Юродивый

Анна Боднарук
                ЮРОДИВЫЙ

Был один юрод,
Баял знахарем:
«Ай, не будет сын
Справным пахарем…

Скоморошиной,
Беззаботником,
До вина и девок
Охотником…

На горюн-горе
Дуб кривой растёт,
Тыщу лет стоит,
Часу-грома ждёт.

Вкруг него уже
Волки тропы вьют,
Кузнецы давно
Топоры куют,

Будет дуб ужо
Славной плахою…»
Тятька шапку смял,
Мать заплакала.

         В. Белкин «Судьба»

     И Прокопий избирает путь труднейший: принимает житие юродствующего Христа ради. Что это значит? Это значит: человек намеренно, специально напускает на себя дурь. Он ходит в рваной и грязной  одежде, редко моется, ведёт себя, как бы мы теперь сказали, вызывающе. Кричит, что в голову взбредёт, хохочет и буйствует невпопад, бормочет непонятное. Так называемые блаженненькие – те которые, тихие и безобидные. Юродивый же постоянно «задирается», нарочно злит и раздражает окружающих. Для чего? Для того чтобы терпеть от них обиды, поношения, а то и побои, во имя Христа и во славу Его. Иногда, правда, люди начинают замечать: в бессмысленных вроде бы речах юродивого есть высший смысл, только не сразу понятный. Дано ему видеть и предугадывать то, что обыкновенному человеку ни увидеть, ни предположить невозможно. Но как же не хочется обыкновенному человеку ломать свою натуру!
     Одно дело – доверяться указам государевым, решениям Вече всенародного или словам священника в храме. Совсем другое – заставить себя прислушаться к тому, что кричит или бормочет бесноватый оборванец. Да и к чему заставлять? Прогнать юродивого, вытолкать его взашей со двора, собак на него спустить, детишкам отдать на посмешище.
     Именно такой судьбы хотел для себя Прокопий, на поношения и издевательства рассчитывал он, отправляясь юродствовать на улицах и храмовых папертях Новгорода.
                М. Борисова «Тепла и света божественна взыскуя…»
                (Прокопий Устюжский)

     Рассказывают, что однажды корабль, на котором плыли в Москву персидские купцы, попал в жестокий шторм, разразившейся над Каспийским морем. И вдруг на корме появился невесть откуда взявшийся, прежде никогда не виданный ими человек и показал рулевому, куда надо держать путь. Кораблю удалось благополучно войти в устье Волги, а когда купцы достигли Москвы, то в юродивом, сидящем на площади – звали его Василием Блаженным, - узнали своего таинственного спасителя. Как мог московский юродивый оказаться за тридевять земель на персидском судне? Непонятно… Но легенда гласит, что так оно и было…
     Об иных юродивых рассказывают истории и вовсе чудесные, ибо не только обличали они зло, не только защищали добро и предсказывали будущее, но и творили чудеса.
     Народ никогда не обижал беззащитных юродивых, наоборот – почитал их, считая, что дар ясновидения дан им от Бога, за то что живут они согласно учению Иисуса Христа из священной книги Библии: «Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». «Отвергнись себя и возьми крест свой» - это значит: откажись от родного дома, от богатства, тёплой одежды, от скусной пищи и даже от нормального поведения. «Следуй за мной» - это значит: посвяти жизнь свою Богу, молясь перед  ним за себя и за всех людей.
     Не всегда юродивыми становились по собственной воле, сознательно обрекая себя на этот высокий духовный подвиг. Случалось и так, что постигла человека какая-то беда, страшное потрясение переживал он – и в одночасье ломалась жизнь, менялась судьба, И человек, прежде ничем не отличавшийся от других окружающих его людей, живущих такой же, как они, обыкновенной «нормальной» жизнью, вдруг становился юродивым.
     Именно так произошло с Ксенией Петербургской.
                Э. Кундышева «О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович?»
                (Повествование о блаженной Ксении Петербургской)

     На Руси любили юродивых; нам, современным людям, многое в их жизни может показаться странным и необъяснимым. Но этот подвиг многотруден и высоко почитаем церковью.
     Во многие периоды русской истории народ страдал от произвола тех, кто был наделён властью. В такое время юродивые часто становились настоящими, как тогда говорили, «печаловниками» за людей. Они открыто обличали любую ложь и лиходейство, не страшась гнева правителей.
     Внешне юродивые могли показаться безумцами, но они были сильны не житейским здравым смыслом, а особой внутренней мудростью. Странность блаженных и состоит, прежде всего в том, что их совсем не интересуют суетные мирские дела и сиюминутные тревоги.
     Русский человек живёт больше сердцем, чем умом, а простой народ всегда стремился ко всему таинственному, чудесному. И юродивые, бродившие по городам и весям, своей странностью, своими смелыми, исполненными мудрости речами удивляли и привлекали людей. И потому везде эти Божьи люди получали хороший приём, везде были окружены почтением и уважением, а речам их внимали с благоговением, даже с трепетом.
     Наша земля богата святыми. Христианский же подвиг юродства нашёл здесь особенно большое распространение. В России 14-16 веков более десяти юродивых были причислены к лику святых. Ещё больше осталось неканонизированных, но место почитаемых угодников, о которых продолжают помнить потомки. Недаром говорится: «Не стоит город без святого, селение – без праведника».
     А среди святых, особо прославленных своим христианским подвигом, почётное место занимает московский чудотворец Василий блаженный, Христа ради юродивый.
      День памяти святого юродивого Василия Блаженного Православная Церковь празднует 2 августа.
                Е. Перехвальская «Московский провидец»
                (Божий человек Василий Блаженный)