Осень 2012

Ольга Климова
Художники- это люди, которые вступили на нелёгкую дорожку творчества, где каждый идёт своим путём, создавая что- то новое, чего до сих пор никогда не было.
А перед нами выставка картин, за которыми живые люди их авторы. Картины  за два часа ли выполненные или за годы- не важно, главное, чтобы производили впечатление, оставляли чувства.

Так вот , о чувствах. Всем известное чувство родины, не всеми осознаваемое. Но есть непонятная тяга к месту- городу или деревне, в котором ты родился или детство прошло; или куда всегда стремился вернуться. Легкая тоска иногда находит по этому местечку заветному, оно во снах снится. Так у меня, так я думаю, и у многих бывает.

Сибирская  деревня. Так или иначе жизнь каждого человека связана с деревней. И где бы он ни вырос, а деревню помнит. Именно там самые волнующие детские воспоминания остались. Или не детские.

Передо мной работа Владимира Пташкина «деревня Васильевка». Широкое раздолье, тихая деревенька. Цвет поля мягкий, взгляду приятный, как говорится «прямо в точку». Цвет соломы, пшеницы, цвет хлеба. Любой русский человек по крови или по месту жительства на такую тему откликнется. А через раздолье это открыл автор самого себя, свой внутренний мир, может и сам того не подозревая, расположил к себе зрителя.

На картине Андрея Груздикова стоят два дерева, смотрят друг на друга, слегка покачиваясь, кажется нет  ни очеловечивания, ни оживления искусственного, а за каждым деревцем жизнь стоит, да не одна. Опять глубокое волнующее чувство- родства с природой, общности всего живого на земле.

На картине Юрия Горгуленко неспешно движется лошадка вдоль окраины, аккуратненькие домики, в одном доме свет горит; теплом, уютом веет. Также на картине Владимира Колпакова проезжает телега по нашему провинциальному городку- опять умиротворение вызывает, ностальгию и нежность; а ещё связь с историей и литературным творчеством автора.

Как и любой человек, я так устроена, что всё увиденное на себя примеряю, соотношу со своей личностью. Так и состояние на картине принимается, если совпадает оно в этот момент, художник и зритель одно и то же ощущает. День, вечер, пестрота солнечного дня и волнующая загадочность туманного утра. Радость от узнавания жизни, действительности.

Смотрю  на картину Геннадия Казака, вспоминается туман, который когда- то видела на реке,  ощущаю жизнь, каждую капельку в воздухе. Стоит только руку протянуть, подставить ладонь и смочится она мельчайшими влажными крупинками.
На картине Юрия Мальцева берёзки живые, но тихие, уснувшие. Настроение совпадает, оно сейчас у всех зимнее. И веришь, что действительно это зима- живая, настоящая. Спокойствие какое- то появляется, желание «вслушаться в тишину».
Или мысленно стою рядом с Владимиром Прошкиным, крепким, коренастым, смотрю с вершины горы на гладь Медвежьего озера. И как будто побывала там и всё своими глазами видела. А ведь не была никогда! И нет обычного страха высоты. Мне его живопись уверенность внушает.

В каждом из представленных портретов, на мой взгляд, присутствует автор, сливаясь с моделью в единое целое. И в хитроватом прищуре директора карандашной фабрики, и в другом пустовато- потерянном лице архитектора, и в умных глазах девочки Юли.
Разнообразие жанров и стилей. И каждый может узнать свою действительность, ему знакомую, вступить в диалог с художником.

Мне неизвестно,  о чём думал Сергей Гуменюк, когда писал свои картины. Но теперь, на выставке его произведение живёт своей жизнью и каждый зритель может интерпретировать его по- своему. Шахматная доска на картине «Рождение галактики» для меня не случайна, контраст белого и черного, а значит вечная тема борьбы добра и зла и в человеке, и в мире вообще, и в художнике. На доске выстроились фигуры ангелов, которые в любой момент могут быть переставлены в другую позицию. Правильный ход, верная комбинация. А может быть не верная. Кто знает?

В центре картины Нонны Лешкович «Созидание» некая живая субстанция- пульсирующая мысль или всеобщий разум. Удивительно естественно растягивается паутинкой по всей картине. Клеточка за клеточкой расползается в принимаемой моим сознанием цветовой оболочке. Теперь я вижу созидание. И знаю как оно выглядит.

В  работах Ирины Жуковской лично я чувствую душевную боль.Тем более это рисунки к стихам друга, а лирика это всегда глубокие переживания, как у Высоцкого например «чувства на грани» Здесь, конечно, надрыв не такой сильный, но всё же.

Серия работ Сергея Струкова,несомненно, интересна, картины хочется рассматривать, улавливая новые детали и новые смыслы. В этих работах необъяснимая «безжизненная» красота, вероятно, тем они и притягивают.

Нет возможности написать обо всех, картин очень много. В целом же выставка «Осень- 2012» мне очень полюбилась. Выставка, на которую хочется вернуться. Картины, с которыми искренне жаль расставаться.

Автор экспозиции Аркадий Семёнов.

(статья о выставке работ канских художников "Осень- 2012")