Земля кетовская с конца xviii века до 40х годов xx

Владимир Новиков 5
   ЗЕМЛЯ КЕТОВСКАЯ С КОНЦА XVIII ВЕКА ДО 40х ГОДОВ XX.   

  После возведения ряда оборонительных линий, простёршихся на две тысячи вёрст, от Оренбурга до Кузнецка  и особенно после Указа 1760 года, потребовавшего на каждый набег кочевников отвечать воинским рейдом по их аулам и улусам, к 80 годам XVIII века, наконец, наступило время относительно мирного освоения территории Южного Зауралья. Как известно, туда и входит земля Кетовская.

 В этот период идёт интенсивный рост населения, как  за счёт миграции, так и за счёт естественного прироста. С запада и севера на новые пригодные для земледелия и скотоводства земли идут волны крестьянских переселенцев.   

Увеличивается население и за счёт ссыльных, численность которых в первой четверти XVIII века превышала 7% от всего населения Зауралья.   

   Распахивается целинная степь, растут русские города, сёла и деревни, которые мирно теперь соседствуют с татарскими и башкирскими юртами и аулами. Башкирская экспансия с Урала в средине XVIII века  остановлена силой русского оружия. Подавлены их восстания.

Численность жителей Курганского уезда только с 1801 по 1858 гг. выросла с 29488 до 76211 душ мужского пола. Всё население к концу 50 гг. составило 178126 человек, то есть выросло более чем в три раза.

   Не смотря на то, что из-за недостаточного в отдельные годы количества осадков, и поэтому резкого колебания урожайности, от сам четырёх, до сам двенадцати, вольные государевы крестьяне, в отличии от крепостных европейской России, жили в основном не бедно.

Семьи были по-патриархальному большими, состоящими, как правило, из нескольких поколений. Одна крестьянская семья насчитывала порой более двадцати душ мужского и женского пола, включая детей. Поэтому была вынуждена обрабатывать значительное количество земельных угодий 

  (в среднем около 20 десятин на одну мужскую душу), и держать большое количество скота (до 40 голов лошадей и более, столько же крупного рогатого скота, до полусотни   овец и коз,  до 10 голов свиней, изрядное количество птицы и прочей живности).

Зауральский хлеб и продукция животноводства стала товаром на многочисленных ярмарках и торжках того времени. Её везли на барках по Тоболу и его притокам в северные таёжные районы Западной Сибири и небольшую часть обозами на промышленный Урал, который снабжался в основном уездами Шадринским и лежащими западнее него.

 Из-за обилия земли хозяйство велось исключительно экстенсивными методами, истощённые земли свободно заменялись новыми угодьями. Бурно развивались промыслы и торговля, в которых большое участие кроме купечества принимали и крестьяне.

В урожайные годы, из-за переизбытка хлеба в Курганском уезде, цена на него была порой в два раза ниже, чем в соседнем Шадринском. Из промыслов особо прибыльными были салотопление, мыловарение, маслобойное производство, обработка шкур и выделка кож.

Занимались зауральские  крестьяне извозом, рыбной ловлей, охотой, торговали строевым и дровяным лесом. Всё это обеспечивало довольно высокий доход, и хороший жизненный уровень.      

   Мир наступил в Зауралье, но Русское государство, находясь в окружении, далеко не дружественном, почти беспрерывно было вынуждено вести войны. Армии всегда необходимы были солдаты, и они набирались, в том числе, и из жителей земель в будущем Кетовского района.

В Курганском уезде с 1782 года, входящем в Тобольскую губернию Тобольского наместничества, как и по всей России, проходили рекрутские наборы и срок службы по ним  равнялся 25 годам. Новобранцы из этих мест зачислялись, как правило, в Тобольский гренадерский и 38-й Тобольский пехотный полки.

Гренадерский полк прославился в Смоленском сражении Отечественной войны 1812 года, а пехотный стяжал, как и вся 12 Сибирская дивизия, сформированная перед войной, неувядаемую славу за проявленную невиданную стойкость и мужество в боях с Наполеоновскими полчищами. 38-й Тобольский пехотный полк отличился в Бородинском сражении и при взятии Монмартра.

 При Бородино, защищая батарею Раевского, Тобольский пехотный полк,  построившись в каре, выдержал и отбил шесть атак неприятельской кавалерии, задержав на фланге до ночи продвижение французской конницы, потеряв при этом более половины личного состава. За этот подвиг он был награждён  Георгиевским знаменем 1812 года, а за взятие Монмартра – серебряными трубами.
 
