Непростая судьба простого человека

Антонина Царёва -Брызгалова
Ранним весенним днём, когда вся природа начинает своё первое еле заметное пробуждение от зимней спячки, появилась на свет эта рыжеволосая девочка.
Позади уже не только трескучие морозы и февральские вьюги, но и залпы Авроры, революционные преобразования, в прошлое уходили баталии Гражданской войны.
Родители надеялись и верили – это «солнышко» принесёт им не только летнее тепло, а так же счастье, благополучие и мир, так как жизнь начинала потихоньку стабилизироваться.
Родилась Любовь Михайловна Залыгина 9 марта 1923 года в деревне Спасская Ильинского сельского совета в крепкой крестьянской семье, в добротном двух этажном доме. Семья жила зажиточно: имели участок земли, лошадь, корову, кур, много разной хозяйственной утвари. Люба была девятым ребёнком в семье (всего было одиннадцать детей, но некоторые из них ушли из жизни в детском возрасте).
Ещё совсем ребёнком Люба стала замечать, что новые слова: коллективизация, раскулачивание почему-то очень настораживают и пугают родителей. Отец в 1930 году, услышав, что по ночам ходят по домам и описывают некоторые хозяйства, уехал из дома, не сообщив даже родственникам, куда и почему. Старший брат женился и, чтобы избежать раскулачивания, отделился и ушёл из дома.
Однажды в их дом, поздно вечером, постучали, на пороге появились незнакомые люди с бумагами в руках. Хозяйка поняла, что раскулачивание коснулось и их. Кое- что описали и конфисковали, отобрали второй этаж дома, оставшуюся живность обложили непосильными налогами. Лошадь оставили, при условии, что старшая дочь будет ездить на ней по деревням и собирать налоги.
Люба  из своего детства хорошо помнит случай, произошедший с ней во время раскулачивания. Ей только что приобрели новые валеночки, которые ей очень нравились, так как были мягкие и тёплые. Мама, чтобы их не описали, одела на ножки дочери, но один из присутствующих заметил это и снял с девочки валенки. Люба долго и горько плакала, так как завтра ей было не в чем идти в школу. Мать на следующий день сходила к директору школы и объяснила отсутствие дочери в школе. Валенки вернули, так как это оказался перегиб в изъеме вещей. Радости девочки не было конца. Люба сначала училась в Грибовской школе, а пятый класс закончила в Лещёвской.
Отец даже после раскулачивания так и не вернулся  домой. Семья, оставшаяся в этой непростой ситуации, без хозяина и с пятью детьми, испытывала большие трудности.
Какие бы трудные не были времена, но жизнь не стоит на одном месте. Мать дома еле-еле сводила концы с концами, и Любе со старшей сестрой, которая ждала ребёнка, пришлось уехать в посёлок Шалакуша Архангельской области. Там она ходила в школу и водилась с ребёнком  сестры.
Закончив семилетку на «хорошо» и «отлично», поступила на курсы поваров в Вологде. Проучившись три месяца, она услышала это зловещее слово «Война»! Вместе с ней  учились девочки с разных концов страны, разных национальностей. Страх и отчаяние охватило молодёжь, находившихся далеко от родных мест. Домой им пришлось добираться с большим трудом, так как не давали билетов.
Приехав домой в Шалакушу, Люба стала работать в воинской части 25/13 поваром. После расформирования части, работала поваром в лесопункте, который находился в 40 километрах от посёлка, домой приходилось добираться пешком.
В 1942 году в посёлок приехал госпиталь из Плесецкого и Люба устроилась туда «вольнонаёмной» работать санитаркой. Молодые девушки, работавшие там, видели всё: смерть, муки и страдания молодых бойцов и радость выздоровления. Затем госпиталь перевезли в Карелию. Останавливались в Беломорске, затем переехали в Сегежу и там уже круглосуточно принимали раненых. Девочки так уставали, что прямо валились с ног,  но было не до отдыха и они это прекрасно понимали. Весь персонал  стремился облегчить страдания раненых, иногда это приходилось делать просто добрым словом, чутким вниманием, ласковым взглядом.
