Старец и аленушка

Александр Ратыня
РАТЫНЮШКИНЫ СКАЗКИ

СТАРЕЦ  И АЛЕНУШКА

... Привез отец родной Аленушку в саму чащу леса, как расчетливая мачеха - погубительница велела.  Поклонился дочке в ноги - глаз не кажет, слез не прячет -  благословил, покрыл плечи  старым своими зипуном, да и уехал во-свояси.
Осталась девица в лесу одна. Отца вослед благословила,  пожалела несчастного – как же ему жить -то теперь... Стоит возле ели вековой, стынет, бедная, на морозе.  Зипунишко старый, рукавички дырявые.  Что делать? Со всеми попрощалась, у всех прощения попросила,  да и стала Богородичну молитву творить, а после -  тропарик святому Николаю - чудотворцу тихо пропела, не побоялась мороза.

... И, только окончила пение, как вдруг видит она - идет по лесу дивный
Старец. Весь седой, в руках серебряный посох, в полном облачении - идет - как летит, прямиком к Алене, да и живым голосом ее вопрошает:

-  Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?

Отвечает ему озябшая Аленушка:

- Тепло, ох тепло милый дедушка.

Удивился Старец такому ее терпению, обошел  вокруг ели,  посохом ледяным о стылую землю ударил,  да так, что снегири на ветвях в ледяные сосульки превратились,  - даже самому зябко стало.  И спрашивает Алену, ее, значит, он проверяет:

- А теперь, тепло ль тебе, девица, тепло ли тебе, солнышко мое ясное?

- Ох тепло, хорошо мне с тобой, добрый дедушка! - улыбается ему  Алена.

Вокруг вековой ели вслед за Старцем она ходит, заледенелых птиц за пазухой отогревает,  кормит зернышками пшеничными, что в кармане всегда с собой имеет.   Отогреваются стылые птахи - одна за одной. Зернышек  напитаются, Алену в ладонь напоследок клюнут - мягко так, по-дружески,  благодарно,  да и летят опять в сине небо веселой румяною стаей.

И вправду, тепло ей стало, как будто лето среди зимы наступило: тепло, уютно так изнутри вся она согрелась.

- Отчего же не боишься ты лютого моего мороза, радостная? - вопрошает ее строго Старец, а сам добрую улыбку в бороде - усах уже не прячет - от этой улыбки в один миг расцвели подснежники посреди зимы - Алена их собрала проворно и Старцу быстрехонько подарила  букет весенний.

- Сама  того не знаю, милый дедушка... Ты добрый, лютым только
притворяешься, - вот оттого мне и тепло с тобой и радостно.

- Ну полно, полно, это служба у меня такая. Ты вот, что, внучка, укройся моей шубой соболиной, возьми мои варежки, садись в  расписные сани, да и едем.  Сам за кучера буду. Обитель моя недалече, там вас я и обвенчаю. Приданое свое ты сберегла. Как в песне, помнишь: "У нее приданое – самое желанное: руки не балованы. губы не целованы".  Да вот, прими и от меня тебе малое приданое - ему цены нет.  Вот сундучок кованный, в нем мое миро никогда не иссякнет - для всех, кто придет к вам с миром. А иные, знай, в ваш дом не пожалуют.
Тут - откуда ни возьмись - явилися пред ними сани расписные, в них тройка белых коней запряжена. Бьют по снегу копытами, украшают лесную тишину веселым ржанием - готовы в дорогу, Обрадовалась Алена, а к радости и еще добавляется радость. Молвит ей Старец:

- Эва, гляди-ко, вот и Иванушка твой бежит по сугробам - нашел - таки тебя, сыскал,  добрый молодец, сердце не обмануло, и снегири дорогу указали.

... Обнимались - миловались Иванушка с Аленушкой, В пояс Старцу стали кланяться, правда он запретил им строго настрого:

- Не меня, только Бога благодарите.

Да и садились они все вместе в сани расписные. Взял в руки вожжи Старец дивный, коней ласковым говором утешил:

- Айда, мои милые кони крылатые, айда кони легкие, быстрые – держите путь, куда велено, в сам Новый Ерусалим. Молодых венчать буду.  А потом привезу с почетом домой, да мачеху с отцом нерадивым в благочестии наставлю и щедро награжу за злодеяния - испрошу для них дар покаяния, который вовек не отнимется - иначе не спастись им никак. А вы, молодешеньки, светлый терем на высоком берегу чистой речки поставите,родите малых дедушек, на ноги всех подымете, проживете до старости в любви в радости, добрую память о вашей любви внукам – правнукам до скончания века оставите.

Сказал так Старец, и в единый миг все исчезли они в небесах - только
остались теплые следы да весенни цветы на белом снегу.. И румяные снегири уже больше на лету не замерзали.

... Что дальше  было - сказывать подробно мне не велено. Туда где Иванушка с Аленушкой бывали - "неповинные руками и чистые сердцем" – мне ходить нельзя недостойному. Знаю только, что все исполнилось по старца словам - как Богу угодно и людям приемлемо.

Вот хотел я еще напоследок  сказать как Старца дивного звали, да Вы,
наверное и сами уже догадались, ребята.

На этом сказке – конец, а земной любви - небесный венец.



Александр Ратыня

2001-2003