Кама с утра. 24 июля

Наталья Столярова
Фото автора



Правильно говорят: надейся на лучшее, и оно непременно придёт!
Уже в шесть утра палатку начали пригревать первые лучи солнца. Заметно потеплело…. И мы проспали аж до десяти часов.
А потом ещё загорали до обеда, радуясь хорошему настроению погоды.

День решили посвятить хозяйственным делам, поскольку моя правая коленка была в нерабочем состоянии. И только тут до меня дошло, что дело вовсе не в долгом плавании, а больше всего суставы напрягаются, когда идёшь по воде: по щиколотку или выше. Потому что в прошлом году точно так же, после длительного перехода пешком по кромке воды, нам пришлось три дня ждать, пока спадёт опухоль у Васи. По иронии судьбы – тоже на колене правой ноги.

Только тогда всё было гораздо хуже: сдуру мы решили наложить согревающий компресс, чего нельзя было делать ни в коем случае. И тем утром я отправилась на луг собирать полевую клубнику, а Вася лежал под тентом с замотанной ногой. В какой-то момент ногу нестерпимо запекло, и он решил опустить её в воду, чтобы немного охладить. Когда я вернулась, то Вася лежал на берегу, белый как мел. И стало понятно, что у него поднялась высокая температура. Ещё и сказал, что едва не потерял сознание в воде. Но собрался с силами и выбрался, поскольку представил моё состояние, если бы я обнаружила его труп в прибрежных волнах.

Честно говоря, весёлого было очень мало. Коленку мы тут же развязали, я стала прикладывать холодную глину, и ему чуть полегчало. Пришлось выпить жаропонижающее, и к вечеру температура спала. А я всё это время думала, что нужно предпринять в самом крайнем случае: махать с берега проплывающим суднам, просить рыбаков на лодках, чтобы доставили в ближайший населённый пункт, или грузить Васю на лодку и плыть самой….

К счастью, всё обошлось. На следующий день Василий хромал, но вполне сносно передвигался, опираясь на палку, ещё и смешил меня, как обычно. Жара все три дня стояла какая-то аномальная. С утра слабую тень давал невысокий крутой берег, сплошь продырявленный круглыми норками стрижей. Позднее мы перемещались в конец песчаной полосы, где сверху росло несколько деревьев, сооружали там тент и прятались под ним от палящего солнца. Если бы знать, что в этом месте придётся провести трое суток, то стоянку выбрали бы другую. Мы же рассчитывали только на одну ночёвку.

Зато сейчас вспоминаем о прошлогодней жаре, потому что нынче все ночи холодные. Поэтому я решила изготовить «наноодеяло». У нас есть три  больших покрытия: сверху светоотражающий материал типа блестящей фольги, снизу – тёмная плёнка, в середине слой утеплителя. Используем их, чтобы закрывать груз на лодках. Я сшила два полотна в одно, потом пристегала к ним простыню и легкое покрывало. Получилось так, что мы теперь могли класть на наши надувные матрасы нижнюю сторону, а укрываться другой частью.

К тому же этим одеялом можно было продолжать упаковывать вещи на лодке Василия, складывая его вдвое, а для моей лодочки оставалось ещё одно покрытие. Вообще, эти китайские «коврики» здорово нас выручали: мы стелили их на привалах, прятали все сумки под них во время дождя, а вот сейчас ещё и соорудили тёплый спальный мешок.

От обычных спальных мешков мы отказались ещё в первом путешествии: места занимают много, а толку мало. Заменили их надувными матрасами, двумя лёгкими покрывалами и парой простыней. Всё это помещалось в маленьком рюкзачке. Если учитывать, что нам всё-таки придётся идти до ближайшей авто или железнодорожной станции пешком, то вес скарба имеет большое значение.

Это дома, отправляясь в заплыв, мы отлично вышли из положения: от нашей дачи до Камы чуть больше ста метров. Поэтому без проблем погрузили и продукты, и всё необходимое. С едой, конечно, проще: постепенно мы от неё избавимся. Месяц – срок немалый. До сих пор ни разу мы не пользовались  возможностью где-то по дороге пополнить свои запасы. Такой необходимости пока и не возникало: всё предусмотрели, и недостатка в продуктах не испытывали.

Вот и сегодня Василий занялся обедом и приготовил рагу из свёклы, морковки, картошки и лука. Причём, все овощи – наши собственные, с родного участка. Конечно, от этого они кажутся ещё более вкусными. Мы каждый день обсуждаем планы расширения и улучшения того кусочка земли, который нам достался совершенно случайно, но именно в том месте, лучшего которого и придумать невозможно.

Этой весной грядки пришлось занять чем попало, потому что надо было срочно сажать. А вот уж на следующий год…. Глупо выращивать картошку, лук, морковь и прочие привычные культуры, если всё это стоит буквально копейки, да и у матушки на даче растёт в таком количестве, что хватает на две семьи с избытком.

Решили остановиться на ягодниках: клубника, малина, жимолость, смородина. Мы уже нашли в интернете подходящий питомник – «Сады Урала» и выписали сортовые кусты. Вот осенью и посадим…

Я хочу много-много цветов…. Поэтому половину участка занимает просто зелёная поляна, где сейчас буйствуют одуванчики. Но обязательно появятся куртины пионов, хризантем, ромашек. Четыре розы мы уже посадили, и перед нашим отплытием они успели порадовать цветами. Мы зовём их «наши пенсионерки», потому что купили «отработанный материал»: пожалели старые кусты из городской теплицы, которые выставили на продажу по бросовым ценам. Да и просто хотели попробовать: как они приживутся на нашей земле? Получилось всё отлично, значит, можно теперь и сортовые выписывать, и делать настоящий розарий.

О земле мы можем говорить бесконечно и обсуждаем всякие мелочи и детали. Впрочем, мелочей как раз и нет, всё важно. Например, я впервые узнала, что при посадке чеснока зубки надо располагать так, чтобы плоской стороной они были ориентированы на юг или север. Потому что так листья будут получать необходимое количество солнца, и урожай намного увеличится. Огородных секретов – масса.

После обеда устраиваем «банные процедуры». У нас с собой три пятилитровые пластиковые банки, в течение дня вода  в них сильно нагревается на горячем песке, и мы плещемся в своё удовольствие, а потом сушимся под солнышком и тёплым ветром.

Но к вечеру опять становится свежо.  Вася устраивается на берегу и ловит окуней, пока окончательно не замерзает. После вечернего чая мы забираемся в палатку и оцениваем моё изобретение: под «наноодеялом» гораздо теплее, чем под обычными покрывалами. Ветер треплет листья «тополя дрожащего», слышится пронзительный крик какой-то ночной птицы и прямо возле уха, в траве, заводит тихую песню кузнечик…

Продолжение http://www.proza.ru/2012/12/06/730