечами и обрезанными бедрами. Плоский зад, объемистый живот, химическая завивка на голове как-то не вдохновляли  ее рассматривать подробнее.
               Иногда мне кажется –  есть некая связь между таким строением женского  тела  и характером. Почему-то эти женщины чрезвычайно высоко оценивают собственную внешность. А еще выше – свой ум. Ходят они пузом вперед, плечи развернуты назад, подбородок приподнят. У них очень горделивый взгляд. Это не самозащита.  Мне не попадались ранимые натуры с подобной  телесной  конструкцией.
               Разговаривала она только громко, амбиции так и перли из нее, но пока я не видела для этого оснований.Она не казалась мне ни умной, ни интересной личностью, но  была матерью троих детей, и это  вызывало уважение. Редкая смелость для нашего времени…
              Я шла на урок без всякого желания, тем более что пришлось уговаривать Зиночку пустить меня в аудиторию хотя бы на первую половину лекции.
              Это был самый бездарный урок, который я видела на своем учительском веку. Может,  Зиночка  и знала украинский язык, но с русским явно не дружила. Она оказалась просто малограмотной.
             Вызванная к доске девушка  налепила грубых  ошибок на доске – Зинаида не заметила. Слушатели шептались друг с другом, кто-то тянул руку – исправить, но  преподавательница вроде как ослепла.Я никак не могла понять, зачем в группе негуманитариев столько времени уделять теории образования всех глагольных форм, если им не надо будет сдавать устный экзамен. Я бы лучше поработала над орфографией практически, чтобы потом они не наделали ошибок в сочинении.
             По своей привычке сначала прощать человеку слабости, а уж потом приписывать ему недостатки, я надеялась, что молодая мама трех детей, замотанная бытом, просто не выспалась или устала, или переволновалась.
             Пока она городила одну глупость за другой, объясняя новый материал, я соображала, как преподнести этой клуше свои критические замечания. Громить на корню было нельзя, это понятно…
             Но вот мы вышли, и Зиночка….
             –  Понравилось? – спросила таким торжествующим тоном, что я опешила.– Они меня очень любят! Вы заметили, какая тишина стояла?
             Ах, если бы не этот спесивый тон, я бы...
             –Зиночка, детка,- сказала я тоном старой доброй тетки, готовой все простить, - вы перепутали глаголы совершенного и несовершенного вида... когда объясняли их образование.
            – Неправда!
            –  А давайте посидим в аудитории. У вас больше нет лекций? Я вам конкретно скажу о ваших… недоработках.
            – Я правильно объясняла! – крикнула  Зинаида запальчиво, задрав подбородок.
            – Пожалуйста, не горячитесь. Так вы не хотите меня выслушать?
            – Я не нуждаюсь в вашей... консультации. Я работаю третий год и лучше вас знаю программу!
            – А я восемнадцать преподаю  язык и тоже вроде бы знаю программу.      
            Теперь я улыбалась жестко, как могу, если меня разозлить.
            – Ваша группа  сдавать русский устный не будут. Они  же на мехмат поступают, так? Им теория ни к чему. А вот практика...Им сочинение писать, значит – надо предотвратить ошибки орфографические! Давайте после занятий поговорим, я кое-что подскажу.
             Зинаида быстро шла впереди меня по направлению к учительской, и получалось, что я чуть ли не бегу за этой  самодовольной курицей. Ее надо было остановить, и я уже громче сказала:
            – Ваша слушательница допустила пять грубейших ошибок на доске! А вы не заметили!
           – Я буду жаловаться! – не оборачиваясь, пригрозила она.
            – Кому? Генералу?  Меня он и послал к вам.. Может, лучше нам спокойно поговорить? Мне же придется сказать ему  правду.
             Тогда она остановилась, испепеляя   меня взглядом.
             – Он вам не поверит!
             -Так у меня все записано!
              Да-а, больше мне никуда не хотелось идти, но генерал требовал отчета. Пришлось расстроить Нину Ивановну!
              – Люся, ты что?! Я буду волноваться! Мне нельзя! У меня мигрень сразу начнется! –испугалась она. – Скажи ему, что была – и все. Ты же мне веришь? Ты знаешь, что у меня все будет хорошо?
              – Потому я и прошусь к вам! Да я для проформы посижу сзади, своими делами займусь, я вам мешать не буду. Но ему могут донести, что я к вам не ходила, понимаете?
              Визит к Нине Ивановне меня просто доконал. Все сорок пять минут она читала наизусть «Евгения Онегина», а слушатели шелестели конспектами по другому предмету. Я видела сидящих впереди и рядом с собой с их тетрадками. Формулы, формулы…
              Легкий шум в аудитории нарастал. Никто не слушал вдохновенную чтицу, а я думала изумленно: «Да неужели ей все равно, как эти бедняги будут  писать сочинение?»
             – Ну,как ты меня оценила? – спросила Нина Ивановна на перемене. – Я ради тебя тему поменяла. У нас ж сегодня русский язык по расписанию.
             – Но зачем поменяли?! Им что – не нужен язык?
             – Я знаю, что тебе больше нравится литература, Люсенька! Хотела сделать приятное.
             – Спасибо, сделали. Я словно в театре побывала. Чтица вы хорошая, но…
             – Что еще, Люся? Ты чем-то недовольна?
             Ничего она не поняла...
             Мы стояли в коридоре, а позади нас, из аудитории Нины Ивановны вытекал людской ручеек: слушатели разбегались. Кто шел домой, кто – в соседнюю аудиторию, на физику…
             – Нина Ивановна, остановите их, – тихо попросила я.
             Она оглянулась, пожала плечами:
             – Да пусть себе идут. Это же математики. Чихать им на литературу!
             «Это тебе чихать на них, – подумала я грустно. – Кто же останется во втором полугодии?»


продолжение
http://www.proza.ru/2012/12/07/1558