     В историческом архиве города Тобольска при подготовке фильма  о войне 1812 года, съёмочной группой нашего земляка известного кинорежиссёра А.И. Голубкина найдена масса документов той эпохи. Из них мы узнаём о подвигах наших земляков-героев, и о том, что  немало их покоится на полях сражений Наполеоновской, да и всех других войн с участием Российской империи в XIX столетии.
 
  Укатились далеко на Запад остатки разбитой Наполеоновской армады.  Погуляли по улицам и кафе Парижа наши солдаты и казаки, оставив о себе, не увядшую до сей поры, память. Прогремело последнее и бесславное для французского императора сражение при Ватерлоо.

Промелькнуло мирное десятилетие и новое масштабное историческое событие развернулось на стыке двух царствований в России - 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга вывели свои полки заговорщики из Северного тайного общества. Их дерзкий поступок, имея, несомненно, благие намерения, как всегда вымостил дорогу в ад.

 На восток Российской империи, в места не столь отдалённые и весьма отдалённые потянулись этапы каторжан. Аристократы, столбовые дворяне, князья и графы, бывшие ещё совсем недавно блестящими гвардейцами и «светскими львами» в нестройных шеренгах загремели кандалами по сибирским трактам.  Курган и его окрестности на протяжении 27 лет – с 1830 по 1857 год стал местом ссылки для  двенадцати из них.
   
   С 1830 по 1837 год здесь проживал весьма популярный в своей среде лейб-гвардии штабс-капитан  конно-пионерного эскадрона Михаил Александрович Назимов – душа местного общества.
 
 С 1833 по 1837 год Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского пехотного полка, член Союза благоденствия и тайного Северного общества.  Представитель знатнейшего и богатого дворянского рода, он щедро помогал, попавшим в нищету товарищам по несчастью и прославился своей благотворительностью.

   Александр Фёдорович Бригген - полковник в отставке, участник войны 1812 года, отбывая ссылку с 1836 по 1850 год, служил в Курганском окружном суде, и стал известен, как защитник обездоленных и угнетённых. Его заступничество за крестьян раздражало царских чиновников.

 С согласия Николая I они поспешили упрятать его подальше: в 1850 году он был сослан в Туринск. Здесь Бригген провел пять долгих лет. Только в 1855 году ему разрешили вернуться в Курган, где он прожил еще два года.
 
   Тоже бывший полковник, Флегонт Миронович Башмаков, проживавший в нашем городе с 1838 по 1853 год, запомнился антиправительственными высказываниями в церкви, во время воскресной обедни. Когда дьякон прославлял царя и его семью, он во всеуслышание кричал: «Знаем мы этих благочестивейших!» и демонстративно покидал храм.
   Нелегка была участь поэта, друга А.С. Пушкина, Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Его поселили в Смолинской слободе, где в течение одиннадцати месяцев ему запретили встречаться с товарищами. Он ослаб, почти потерял зрение от болезни и, тем не менее, здесь им были написаны лучшие из его стихотворений: «Марии Николаевне Волконской», «Участь русских поэтов», «Курганиада» и другие.
 
 Барон Андрей Евгеньевич (фон) Розен  выпускник кадетского корпуса, служил в лейб-гвардии Финляндском полку. За участие в заговоре декабристов (членом тайных обществ не был, но присутствовал на совещаниях у Рылеева и Оболенского и отказался усмирять восстание 14 декабря, был сослан в каторжные работы в Читу на 6 лет, затем 5 лет жил на поселении в городе Кургане Тобольской губернии).

   На землях ныне Кетовских отбывали ссылку также декабристы: Иван Федорович Фохт, Владимир Николаевич Лихарёв, Николай Иванович Лорер, Иван Семёнович Повало-Швейковский – участники Южного тайного общества, и Северного - Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский и Пётр Николаевич Свистунов. 
 
 Каждый шаг ссыльных находился под бдительным контролем царских чиновников. Им запрещалось отлучаться из города. Переписка подвергалась цензуре. Надзор за ссыльными возглавлял сам царь Николай I.    Деятельность декабристов в Кургане способствовала пробуждению и развитию сознания горожан. Близки к декабристам были смотритель училища Т. К. Каренгин, землемер Федоров, чиновник К. Голодников, служащий винокуренного завода Кельдыбин и другие.
 
  Велики заслуги декабристов в деле народного просвещения. Они дарили книги, делали денежные пожертвования на культурные нужды зауральцев. Многие из ссыльных революционеров оказывали медицинскую помощь местному населению.
 
