Доверенность... на получение справки

Екатерина Волкова 5
                (житейские наблюдения)


     «Нет несчастья большего в России, чем ходить с прошеньем по начальству», - поёт Розенбаум, и я абсолютно с ним согласна. Нет и не было в нашем Отечестве более длительного, бессмысленного, унизительного занятия, чем ходить по инстанциям с какими-то бумажками или за ними.
     В марте я сломала ногу. Разумеется, потребовался документ, оправдывающий пятимесячное отсутствие в вузе.
     - А для чего справка? – осведомилась у меня милая женщина в регистратуре травмопункта.
     Когда же я объяснила, то, к удивлению своему, услышала, что для получения справки необходим официальный запрос из института.
     Неужели бывают люди, ковыляющие  на костылях в поликлинику ради удовольствия? Или, быть может, есть среди них отдельные личности, которые как-то (уж и не знаю как!) используют означены документ в преступных целях? И вообще, разве самый факт болезни не даёт «почётного» права на листок бумаги, её подтверждающий?
     Впрочем, можете возмущаться, задавать сколько угодно вопросов. Всё тщетно. С чувством собственного достоинства вам объяснят: такой порядок. Существует, оказывается, и некое указание Минздрава, этот порядок устанавливающее. Надо же! Какой-то «умный» начальник издал распоряжение, и не находится ни одного «глупого», который бы его отменил.
     Да только ли эта история доказывает старую присказку бюрократа, что с бумажкой ты человек, а без неё – букашка? Недавно мои друзья (оба – люди разведённые) пошли подавать в загс заявление. Подчас решиться на второй брак труднее, чем на первый. И вот взволнованные, как школьники на экзаменах, вошли они в храм соединения судеб.
     - В браке ранее состояли? – поинтересовалась работница загса. – А свидетельства о разводе при себе?.. Нет?.. Тогда приходите завтра…
     Когда расстроенная неудавшейся помолвкой пара рассказала мне об этом досадном эпизоде, я сразу же сообразила: в стране, видимо, кишмя кишат многожёнцы. Иначе зачем при подаче заявления на повторный брак нужно свидетельство о расторжении предыдущего?
     Ну ладно, нужно так нужно, не станем спорить, тем более что споры бессмысленны. Усвоив это хорошенько, я, например, не стала уже препираться в бухгалтерии, отказавшейся выдать мне компенсацию на детскую одежду без справки, подтверждающей. Что ребёнок прописан на одной со мной площади. Хотя, замечу, ежемесячное пособие на основании свидетельства о рождении сына получаю исправно. Зачем необходима ещё одна бумажка? Ну да Бог с этим. Трудность состояла в том. Что узнала я о необходимости справки накануне отъезда. Паспортные столы в РЭУ имеют определённые дни и ещё более  определённые часы приёма. Увы, на это число они не выпадали. Позвонила в РЭУ и спросила, не могу ли направить вместо себя коллегу. Дескать, дам свой паспорт и на основании его…
     - Что Вы?! – закричали в трубке. - Вы вообще не имеете права кому-либо свой паспорт передавать! Это – главный документ…
     - Что мне тогда делать? – попросила я совета.
     - Напишите для коллеги доверенность на получение справки, заверьте её по месту работы, тогда пусть к нам приходит.
     Нет, сограждане, вдумайтесь в смысл фразы – «доверенность на получение справки»! Попыталась было сочинить такой документ, да уж больно он получался маразматическим. Так и бросила.
     Удивительное и непостижимое (для моего ума по крайней мере) подстерегают нашего человека на каждом шагу. Если уж не удалось избегнуть встречи с уполномоченными товарищами на тему подтверждения личности, прав и свобод, добра не жди. Набегаешься, наслушаешься цедимых сквозь зубы фраз от людей с каменными лицами, станешь добывать один документ, чтобы получить второй, и второй, чтобы обрести третий, искомый. Уж не говорю о том, что так называемые «присутственные места» совершенно не предусмотрены для присутствия десятков людей, вынужденных часами выстаивать в очереди перед окошечками и дверьми. Вы видели там стулья? В лучшем случае – один, два, три.
     Конечно, это горечко – не горе. Мы люди привычные. Но привычные к чему? К тому, что нас унижают, заставляя отрываться от действительно важных дел ради топотни по приёмным? Причём заметьте, вся эта ходьба за справками происходит в рабочее время, ведь, как справедливо замечает Жванецкий, «в нерабочее они тоже не работают», и мы, привычные к холодному ответу на все наболевшие вопросы: «Таков порядок», терпеливо исполняем все указания бесчисленного множества начальников всех рангов.
     Наша бюрократическая неразбериха существует не год и не два. Но у меня складывается впечатление, что за последнее время  этот недуг заметно прогрессировал. Вот уже и фанфары протрубили победу демократии над диктатурой. Но стихли победные крики, а я всё чаще думаю, что имеют в виду у нас в стране под этим милым сердцу словом – демократия? Если перечисленные мною ситуации и сотни им подобных тоже входят в это понятие, то, значит, у меня неверные представления о нём.
14 ноября 1991 года

С любовью из России – Екатерина ВОЛКОВА

P.S. Дорогие читатели! Я специально поставила дату написания этой статьи и предвижу ваш вопрос: «А зачем писать о социальных проблемах в России 20 лет назад?» Ответ прост. Грустен. Однозначен.   
     Я предлагаю вашему вниманию эти заметки, потому что в нашей далёкой северной стране ничего не изменилось. По крайней мере, в положительную сторону.