От никто к некто, а от некто к Он

Локсий Ганглери
(в ответ на «От Некто к Никто» Х.-Л. Борхеса)


...«Билли, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — «Полицейским. А ты, Джо?» — «Гангстером, чтобы мы опять могли играть вместе!».


Мыслители вроде Билли... тьфу!.. Будды, Шопенгауэра и многих других, как ранних, так и современных (а)гностиков: писателей, псих(олог)ов и режиссеров – все рассуждают в похожем духе: ну, все движется по кругу, все – лишь отзвуки или повторы того, что было уже давно и бывало бесчисленное число раз. Это значит: (а) ничто никуда не движется и (б) смысла ни в чем – никакого!

Чтобы согласиться с этими господами, следует прокрутить – в уме или «в натуре» – всю причинно-следственную цепь. А на это никто не способен. Кроме, якобы, принца Гаутамы под баньяном – это под силу разве что самому баньяну, но он конечно, никому из людей ни о чем не скажет! Но лично я не люблю ни просто ссылаться, ни просто – тем паче – соглашаться. Так что, сейчас – о другом. Об ином колесе, конце и закруглении.

«Явный признак кольца –
Начинать все с конца!»

Например, как Борхес рассуждает о Господе: «у этого Бога – человеческие черты». Вместо того, чтобы сказать, вслед за Моисеем, что «Всевышний создал человека по Образа Своему и Подобию Своему», он «признает», что черты нашего Адама передались, почему-то, Творцу. Вот такая «колесованная мысль»!

Но это еще полбеды!.. Куда хуже, когда наш проводник или горе-Талькав - писатель из солнечной Патагонии - приводит аргумент, который несколько тысяч лет приводили другие а/гностики-нигилисты. (Впрочем, это не аргумент, а, скорее, общая парадигма «колесованного ума»). Так или иначе, рассуждение это, в принципе, прозрачно как рассеявшийся туман. Вот каковы его примерные «черты»: Он больше любого разума, а ЗНАЧИТ, Он «лишен Разума»; Он выше «любого добра» (и как он ВЫШЕ, если оно – любое?!), эрго, Он «не добр»... 

Нетрудно заметить, что [этот самый] Он «выше всякого атрибута» (да и уж конечно, всякого существования). Стало быть, Он попросту «не существует». То есть, не «есть какое-то там небытие», – оговаривается Борхес, с нотариальною тщательностию – а «есть самый что ни на есть Никто». С заглавной, разумеется, буквы!.. Хотя бы из уважение к самому рассуждению - да и к Пустоте. Ее, "родимую", следует если не уважать, то, конечно, опасаться - мало ли! И вот это-то совершенно верно! - пустота шутить ой как не любит (особенно та, что с заглавной П!..).

Смешно и грустно – прости, Господи!

Впрочем, какая разница может быть между «Никто» и «Ничто»? все равно, с заглавных букв или без оных – уверен, НИКАКОЙ! Вот, до чего доводит, когда начинаешь не с начала, а с конца (причем подозревая, что они – «начало» и «конец», «к» или «от» – суть одно, то есть, неспособны изменить или [пере-]создать онтологический статус предмета)!
Вот вам – прямая цитата из Хорхе, Луисовича нашего, Борхеса: «Быть чем-то одним означает не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины (ИСТИНЫ – не больше и не меньше! – Л.Г.) навело людей на мысль о том , что не быть – это больше, чем быть, и что в известном смысле это означает быть всем». Конец цитаты.(sic! – Борхес ссылается на «людей»: ну, никакой "звездной болезни"!)

...Забытые заглавные буквы и оставленные кавычки мы оставим в покое: здесь автор – будь он а/гностиком (вот уж впрямь, одно и то же), буддистом, скептиком, «спинозистом», нигилистом, или кем-нибудь еще – ЗАБЫЛ о чем-то куда большем: о Чем, точнее, о Ком он пишет. Иначе говоря, автор жонглирует атрибутами и акциденциями, да столь самозабвенно, что они заслоняют и зал, и арену, и свет, и самого себя... Вот уж точно: чем перебирать атрибуты Божества (то есть, начинать с конца), лучше было бы сосредоточиться на самом Господе. Так получишь вместо суесловия – Богомыслие, а вместо мутного водоворота слов и «мыслеобразов» – глубокое ясное дно.

А вывод... Вывод – один: автор пишет не о Боге, не о Творце. Просто, ему мерещится, что нечто невидимое, неопределенное и несуществующее (говоря просто, по-бухгалтерски, «ничто») КРУЧЕ, чем ЧТО БЫ ТО НИ  БЫЛО ДРУГОЕ из того, что ПРОСТО ЕСТЬ. Почему? Да потому, что ни представить, ни помыслить, ни даже похулить «его» НУ НИКАК НЕВОЗМОЖНО!.. Вот и все.

*

Эх!... А если ты хотя бы раз молился и уповал на Бога, ну хотя бы раз в жизни, то ты прекрасно увидишь и поймешь, что Он есть. Даже если Он страждет, голоден, оплеван, избит и распят – Он неизмеримо лучше и несравненно выше, чем любое, в сущности, вымышленное ни/что. Хотя бы потому, что Он готов помочь!.. А ничто – и даже Ничто! – не поможет ex definitionе (по определению)! Это «всеобъемлющее», вездесущее и одержимо всевозможными атрибутами, эпитетами, акциденциями и заглавными буквами НИЧТО не за/хочет и не с/может помочь. Для ничто, ВСЕ - НИЧТО!
... И оно остается никчемным бредом и пустым местом.

Тем более, что ПО СЮ СТОРОНУ у тебя есть Он, Который есть не мысль, а Слово и действие. Который всегда способен и готов помочь - и в мысли, и в существовании!


Кстати, это – как нельзя кстати. Потому что на самом деле и довольно скоро – детские (и взрослые детские) игры закончатся, и начнется настоящая жизнь – не менее и не более шуточная, чем у наших Билли и Джо. Последует выбор и суд. Мытарства и Суд. И – не дай Бог! – колесо куда страшнее, чем при колесование.
Колесо едва мыслимое.
Страшное колесо мысли и существования.