Семья Сапожниковых, родословная роспись ч. 1

Борис Лембик
 
На фотографиях:
слева - Молодая семья Николай Петрович и Александра Николаевна Сапожниковы, 1911 г.,Г.Кострома.
справа - Стоят дочери Ольга (Ляля), Нюра, Шура. Сидят: младший сын Коля, Александра Николаевна, Николай Петрович, дочь Лена. Примерно 1945-47 годы?

"Семья Сапожниковых" - о семье мамы моей жены, моей тещи Сапожниковой (Гришиной) Ольги Николаевны. Её воспоминания и стали основой для этой работы. В отдельных местах сохранен дословный текст её рассказов, сохранен стиль.
Частично дополнения и уточнения получены от её сестер Александры Николаевны и Елены Николаевны. Все фотографии из семейного архива Гришиных-Сапожниковых.

 Поколение 1
Семен Сапожников (?-?)

Поколение 2
 Иван Сапожников ( ? -?)
Жена Мария? (?-?)  ???
 Дети:  Илья (?- 27.02.1902 г.)
            Петр(?-23.02.1897 г.)
Проживал с семьей в Костроме.


Поколение 3

 Петр Иванович Сапожников (? -23.021897 г.)
Жена Евдокия Павловна (Навоева) (? – 05.03.1923 г.) ???
Дети: Николай (21.09.1884 – 16.11.1960 гг.)
          Павел (?-14.05.1912)
          Дмитрий (?-07.03.1965 г.)   

Предки Евдокии Павловны: 1 поколение – Василий Навоев;
2 поколение - отец Павел Навоев; мать Елизавета (?). ???

Поколение 4

Николай Петрович Сапожников (21.09.1884  - 16.11.1960 гг.)
Жена Александра Николаевна (Яковлева) (31.03.1894 – 12(19).12.1987 гг.)
Дети: Анна  (06.07.1913 – 2009 гг.)
          Петр (14.11.1915 – 1941 гг.)
          Антонина (05.03.1918 -15.04.1920 гг.)
          Алексей (01.06.1922 – 02.02.1996 гг.)
          Александра (р.1925 г.)
          Ольга (р. 1927 г.)
          Елена (р. 1934 г.)
          Николай (1937-1996 гг.)
Николай Петрович  вырос в  бедной семье, которая жила в стареньком домике. Семья вела свое хозяйство, содержала скотину.
 Образование у него было небольшое,  так как успел он закончить только первый класс. Но в это время умирает отец, и семья остается без кормильца. А в семье еще были младшие братья. И хотя тогда ему  еще  не было 16 лет,  он принимает решение – бросить учебу и идти работать, чтобы дать образование младшему брату. В дальнейшем брат Дмитрий окончил среднюю школу, и видимо получил специальное образование, так как работал бухгалтером в госбанке. Второй брат,  средний,  Павел был очень набожным, и позднее уехал на юг в монастырь (дословно - «где можно молиться») возможно в Новый Афон(?).

 Когда он начинал работать, то был еще совсем мальчишкой,  а работать приходилось простым рабочим, мастеровым. Позднее самостоятельно выучил грамматику и счет. Основную, большую, часть жизни Николай Петрович, работал продавцом.

Семья Сапожниковых проживала в г. Кострома по улице Юношеская, дом 27, кв. 2. Дом был двухэтажный, причем низ был каменный (кирпичный) а верх бревенчатый. Эту квартиру он вместе с братом Дмитрием получил в наследство от своего дяди. Дядя был богатым, специально купил и подарил  дом своим племянникам. Дело было сразу после женитьбы Николая Петровича в 1911 году.  На второй этаж вела отдельная лестница. У каждой семьи было по две комнаты. На  перёд (фасад) дома у них выходили  две комнаты.  В общий коридор также выходили двери в туалеты и кладовки, т.е. дом считался в свое время достаточно благоустроенным. Ну а дальше коридор был разделен застекленной дверью на следующий коридор, из которого уже шли двери в жилые комнаты. Позднее на своей половине Николай Петрович смастерил лестницу внутри квартиры с первого на второй этаж. Внизу располагалась кухня, в которой стояла большая русская печь с лежанкой. Такая же лежанка, отделанная плиткой (изразцами) была на втором этаже.   При доме был небольшой садово-огородный участок, обеспечивающий семью овощами.
Ну а сам дядя разбогател после того, как выиграл большую сумму денег  (2 миллиона  руб.) в лотерею. Часть этих денег он отдал на строительство церквей (или как говорили: на святое дело), часть роздал родственникам в виде помощи, в том числе и племянникам, которым купил квартиру.

