Блаженны нищие духом

Сергей Корягин
Кто они – нищие духом? Думаю, совсем слабые, безвластные, безвольные, на уровне идиотов. У Достоевского князь Мышкин только назван так, в действительности он очень приличный человек. Правда, к земным благам он равнодушен, как настоящий идиот: он не стремится ни к богатству, ни власти, ни к земному варианту любви, ни к славе. Для христианина эти люди блаженны, они готовы войти в Царство Небесное. А на противоположной стороне улицы жизни стоит сверхчеловек Ницше, белокурая бестия, нордический тип, гиперборей. Его «блаженство» в безудержном стремлении к реальной жизни. Он жаждет всего, но прежде всего власти над людьми, потому что власть – дает все без ограничения. Христианский Бог властвует над мертвецами, а он готов стать Богом реальных людей. Интеллект Ницше ставит ниже воли. В этом я вижу некоторую непоследовательность, потому что интеллект – эффективнейший инструмент власти. Жизнь он любит вопреки горестям и страданиям и даже ради них, эта черта мне нравится.

Итак, два типа в широком понятии жизни стоят по краям: нищий духом и властный человек. Первый демонстрирует безразличие, покой, безволие, бездействие, опущенность, готовность существовать за счет других, второй – активность, энергию, безудержное стремление подняться по лестнице власти, не оглядываясь на первого, более того – готовый подтолкнуть его, чтобы тот скатился еще на ступеньку ниже. Для второго первый – просто паразит, около которого неплохо устроился другой паразит – жрец, который вымаливает помощь для бедствующего, а заодно и кормится сам. А для нищего духом властный человек – носитель всемирного зла. Таковы крайности. А какова реальная жизнь? А реальная жизнь – посередине, все в ней на своем месте – ничего не «отрежешь», так говорит мне мой жизненный опыт.

 Когда-то христианство появилось как религия нищих, голодных, обездоленных, раздавленных, беззащитных, как религия попрошаек. Но вот появился среди них гордый и неглупый человек, который нашел способ утешить безутешных: «У них – вооруженных (римлян) и богатых – есть все, чтобы обеспечить существование своему смертному телу. У нас есть все, чтобы спасти душу – войти в Царство Небесное. Их жизнь коротка – они скоро сгниют, наша жизнь вечна»… Сработало! Через один, два века вооруженные и богатые примкнули к христианству – тоже захотели бессмертия, и бедным они стали помогать, и молиться стали. Такова сила человеческой потребности – получить за благие дела  бессмертие. С тех пор культ нищих духом и является центральным звеном европейской цивилизации. Однако остались и те, кто не поверил Христу, сохранилась в духовной жизни европейских народов вера в реального человека из костей и мяса, в его силу – физическую и интеллектуальную и неверие в загробную жизнь и Царство Небесное. Эта вера в течение веков проявлялась в разных вариациях, например, в марксизме, но наиболее ярко – в философии Ницше. Прав Христос или прав Ницше – реальная жизнь постоянно перетягивает канат.

Недавно я смотрел по телевидению небольшой фильм. О том, как зверь, отдыхая на солнечной поляне со своим «семейством», спасал своих неопытных малышей от опасности. После «команды» – скорей, скорей, в нору! – самый слабый упал и не мог двигаться. Зверь не побежал трусливо спасаться, он взял в зубы малыша и, подталкивая  слабых, завел всех в надежное укрытие. Мысль моя такая: природа дала живым существам два противоположных инстинкта. Один побуждает сочувствовать слабым, помогать им, спасать  их, а другой ведет к накоплению силы ради властвования над слабыми. Христианская философия вышла из первого инстинкта, философия Ницше – из второго. Будем жить с тем, что у нас есть. Каждый выбирает себе образ жизни по своему первородному чувству.  Четверг, 6 декабря 2012 года.

Прибавление. Философский штурм. Сергей Александров:
Ты меня уважаешь? Но смотри, если я узнаю, что ты меня не уважаешь...
Короче, с кем поведёшься с тем и наберёшься.
Сергей Осипович , Вы дали свою оценку Ницше. Теперь у Вас есть эталон. Те кто проявляют интерес к творчеству Ницше, Вам не интересны и наоборот. Всё просто.
Как у Чапаева: Ты за коммунистов или за большевиков?
Упрощаете , милейший.

Ответ Сергею Александрову. Спасибо, Сергей, за ответ. Ницше исследует человека, но не как существо познающее и не его роль в системе общественных отношений. Он исследует человека преимущественно как существо природное. С его инстинктами, волениями и стремлениями. Разум ставит невысоко. Меня же интересует человек общественный, развитие его разума и его положение в системе добра и зла. «Ты меня уважаешь? – И я тебя уважаю» – это тоже в системе общественных отношений, но где-то на периферии и не имеет отношения к истине и добру. С Вашей стороны, это попытка опошлить, дискредитировать важную проблему жизни, проблему поиска истины, определения добра и зла.  «Ты за Ленина аль за большевиков?» - здесь крестьянин ищет свой политический ориентир. При Сталине крестьянам, которые задавали такие вопросы, отрывали головы.

О давании оценок. Я так же, как Вы, пытаюсь понять Ницше как философа. А понять – означает так же и оценить. Никуда от этого не уйдешь. По моему представлению, Ницше  яркая фигура в истории философии – и своими положительными сторонами творчества, и отрицательными. Есть идеи, мировоззренческие, которые прямо не используются политиками, а есть идеи, которые у политиков нарасхват. Платон, Макиавелли, Руссо, Гегель – «в большом ходу». Маркса тут же «запрягли», хотя и сам он этого хотел.  И на Ницше появился спрос в XX веке. Некто на букву Г. оформил идеи философа в политическом трактате «Моя борьба». И всей своей теоретической и практической «работой» как бы напомнил сочинителям философских книг: «Вы пишете, а мы наматываем на ус». Пятница, 7 декабря 2012 года