Дайте лекарство от жадности!

Галина Дейнега
В городе появились рекламные щиты с текстом:

«Гибель народу без Божьего Слова»,
(Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»).

Остановилась. Прочла. Задумалась. Дойдёт ли это предостережение классика до народа? Может лучше напомнить народу нравственные предписания? Например:

«Будьте осторожны и берегитесь жадности во всех её проявлениях, ибо не зависит жизнь человеческая от имущества вашего, как бы богаты вы ни были» (Евангелие от Луки).

Жадность, корыстолюбие — мотивы подавляющего большинства преступлений на планете. Они-то и губят людей во все времена. А в бизнесе порой проявляются особенно ярко.

Первое моё знакомство с бизнесом состоялось давно, ещё в советское время. Наша семья переехала жить в приморский город. Сделали квартирный обмен. В ожидании прибытия контейнера с вещами сняли однокомнатную квартиру недалеко от моей работы. Лето уже закончилось, но было ещё сравнительно тепло. Хозяйка предоставила нам комнату, а сама расположилась на веранде.

— Как хозяйка?— спрашивали меня сослуживцы. — Ладите?

— Нормально. Вот предыдущие квартиранты досаждали. Очень плохо о них отзывается.

— Когда вы уйдёте, она и о вас будет плохо отзываться.

— Почему?

— Да это уж такой человек.

— Нет. Что вы? С нами ей хорошо. Мы даже решили питаться вместе. Живём как одна семья.

— Ну, посмотрим.

Осень брала своё. Резко похолодало, хозяйка решила перебраться в комнату.

— Купите раскладушку, — посоветовала она. — Вам она пригодится, а пока я на ней буду спать.

Так и поступили. Вскоре прибыл контейнер с вещами, и мы могли уйти в свою квартиру. Собрали вещи, устроили прощальное чаепитие. Хозяйка забеспокоилась:

— У вас так много вещей, а ещё и раскладушка. Оставьте её, заберёте потом, при случае. Никуда она не денется.

Я согласилась:

— Хорошо! Зайду на днях.

— Заходи. Буду рада.

Коллеги поинтересовались:

— Ну, и как вы расстались с хозяйкой?

— Как родные. Устроили праздничное чаепитие. Раскладушку пока у неё оставила. Заскочу на днях проведать хозяйку, тогда и заберу её.

Все дружно захохотали и дали совет: — Забудь про эту раскладушку.

Прошло некоторое время. Получили телеграмму. К нам едет гость! Вот и понадобилась раскладушка. В обеденный перерыв с коробкой конфет я отправилась проведать хозяйку. День как-то не ладился с самого утра, но того, что ожидало меня в этот обеденный перерыв, я и представить  не могла.

Нажимаю звонок. Жду с улыбкой встречи. Дверь открывается, но на пороге какая-то другая, незнакомая мне женщина. Её лицо перекошено злобой. Совсем не дружелюбно она спрашивает:

— Зачем пришла? Что ты здесь забыла?

Моя улыбка сменяется недоумением.

— Пришла навестить вас и заодно забрать свою раскладушку, — поясняю я.

— Какую раскладушку? Что ты выдумываешь? Вот я сейчас милицию вызову. Воровка ты этакая!

Дверь перед моим носом захлопывается. Я оглушена, сбита, противоречива в мыслях. Почему мне такая встреча?

Несколько освоившись с тяжестью сцены, обрушившейся на меня, пошла прочь, изнурённая и расстроенная. Смутившая меня выходка хозяйки вызвала скверное настроение, которое улеглось не сразу. Чтобы как-то улучшить своё состояние, я воспользовалась советом забыть про эту раскладушку. Зашла в хозяйственный магазин, купила точно такую и с ней появилась на работе.

— Хозяйка отдала раскладушку? — удивились сослуживцы.

Пришлось признаться:

— Нет. Купила в магазине. Новую.

Рассказала и о встрече с хозяйкой.

— Не огорчайся, — успокоили меня. — Ты просто не жила ещё в курортной зоне. Это так называемый мелкий бизнес. Твоя раскладушка летом хозяйку кормить будет.

— До лета ещё дожить надо, а хозяйка на сердце постоянно жаловалась. Всё причитала: умру скоро.

— С больным сердцем и такие сцены устраивает. Ну, Бог ей судья. Не переживай.

А я продолжала недоумевать:

— Мы же расстались с ней как друзья. Как хорошие друзья...

Тогда мы ещё не знали расхожего ныне выражения: «Друзей в бизнесе нет. Есть только интересы». Да и слово «бизнес» было каким-то чужим, далёким.

В середине девяностых пришлось столкнуться и с бизнесом, и с рейдерством. Получив земельный участок, я обивала пороги учреждений, чтобы получить Акт на право пользования землёй. Подготовлены все нужные бумаги. Жду решения. Ответа нет и нет. Иду выяснять, в чём дело. Оказывается — копии моих документов потерялись.