В последние годы  Николай Петрович работал в табачном магазине «Табакторга» на улице Советской (главной центральной улице города Костромы), продавал папиросы и табак. Младшие дочери ходили к нему в магазин за пустыми коробочками. На этой же улице располагалась и центральная почта, на которой работала его жена  Александра Николаевна. Здания магазина и почты сохранились до настоящего времени.
Его дочери, Ольге, иногда кажется, что её сын, Гришин Саша, особенно когда с усами, похож на своего дедушку.

Здоровья у него было не очень хорошее, сказалось трудное детство и нагрузки по жизни, которые ему пришлось перенести. Поэтому после выхода на пенсию он работать не смог. Жена поддерживала его, как могла и оберегала. Умер он в 1960  году в возрасте  76 лет.

 Жена Александра Николаевна Яковлева также родилась в Костроме.
Её родители: отец Николай Герасимович Яковлев (?- 1926 г.); мать Анна Яковлева (? -?). Была еще прабабушка  Ольга, вероятно мама Анны.  Она  запомнилась Ольге Николаевне как  пожилая женщина (старушка), которая уже не работала. Часто ходила в храм, на обратном пути заходила к родным, сидела и разговаривала. Место их захоронения неизвестно.
 Александра Николаевна имела образование четыре класса, окончила их с хорошими оценками и похвальными грамотами. Но из-за трудного материального положения семьи, а была она в семье старшим ребенком,  пришлось рано начать работать. Работала она в основном  почтальоном, а позже работала на почте на приеме клиентов и корреспонденции, а также телефонисткой.
Её семья, как и семья будущего мужа, была глубоко верующей, дети воспитывались в ней в строгом соблюдении канонов православной христианской веры. Как тогда было принято, после 16 лет она считалась невестой на выданье, ну и, соответственно, стали захаживать кавалеры, «женихи». Были они разные, некоторые только и смотрели, а какое приданое будет за невестой. Но большого приданого не было, семья была большая, в 1911 году было четверо детей.
 
 Было этих знакомившихся человек 26 или 27, но никто не понравился невесте и её родителям. А 28-м оказался Николай Петрович Сапожников, которому тогда уже было 27 лет. Показался он ей достаточно взрослым и самостоятельным мужчиной на фоне остальных претендентов на руку и сердце, был скромным и неразговорчивым: «не болтун».
Кроме того был он уже тогда с большими усами.  Может быть, из-за этого он даже показался сначала слишком старым, и она от этого расстраивалась и плакала. Сколько продолжалось ухаживание, да и было ли оно – неизвестно,  но сватовство состоялось. Для свадьбы наняли лошадей, и на трех тачанках везли молодых и гостей вниз по Юношеской к Волге.  После заворачивали влево к церкви Вознесения, в которой и состоялось венчание.

Семья получилась очень дружная, крепкая и воспитанная. Никогда в семье не было громких разговоров или выяснений отношений, все решалось спокойно. В семье было самоуважение, никто никогда ни с кем не спорил и не ссорился. Даже во время детских игр ссор не возникало. Такая была очень доброжелательная атмосфера в семье, которая была создана и поддерживалась родителями. Они никогда не ссорились, друг к другу прислушивались, уступали друг другу. Если  маме что-то было нужно, то она спрашивала его, а он всегда отвечал:
  - Хорошо, хорошо, Шурочка.
 При таком взаимопонимании всё-таки главным в семье являлся папа: « Папа сказал». А дети чаще сначала просили маму:
- Мама, спроси у папы. Мама, попроси у папы.

И в семье все жили дружно. Все обращались друг к другу уважительно: Шура, Нюра, Лёля (так называли Алексея), Ляля (так с детства стали называть Ольгу), или же называли друг друга ласковоуменьшительными именами: Шурочка, Нюрочка, Лялечка, Леночка. И эта форма обращения сохранилась между ними на всю жизнь.
 В семье все дела делались вместе. Запомнилась дочери Ольге как проходила уборка квартиры. Руководила всеми Нюра, как старшая сестра. В первую очередь получали задания мыть полы старший брат Алексей, потом стала помогать мыть Шура, а у младшей Ляли была основная обязанность протирать пыль.
Росту Николай Петрович был высокого примерно метр восемьдесят, а жена была намного ниже, ему по плечо.

