Боцманская радость

Лев Ефремов
               
 
   Боцман морского судна – фигура заметная и уважаемая всеми моряками.  Им становится самый опытный, самый трудолюбивый матрос.  По возрасту тоже самый почтенный. Молодые матросы за ним, как за каменной стеной, он и перед начальством, при случае, выручит. С ним все командиры считаются. С  грамотными, опытными матросами у боцмана, как правило, никаких хлопот, а вот с молодежью, тем более, которые проходят под его руководством практику на судне,  проблем хватает. Обычно, когда присылают на практику на судно курсантов, радуются старпом и стармех - появляются лишние рабочие руки. Капитану и боцману это только лишняя головная боль. Капитану отвечать, если, не дай бог, что с ними случится. Боцману надо обеспечить их такой работой, чтобы ничего не сломали ни на судне, ни у себя. Молодые курсанты горят желанием, как-то отличиться по работе, и часто этот энтузиазм оказывается ненужным и, порой, даже опасным.
   Работал на т/х «Вацлав Воровский» более десяти лет боцманом Виктор Васильевич. Дело свое знал, судно любил, содержал его в образцовом порядке. Пользовался авторитетом в экипаже. Судно, в основном, совершало каботажные рейсы, зимой по побережью Кольского полуострова, летом работало на линии Мурманск – Архангельск, с заходами в портопункты Кольского полуострова и, иногда, на Соловецкие острова. Теплоход считался «домашним», так как часто бывал в родном порту Мурманске. Экипаж на нем, в основном, был стабильный. Костяк экипажа составляли опытные взрослые моряки, в молодые  годы прошедшие на грузовых судах моря и океаны. Таким был и боцман Виктор Васильевич. В июне  1975 года на стоянке в порту Мурманск радует боцмана старпом:               
- Василич, завтра тебе на помощь прибудут 10 курсантов из мореходного ПТУ, помогут тебе в покраске судна, ты уж распредели их по каютам и рабочим местам. - Спасибо,- отвечает боцман, - Вот только этого мне и не хватало. 
Утром прибывают на теплоход 10 молодых пэтэушников, все школьного возраста. Распределили их по каютам. Начался очередной рейс. Боцман курсантам серьезной работы не доверял, занимались они только мытьем палуб. Сходили в Архангельск, вернулись в Мурманск без происшествий. Старпом боцману:
 - Вот видишь Василич, а ты боялся. Доверяй ребяткам работу посерьезнее.
В следующем рейсе зашли в портопункт острова Сосновец. Вечером ее встали на якорь. При постановке на якорь, взял боцман в помощники самого смышленого курсанта. Стоит боцман у брашпиля, якорную цепь потравливает. Подходит к нему средних лет дамочка:                - Вы не видели, тут собачка было привязана? - спрашивает.
- Куда была привязана?
- А вот к этой железяке, - отвечает и показывает на якорную цепь. Спрашивает боцман курсанта:
-Ты видел, когда винтовой стопор отдавал?
-Видел,- отвечает, - Но я не подумал, что она вместе с якорем улетит.
Улетела собачка с якорем в воду, пискнуть не успела. Потом, когда выбрали якорь, висел на якорной цепи обрывок собачьего поводка. Дамочка пожаловалась  капитану, и получил Виктор Васильевич первый строгий выговор. 
- Чем же занять курсантов? -  думает боцман и дает задание двум курсантам починить шлюпочный чехол, поставить в средине чехла  заплату. Сели курсанты на прогулочной палубе расстелили чехол, занимаются починкой. Сами сидят на палубе, чехол на коленях. Пришить брезентовую заплату к брезентовому чехлу непросто. Надо проколоть брезент иглой, для этого на руку  одевается специальное приспособление - гардаман, потом протащить иглу через брезент. Сидят курсанты, стараются. За спиной стоят товарищи помогают советом. Подойдет боцман,  посмотрит, все при деле. Близится конец рабочего дня, шлюпку на ночь надо успеть зачехлить. Подходит, а ремонт только начат.
- В чем дело? - Спрашивает. - Я видел два часа назад, что вы уже заканчивали.
Оказалось, что в процессе шитья, оба курсанта пришили к брезенту свои брюки, брезент - то лежал на коленях. Пришлось резать нитки. Боцман говорит в сердцах:
- Я эту работу выполню за полчаса.-  Поднимает брезент и на весу начинает накладывать заплату, не пользуясь при этом никакими приспособлениями. Шлюпку зачехлили.
    Погода в рейсе стояла хорошая, солнечная. Решили покрасить шлюпбалки. Распределил боцман матросов и практикантов по шлюпкам. Матросы занимаются покраской отдельно от курсантов. Объясняют, что не хотят потом за курсантами их огрехи подчищать, краску пролитую оттирать.  Курсанты же решили, что покрасят за одно и тоже время, больше матросов, покажут класс. Шлюпбалки красить неудобно, надо лазить по ним, нет никакой площадки, чтобы удобно было стоять и работать. И решили они соорудить что-то типа лесов. Для этого с палубы спардека на шлюпбалку положили алюминиевый трап, применяемый на теплоходе «В.Воровском» для окраски пароходной трубы, на него положили доски. Конструкция оказалась, конечно же, хлипкой. Берет курсант ведро с краской, забирается на эту конструкцию, и она рассыпается. На свою  беду внизу под ней оказался боцман, проходил по палубе по своим делам. Алюминиевый трап с досками и курсантом с краской падает на боцмана. Мало того, что боцман голову серьезно разбил, на него еще и почти ведро краски вылилось. На голову боцмана, судовой врач наложил несколько швов. Заходит старпом в каюту боцмана, сидит тот какими-то такелажными работами занимается, что-то плетет. Поговорили о работе и старпом спрашивает: 
- Василич, что- то я вас на палубе не вижу? 
- Боюсь выходить, угробят меня эти практиканты, жду, когда уйдут с судна.
   Предпоследний порт захода перед Мурманском – Гремиха, туда кроме пассажиров, доставили груз для военторга. В выгрузке с судна участвует экипаж. Курсанты тоже рядом крутились. Перед Мурманском заход в Териберку, пассажирские операции на рейде. На якорь вставали в 02.00. Стояло полярное лето, ночь, а солнце светит. Отдает боцман якорь. Вдруг  видит,  с якорной цепью из канатного ящика, вылетают кости со шматками мяса и порванная телогрейка. Волосы у боцмана встали дыбом. Вдруг в цепном ящике человек оказался.  Доложил капитану. Первым делом пошли курсантов пересчитывать. Пересчитали, оказались все на месте. Увидев,     что переполох случился большой, признались курсанты матросам, а те уже поставили в известность капитана. Во время выгрузки курсанты, шустрые ребята – далеко пойдут, украли коровью полутушу и спрятали в цепном ящике до Мурманска. Не знали, что будет еще заход в Териберку. С приходом в Мурманск с курсантами расстались. Боцмана таким счастливым давно экипаж не видел.