— Принесите подлинники, — предложили мне. — Ещё раз снимем копии и начнем работу.

Прихожу на приём с подлинниками. Выстаиваю очередь в нужный мне кабинет. Вхожу.

— Проходите. Присаживайтесь, — любезно встречает меня служащая и спрашивает: — Подлинники принесли?

— Да, принесла. Вот они, — протягиваю папку с документами.

— Очень хорошо, — женщина рассматривает содержимое папки.

— Ждите меня тут, — произносит она строгим голосом с ударением на слове «тут» и даже указывает пальцем, встаёт из-за стола и выходит с моей папкой.

Мне становится тревожно. Как бы подлинники не пропали! Выхожу следом.

Женщина уже скрывается за дверью кабинета, расположенного в конце коридора. Подхожу и я к нему, жду у двери. Та выходит без папки и набрасывается на меня:

— А вы что тут делаете? Где я велела вам ждать? Пошли!

Она быстрым шагом направляется в сторону своего кабинета, а я остаюсь под дверью того, где осталась моя папка. Что-то заставляет меня открыть дверь и посмотреть, как снимают копии с моих документов. С удивлением вижу, что моя папка лежит на столе, за которым никого нет. За столом напротив, склонившись над бумагами, сидит пожилая женщина. С порога обращаюсь к ней:

— Скажите, пожалуйста, где ксерокс?

— В соседней комнате, — любезно отвечает она, не поднимая головы.

Приоткрываю дверь соседней комнаты. Там несколько девушек заняты чаепитием. Никто ничего не копирует! Спрашиваю:

— Кто будет копировать мои документы?

— Никто! — заявляет бойкая девушка. — Я уже отработала. Ухожу! Вот только чай допью и всё!

Возвращаюсь к соседнему кабинету. Открываю дверь. Папка моя лежит на столе. Пожилая женщина спокойно работает за своим столом. Вхожу и заявляю:

— Вот мой паспорт, — показываю женщине документ в раскрытом виде. — А это моя папка. Я её забираю.

С этими словами беру папку, проверяю её содержимое и, убедившись, что всё в порядке, направляюсь к двери. Что тут началось! Спокойную женщину словно подменили. Она вскакивает со своего места с криком:

— Положите папку! Сейчас же!

Я поспешно выхожу из кабинета. Женщина выскакивает следом, но не кидается за мной, а распахивает дверь в кабинет напротив и взволнованно кричит:

— Она забрала документы!

После этих слов в коридоре появляется высокий плотный мужчина средних лет в чёрной кожаной куртке, какие в то время носили «крутые парни», и, указывая на меня, кричит: «Держите её, она украла папку, в которой лежат десять тысяч долларов!»

«DEJA VU!» Это уже происходило со мной. Меня уже объявляли воровкой моей же раскладушки! Картина, как в кошмарном сне. Я бегу по длинному коридору, прижав к груди папку, за мной с криком гонится мужчина в чёрном. Наконец, нужная мне дверь. Влетаю в кабинет. Следом мужчина. Запыхавшись, спрашиваю у служащей, которой накануне доверила документы:

— Что это? Что это значит?

— Успокойтесь, успокойтесь. Всё в порядке, — пытается сгладить обстановку хозяйка кабинета. — Идите, — отправляет она разгневанного мужчину и закрывает за ним дверь.

— Присаживайтесь, — учтиво предлагает мне.

— Нет уж. Спасибо!

Взволнованная, напуганная, я ухожу и из кабинета, и из этого учреждения. На сердце у меня тяжело, мучительно, неприятно. Сцена произошла не где-то в частном доме, а в государственном учреждении!

Дома я рассказала о своих приключениях. Мне посоветовали написать об этом инциденте прокурору города. Что я и сделала. Дальше события развивались так. Мне позвонили и сообщили, что нашлись якобы утерянные копии моих документов и  находятся в работе. Потом пригласили получить Акт на право пользования землёй.

Пыталась я выяснить, кто же тот мужчина в кожаной куртке, гнавшийся за мной. Оказалось, что его уже нет в живых. Вскоре после того случая на каких-то разборках его убили. Время было такое. Лихие девяностые. Сотрясались устои, открывались бездны. В хаосе вседозволенности лозунг: «Обогащайтесь!» был воспринят как возможность обогащаться любой ценой: «Ни Бога не боясь, ни людей не стыдясь».

Девяностые закончились. Век сменился. А беспредел не прекращается. Что движет людьми? Всё та же алчность. Жизнь на протяжении веков, тысячелетий учит, учит, учит, что мирское богатство вещь весьма иллюзорная. Оно в одночасье может превратиться в ничто, в прах, в сор. Что чужая доля не приносит счастья, а, наоборот, разрушает нутро, укорачивает и так недолговечную человеческую жизнь.

А есть ли лекарство от жадности? Или остаётся только мечтать как в старом анекдоте: «Доктор, выпишите мне лекарство от жадности. Да побольше! Побольше!!!»