Вино он не пил  и дети никогда не видели его с рюмкой вина или пива. Хотя он работал в магазине, и купить пиво для него не было проблемой, он себе это не позволял. Что же касается его брата, Дмитрия Петровича, то тот выпивал. И иногда бывало, что его приводили домой. Тогда его жена тетя Лиза не пускала его в квартиру, и он укладывался спать прямо в коридоре.
В семье Дмитрия Петровича росли дети,  с которыми они дружили, это дочь Люся и сын Женя. Женя учился в одном классе с Шурой. А Люся впоследствии несколько раз выходила замуж и также проживала в Костроме.
 
У жены дяди Димы, которою звали тетя Лиза, была родная сестра, иногда навещавшая их семью.
 
После смерти мужа в 1960  году Александра Николаевна проживала с дочерью Анной в старом доме. Впоследствии дом был снесен,  и они переехали в 1964 году в двухкомнатную квартиру в Черноречье дом 16 квартира 20. Вместе с их домом был снесен соседний дом священника и дом соседей Ореховских. В этом доме жила подружка дочери Александры (Шуры), Татьяна Баскакова, которая позже переехала жить в Москву. На месте этих домов была построена новая школа, и это радовало членов семьи: такое благородное заведение оказалось на месте их старого дома. До настоящего времени на территории школы сохранились липы посаженные Николаем Петровичем. Это волнует и радует дочерей, как вспоминает Ольга Николаевна: «Папины липы!».

Эта квартира в Черноречье на долгое время стала центром встреч всех родных и близких. Александра Николаевна  вместе с дочерью Анной радушно принимали всю родню. Кроме того они вели регулярную переписку со всеми близкими. Знали все родные о том, что ведется у них тетрадь, где аккуратно занесены все значимые для родных даты.  Не было такого события в семьях детей и внуков Александры Николаевны, к которым не было бы отправлено поздравительная открытка или письмо. Были эти письма не простыми текстами, содержались в них искренняя радость за успехи, или горечь и печаль по каким-то грустным поводам. Были  регулярные поздравления к дням рождения, свадьбы и к государственным праздникам.  Причем высылалось  они заранее, чтобы  гарантированно  письмо успело к нужной дате.
Вели они постоянный учет всей своей переписки,  где фиксировались полученные и отправленные письма и открытки. Сейчас уже понятно, что делалось это не просто для статистики, а именно от желания доставить радость своим близким хорошей весточкой.

Была Александра Николаевна глубоко верующим человеком, регулярно посещала церковь. У неё сложились хорошие отношения с священником, и по его просьбе , как хорошая портниха и золотошвейка, она шила ему церковные наряды. А в темной комнате в квартире была оборудована молельная комната, в которой находились иконы и где она регулярно молилась. Там же благословляли приехавших к ним гостей.

ПРЕДКИ Александры Николаевны Сапожниковой (Яковлевой).
По линии отца:
1 поколение
Артемий Яковлев
2 поколение
Герасим Артемьевич Яковлев(-01.03.1917 гг)
Жена Анна Ивановна(-12.03.1873 гг)
Вторая жена Анисья Ивановна(-22.03.1932 гг)
3 поколение
Николай Герасимович Яковлев(-25.07.1926 гг).

По  линии мамы:
1 поколение
Федор Жилкин
2 поколение
Иван Федорович Жилкин
Жена Ольга Дмитриевна (-17.12.1929 гг)
3 поколение
Анна Ивановна Жилкина (-01.02.1918 гг).

У Александры Николаевны были братья и сестры:
- брат Петр;
- брат Николай;
- сестра Лиза (1914 г.р.),  жила в Ярославле,  с которой Ольга Николаевна регулярно встречалась и помогала за ней ухаживать. Была замужем за Василием Смирновым, есть дочь Рита, и был сын Рюрик, который попал в аварию. После этого  у него стали проблемы со здоровьем и вскоре он умер;
- сестра Настя, жила долго в Москве, затем переехала в Горький. Умерла позже старшей сестры. Фамилия по мужу неизвестна;
- сестра Тоня, примерно 1915 года рождения, т.е. была младшей сестрой. Работала учительницей и жила в Костроме. Замужем не была, детей не было;
- сестра Мария (?);
- восьмой ребенок не установлен.
               











Продолжение на http://www.proza.ru/2012/12/11/1246  .