Сформировав госпиталь, персонал переехал в Медвежьегорск, но там пробыли не долго, так как раненые уже туда не поступали, но именно там Люба встретила свою первую любовь: молодого красивого и стройного офицера. Война есть – война, их пути разошлись.
Путь госпиталя лежал дальше в Петрозаводск. Переезд с места на место – это большие трудности и неудобства не только для медицинского персонала, но также и для раненых. В Петрозаводске Люба работала уже заведующей столовой. Радостное событие об окончании войны она встретила именно там. Весь обслуживающий персонал собрали в штабе и  объявили – Победа! Война закончилась! Ликование и восторг переполняли их сердца. Любу подбрасывали вверх с возгласами: «Ура! Ура! Победа! Победа!».
Война закончилась, но только не для них, ведь в госпиталях оставались раненые, которых нужно было лечить, кормить, ставить на ноги и заново возвращать к жизни, вселять в них веру в самих себя после тяжёлых ранений.
Но смерть «ходила» по госпиталю, не смотря на все старания медицинского персонала, особенно не хотелось уходить из жизни бойцам, когда не гремят больше взрывы, а в лесах поют соловьи.
Люба отвезла в штаб с 1945по 1948 год документы на 150 человек так и не доживших до возвращения домой. Горько и больно было на душе у девушки, она понимала, что все они надеялись на счастливый исход и боролись за жизнь до последнего, ведь дома их ждали матери, невесты, жёны и дети, которые надеялись, что скоро обнимут своих родных и любимых.
Домой в Харовск Люба вернулась в октябре 1948 года, устроилась на работу в столовую стекольного завода. Стройная с пышными рыжими волосами  девушка сразу же стала привлекать внимание. Здесь она встретила свою новую любовь Ивана Берестовенко, работающего тогда на ЛПК. В 1949 году у них родился ребёнок, но их совместная жизнь не сложилась.
Любовь по направлению общепита едет работать на торфяное болото в столовую. Там она и встретила свою судьбу – задорного и  весёлого гармониста Володю Гудкова. Люба уже знала, что он бывший фронтовик, но успел отбыть срок. Прогуливаясь вечером по тропинке, освещённой лунным светом, он ей рассказал, что он тоже с Харовска родом - День рождения его 10 февраля 1924года в деревне Холстово Лещёвского сельского совета, закончил Шухободское училище,  уехал работать в Ленинград. Там его и застала война, во время блокады был призван в армию и служил всю войну в третьей танковой армии в мотострелковой роте под командованием Рыбалко. Награждён медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945года". Закончил войну в Чехословакии. А на вопрос: «За что сидел?» ответил: «За кошёлку картошки с колхозного поля». Сразу же после войны женился, родился ребёнок, а тут голодный 1947 год. Семью нужно было кормить, вот так и попался. Пока отбывал срок, жена нашла себе другого мужчину. А вскоре и он сам встретил Любовь,  и они поженились. Володя полюбил приёмного сына как родного. Всё это время они жили в Харовске, построили дом, родили второго сына, но ребёнок очень рано ушёл из жизни. Затем у них  в 1954 году родилась дочь Нина.
Всю свою жизнь Любовь Михайловна работала в столовых общепита и в магазинах горпо на разных должностях. Она первой в городе освоила кассовый аппарат. Любовь Михайловна имеет звания участника и ветерана войны и ветерана труда. Награждена юбилейными медалями Великой Отечественной войны и почётными грамотами от общепита и горпо. 
С Владимиром Николаевичем они прожили долгую и счастливую жизнь, но он ушёл из этой жизни 25 августа 2001 года. Но продолжением этой жизни являются их двое детей и двое внуков.
Эта одна судьба из многих миллионов судеб, каждая из которых неповторима и в целом они пишут нашу историю.