Загранрейсы. Барракуда

Лев Ефремов
               
          Об акулах и пишут  много, и фильмы снимают. Красивые, мощные рыбы. Барракуда тоже хищник, заслуживающий уважение, но пишут о ней меньше, да и по размерам она меньше акул,  значит, не так интересна. Однако, когда в 70-х годах  я на судах Мурманского Морского Пароходства заходил в порты Кубы, кубинцы советовали при купании в прибрежных океанских водах, опасаться именно барракуд. И, особенно, советовали они, не надевать на себя при купании ничего блестящего, имелись ввиду золотые цепочки, крестики,  по моде того времени. При заходе в любой иностранный порт, тем более в те времена, моряки, конечно же, хотели привезти домой какой -   нибудь  экзотический сувенир. С Кубы, обычно, привозили кораллы и большие раковины караколлы. Все это можно было недорого купить у местных жителей, но можно было, и добыть самому в океане или в Карибском море. Стоянки в  порту были по несколько суток, к тому же заходили  и в маленькие поселки, и свободное время экипаж, естественно, проводил на пляжах. Основная,  ленивая часть экипажа, загорала на солнышке, а активные, энергичные моряки собирались группами, брали с собой ласты, маски дыхательные трубки и отправлялись вдаль от загорающих, в дикие  места. В стороне от отдыхающих ныряли, искали и собирали кораллы и раковины. На берегу в стороне от начальства устраивался маленький  пикничек: бакарди, кока-кола, орешки. Рейсы были по несколько месяцев без захода в родной порт и экипажу надо было как-то отвлечься, снять стресс. На одной из стоянок, в небольшом порту, пошли мы купаться и заодно на поиски кораллов и раковин. Нашли небольшой заливчик в стороне от пляжа и начали поиски раковин. Я увлекся и заплыл почти на средину этого заливчика. Во время очередного ныряния, среди водорослей,  вдруг вижу какое-то движение и мимо меня проносится торпедой барракуда. Размеры точно не определить, к тому же у страха глаза велики, но мне показалось -  не менее полутора  метров. Охотничий азарт у меня сразу пропал. Вынырнул, выплюнул дыхательную трубку и без оглядки полным ходом поплыл к берегу. Потом, уже отдышавшись и придя в себя, начал вспоминать советы бывалых, как вести себя в такой ситуации. Но советы хороши, когда ты находишься в нормальной обстановке и есть время проанализировать ситуацию.
     Следующую барракуду, точнее ее голову, я увидел в Венесуэле на пляже около порта Ла Гуайра.  Даже это был не пляж, а песчаный океанский берег и небольшие домишки на берегу. Небольшой группой мы пошли купаться. Около одного из домов на песке, сидел местный паренек и, метрах в пяти от него валялась голова барракуды. Спрашиваю:               
 - Что за голова валяется. - Отвечает: - Убил на подводной охоте барракуду, мясо съели, а голову выбросили. - Я попросил отдать мне эту  голову.               
 - Забирай. 
Принес я ее на судно. Жара, вонь от нее. Сначала я ее засолил, потом начал сковыривать с нее тухлое мясо. Долго возился, пока старший матрос-плотник не подсказал:
- Лев Алексеевич, что вы возитесь с ней,  бросьте в плотницкую, там тараканы мигом ее обгложут.
 И, действительно, через неделю мяса на ней не осталось. Осталось только ее, как следует высушить и покрыть лаком. Висит она сейчас у меня в кабинете в Нижнем Новгороде. Это была у меня первая голова барракуды.
    Следующая, появилась 1990 году. В  СССР произошла «перестройка», приоткрылся «железный занавес» и появилась возможность морякам работать на судах иностранных компаний. Заработок стал намного больше. Пройдя необходимые формальности, собеседования и т.д., я был назначен старшим помощником капитана на банановоз, плавающий под флагом Багамских островов. Владельцы судна - американская компания «Чикита Брэндз». Капитан судна грек, экипаж российский. Часть судов этой кампании возили бананы из портов Карибского бассейна в Северную Европу. Наше судно т/х»Lucky» возило бананы в основном в Антверпен. После выгрузки судно следовало в район Панамы. Там на рейде порта Кристобаль вставали на якорь. Это восточная часть Панамского канала. Там собирались банановозы компании в ожидании назначения порта погрузки. Бананы продукт скоропортящийся и погрузка его производится следующим образом. Днем в какой- либо из близлежащих деревень, независимо в каком государстве, а там много банановых республик, собирается необходимое количество бананов, тут же поступает команда на любой из ожидающих банановозов. Ночью производится погрузка и судно полным ходом в 23 узла следует по назначению. Пока мы стояли и ожидали своей очереди, капитан, заядлый рыбак, ловил рыбу на спиннинг. Ловилась разная рыба, в том числе и акулята. Однажды ему на блесну попалась полутораметровая барракуда. Вытащить ее из воды было сложно, пришлось вооружать штормтрап. Боцман спустился по штормтрапу, и в обнимку с барракудой поднялся на палубу. Капитану барракуда была не нужна и он отдал ее экипажу. Я отрубил ей голову для изготовления чучела, а тело забрали судовые  механики. Механики с мотористами, это отдельная каста, приготовили для себя жаркое из барракуды. Через некоторое время, ко мне прибегает второй механик, говорит, что они отравились рыбой и просит лекарства  для очистки желудка. Спрашиваю, какие симптомы отравления у них. Отвечает, что пока никаких нет, но стармех  сказал, что мясо барракуды сильно ядовитое. Стармех, до этого рейса, несколько лет работал в Анголе наблюдающим за ремонтом, заходящих туда на ремонт, российских рыболовных траулеров. Дал я второму механику имеющиеся в судовой аптечке активированный уголь и рвотные пилюли. Стоит машинная команда вдоль  борта и с рычанием прочищают желудки. Увидел это капитан, вызывает меня, спрашивает:
- В чем дело? - Объяснил я ему. Капитан говорит:
- Вот вам наглядный пример, как жадность наказывается, а, вообще то, скажите им, что мясо барракуды ядовитое только весной, когда она питается какими - то  ядовитыми  водорослями, а сейчас в августе этих водорослей нет. Голова барракуды у меня осталась.
    Погрузили бананы в Гватемале, следуем в Антверпен. Голову засолил. Подвешу соленую на мачту, она подсохнет, опять скоблю. Время идет, да и заниматься ей особо некогда. Выгрузились в Антверпене, следуем назад к Панаме. Сижу на палубе после вахты, скоблю барракудью голову, рядом собрались матросы, боцман. Рассказал им, как сделал чучело из первой головы, посетовал, что здесь нет тараканов.               
- Как нет тараканов ? - Говорит боцман. - Суньте  эту башку в трюм под пайол, там ее мигом обчистят.
    Сколько я до этого не лазил по трюмам, тараканов там не видел. Спустился в трюм, приподнял секцию деревянного настила, который служит воздуховодом для вентиляции трюма, и положил туда голову барракуды. На следующий вечер, после вахты, решил проверить, как идет очистка башки. Спустился в трюм, зажег свет, поднимаю настил, достаю башку, а она вся облеплена черными тараканами, величиной по 3-4 см. Сбросил я тараканов на палубу, ногой пытаюсь их раздавить, не давятся. Бегут, и нога едет за ними. Но мясо на башке все чисто подъели. Осталось только покрыть ее лаком. Так появился у меня дома еще один экзотический сувенир.