   Население Южного Зауралья состояло главным образом из государственных крестьян. В Курганском округе, накануне реформы 1861 года из 76 656 душ мужского пола 76 416 человек являлись государственными крестьянами и только 240 человек, или 0,3%, были помещичьими  крестьянами и дворовыми людьми.

В связи с этим  реформы 1861 года для жителей Зауралья были, пожалуй, не столь значимыми, как для жителей европейской России. Крепостных здесь было совсем не много, а земли достаточно, поэтому и конфликтов, возникающих на этой почве повсеместно там, здесь не было.

На современной территории села Кетово близ озера Щучьего была всего одна деревенька – Григоровка, населённая крестьянами, принадлежащими помещикам Григорьевым. После манифеста 19 февраля об освобождении,  который был оглашён во всех приходах и храмах во время церковных служб, благодаря чему в течение нескольких дней о нём узнала вся Россия, крепостные быстро растворились в массе местного крестьянства.
   
 Вместе с тем реформы Александра II дали толчок бурному развитию капиталистических отношений во всей империи, естественно не исключая и Зауралье. В это время широкое развитие получает сельскохозяйственная кооперация, наше купечество вывозит высококачественные продукты животноводства и земледелия в Европу. Зауральское сливочное масло и сыры получают призы на международных выставках.

   В 90 годы  XIX века началось строительство Транссибирской магистрали, первоначальный маршрут которой проходил от Челябинска, через земли Курганского уезда далее на восток. Оно оказало большое влияние на социально-экономическое развитие края. Работы по ее сооружению в Зауралье начались в июле 1892 года, а уже в октябре 1893 года к Кургану подошел первый поезд с материалами для продолжения строительства железной дороги.

Первый пассажирский поезд отошел от станции Курган в августе 1894 года. Железная дорога позволила региону активнее включиться не только во всероссийский, но и мировой рынок. Вследствие этого начинает бурно развиваться товарное производство. Строятся многочисленные фабрики и заводы, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции.

Меняется архитектурный облик зауральских городов, быстро растет численность населения. С завершением строительства магистрали, которое считают полностью законченным 5 (18) октября 1916 года, с пуском последнего моста через Амур близ Хабаровска,  курганские купцы и промышленники получают возможность выхода на широкие мировые рынки, как в западном, так и восточном направлении. Хотя регулярное движение по дороге началось ещё 18 сентября (1 октября) 1904 года.

   Тот факт,  что через земли нашего района прошла транссибирская магистраль, несомненно, сказался на его общей новейшей истории.   Немало эшелонов с зауральским продовольствием было отправлено в действующую армию на фронты русско-японской 1903-1905 гг.,  и первой мировой войн.

Здесь шли призывы и пополнения воинских подразделений людьми. Пополнялись лошадьми кавалерийские части и воинские обозные формирования гужевого транспорта. Кетовская земля в XIX веке была надёжным тылом Великой России, осталась таковой и в веке XX.
   Вслед за войнами в России наступают периоды социального напряжения и нестабильности. После неудавшейся Японской компании с Дальнего Востока потянулись поезда, наполненные обманутыми и озлобленными  участниками сражений. Они помёрзли в окопах, одетые в шинели из гнилого сукна, поголодали, лишённые качественного и своевременного пищевого довольствия, пережили смерти боевых товарищей, из-за отсутствия боеприпасов.

Не смотря на массовый героизм и личное мужество, проявленные в боях, русские воины были вынуждены сносить позор и горечь поражения. Это всколыхнуло империю, и направило народный гнев на власти, которые отождествлялись, прежде всего, с самодержавием.

 В  1905 году социальная напряжённость достигла пика, что привело к революционным выступлениям масс, и толкнуло их сначала на площади, а затем и на баррикады в  обеих столицах империи, пока ещё не затрагивая провинции. А в 1914-1917 годах в Зауралье происходит массовое вовлечение населения в политическую жизнь.

Это, невзирая на удаленность от европейского центра России и не смотря на общеизвестный крестьянский консерватизм. Особенностью политической ситуации в нашем уезде была нерасчлененная структура социалистических партий.

В июле 1917 года на выборах в Курганскую городскую думу большевики, меньшевики, эсеры и другие революционные партии выступали единым блоком, создав избирательное объединение под названием «Объединенные социалисты».

В центральной же России это время характеризуется усилением противостояния политических партий в борьбе за власть. Дальнейшие события показали возрастание популярности партии социалистов-революционеров (эсеров) у крестьян Южного Зауралья.

