Дети раздрая

Владимир Калуцкий
    Говорят – Российская империя была тюрьмой народов. Ну – если тамошним язЫкам запрещалось бегать за ограду , тогда да – тюрьма. Однако странная какая-то тюрьма. У поляков в ней было свое правительство и армия, а у финнов избираемый всенародно сейм и деньги, и , опять же - армия.  А ещё тут  никогда не было  крепостного права, от которого стонала сама Великая Россия. Не знали эти национальные окраины рекрутского набора, да и когда началась служба по призыву - тех же финнов она не коснулась.
  Так и жили они привычным укладом под крылом русского двуглавого орла. Когда в 1809 году Александр ! прикрыл Финляндию своим щитом от взбаламученной Наполеоном Европы,так  и пошла северная страна вгору. Сто с лишним лет ни  войн,  ни потрясений. За это благодарные финны русскому царю памятник воздвигли в своей столице, прямо посередине Хельсинки. И казалось , что мир между русскими и финнами сохранится навеки.
  Но тут появились революционеры. Баламутили они в России, а от полиции прятались в Финляндии. Когда вам говорят, что в Российской империи не было конституции – лгут. Конституция была у закабалённых русскими финнов.  Конституция Великого княжества финляндского.  И – вот последствия тюрьмы народов! – в ней ничего не говорилось о преследовании людей за их убеждения.  А потому финны революционеров полиции не выдавали,  напротив – некоторым из них сдавали на бесплатной основе шалаши в районе озера Разлив.
   Короче – Финляндия жила в Российской империи, как у Христа за пазухой, и ни о каком самоопределении наций даже не задумывалась. Хотя, приглядываясь к прятавшимся по хуторам и шалашам революционерам, понимала, что с этими ребятами ей не по пути. И когда в феврале 1917 года рухнул царизм, сейм Финляднии потребовал от Временного правительства подтверждения собственной конституции и неприкосновенности привилегий.  В обращении сейма к Временному правительству и речи не шло об отделении  княжества от России. И уже 20 марта выходит «Манифест об утверждении Конституции Великого Княжества Финляндского в полном объеме» Подписанный всеми министрами Временного правительства, Манифест начинался словами : «Облеченные всей полнотой власти, мы сим вновь утверждаем и удостоверяем религию, основные законы, права и преимущества, которыми граждане Великого Княжества Финляндского, от мала до велика, по конституции этой страны пользуются, обещая хранить оные в ненарушимой и непреложной их силе и действии».
   Казалось бы – вопрос снят. В стране революция, и очень даже хорошо, что хотя бы в одной  провинции жизнь остается спокойной.
  Но сами финны внимательно следили за происходящим. И когда к власти пришёл Ленин, они вспомнили, что именно этот полубесноватый персонаж скрывался в их Разливе. Наверное, тогда они пожалели, что не сдали его вовремя полиции. Но теперь  было поздно. Теперь Финляндия, в лице одного из её вождей, царского генерала Маннергейма, заявила, что пришло время тикать из такой страны, где власть досталась разбойникам.
  И уже 6 декабря 1917 года, ровно 95 лет назад, сейм Великого Княжества Финляндского, в разрыв с утверждённым в марте  Манифестом Временного правительства, в одностороннем порядке объявил Финляндию независимым государством .
  И что же большевики?
  Прошел всего месяц с победы их революции. Они ещё не успели расхватать должности, ещё не понимали всё грандиозности национального богатства, свалившиеся на их головы. Задачей большевиков и Ленина тех дней было – занять ключевые посты в государстве и удержать власть любой ценой.
  И первой такой ценой стала Финляндия. Ленин, глядя на шаткость вылупившейся Советской власти, понимал : если власть не устоит – то прятаться придётся опять в Финляндии. И будет лучше, если в Финляндии независимой.
  И уже 18 декабря того же, 1917 года, ВЦИК (это вроде нынешнего Федерального собрания) с подачи Ленина , утвердил независимость Финляндии, оборвав, таким образом, её вековую историю в составе России.
  Как видим, на деле совсем не право наций на самоопределение, а государственное преступление большевиков стало причиной потери значительной части территории. Преступление приняло глобальный характер, когда из-за отделения части от целого, в 1940 году случилась советско-финская война.
   Впрочем, это другая история.
   А в ту пору большевики за свою власть заплатили ещё и Царством Польским, и Брестским миром,и районом Карса в Закавказье, и позором перед союзниками. И это – без всякой военной необходимости.
  Но признаем честно – Финляндия от этого только выиграла.


P.S   Прошу не  пенять мне на то, что нынешние власти четверть страны профукали. Спрашивайтье с них, а я ничего не продавал.