Октябрьская революция 1917 года была встречена зауральскими жителями с настороженностью. Лишь в январе 1918 года советская власть стала утверждаться в крае. Крестьяне приняли сторону большевиков после попытки колчаковской администрации реставрировать прежнюю систему землепользования, восстановить дореволюционные органы власти.

Зауральцы в полной мере испытали на себе трагедию братоубийственной гражданской войны: массовые расстрелы, реквизиции и др. В июне 1918 года советская власть в нашем районе вновь свергнута восставшим чехословацким корпусом, и только конце октября 1919 года закончились военные действия отступлением колчаковских войск.
Эта победа была одержана сводным кавалерийским отрядом под командованием красного казака Николая Дмитриевича Томина. А в феврале-мае 1921 года край был снова охвачен крестьянским восстанием. Это было крупнейшее восстание против большевистской диктатуры охватившее всю Западную Сибирь.

Его лозунгом стал призыв: «За  Советы без коммунистов!».  В нем принимали участие крестьяне, недовольные продовольственной политикой властей. Оно также было жестоко подавлено регулярными красноармейскими частями.

Непомерно высокую цену заплатило сибирское крестьянство за урок, преподнесенный властям: десятки тысяч погибших, искалеченных, потерявших кров и имущество. Многие деревни и волости были разорены. В результате грабительской продразверстки и военных действий на четверть сократились посевы.

Вслед за этим начался голод, какого сибиряки никогда не испытывали. Большевики одержали «пиррову победу». При подавлении восстания погибли около 10 тысяч красноармейцев и  работников совпарторганов. Количество убитых крестьян не известно даже приблизительно. Счет шел на десятки тысяч (Б. Рожнов   «Неизвестное восстание».) Огромные потери с обеих сторон стали трагедией для всего народа.
 
   Период НЭПа - новой экономической политики в Зауралье начался с голодомора, вызванного разорением крестьян в ходе боевых действий во время подавления восстания и страшной засухой. В Челябинской губернии выгорело около 90 % посевов. В Курганском уезде по данным на август 1922 года умерло от голода около 2,5 тысяч человек, в Шадринском — более 2300 человек.

На фоне разрухи после гражданской войны подобная ситуация серьезно угрожала потерей власти правящей большевистской партии. Выход из нее был найден на пути либерализации экономики и допуска рыночных отношений.

 Серьезным стабилизирующим фактором выступила деятельность возрожденной крестьянской кооперации в различных ее формах (кредитная, маслодельная, сельскохозяйственная, потребительская и др.).

 В 1925 году в Курганском округе системой кооперации было охвачено почти 30 % крестьянских хозяйств, что значительно выше общероссийских показателей.

Восстановление хозяйства Южного Зауралья завершилось в 1927 году: поголовье скота достигло довоенного уровня, поднялась урожайность зерновых до 8 центнеров с гектара, возобновили работу промышленные предприятия, в целом отмечалась стабилизация общественной жизни.

 На поля стали выезжать первые трактора купленные по лизингу у американской фирмы «Фордзон». К ним шли стальные многолемешные плуги, сеялки, косилки и прочие орудия. Крестьяне начали механизировать свой нелёгкий труд, многократно повышая его производительность.
 
  Но далее в нашей истории опять чёрная полоса – насильственная коллективизация и сопутствующее ей массовое раскулачивание крестьян, последствия которого не удалось полностью преодолеть многие десятилетия.         

Первые попытки коллективизации были предприняты уже вскоре после революции, когда в деревне стали всячески насаждаться колхозы и совхозы, но вопрос о путях развития сельского хозяйства по настоящему был поставлен и обсуждался на XV съезде партии (декабрь 1927 г.), который выдвинул задачу коллективизации в качестве основной в деревне.

Дальнейший ход событий был во многом определен так называемым "кризисом хлебозаготовок" в конце 20-х гг. Индустриализация требовала все больших средств, которые можно было получить за счет экспорта хлеба.

Между тем крестьяне не желали сдавать его за бесценок. 1928– 1929 гг. прошли в обстановке "выколачивания" хлеба путем различных репрессий. В этих условиях Сталин приходит к выводу, что единственным способом гарантированного получения хлеба является ускоренное объединение крестьян в колхозы любыми методами, в том числе и при помощи жесточайших мер – арестов, расстрелов, «раскулачивания», ссылки. К 1933г. в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937г. - около 93% .

Коллективизация была объявлена завершенной, наступал новый исторический этап «усиления классовой борьбы при социализме».  Зауральские крестьяне в полной мере ощутили на себе все перипетии предвоенной советской истории. А впереди всё явственней ощущалось приближение войны.