Яценюк - надежда Саакашвили

Игорь Шевырёв
Яценюк – надежда Саакашвили
Президент Грузии решил поживиться украинской «крольчатиной»

Виктор Янукович за время своего президентства еще ни разу не побывал в Грузии. Он вообще старается эту страну обходить стороной. Впрочем, его грузинский коллега Михаил Саакашвили в этом отвечает взаимностью. Тем не менее налицо парадокс: при президенте Викторе Януковиче украинско-грузинские отношения оказались еще крепче и слаженнее, чем при «оранжевом» Ющенко. Почему же так получается?

Президенту Виктору Януковичу нет никакой мотивации ехать в Грузию. Вместо него это и так успешно делают разные украинские оппозиционеры.
Фишка в том, что вся оппозиция в Украине надежно контролируется и стремится любыми средствами прогнуться перед властью. Таким образом, возникает закономерный вопрос: зачем Виктору Януковичу компрометировать себя контактами с «нерукопожатым» Саакашвили, подставляя тем самым себя под прицел Москвы? Ведь для этого есть оппозиция. Например, «ударник» Виталий Кличко, «впердистка» Наталия Королевская и «кролик» Арсений Яценюк. Даже Партия регионов (в лице Сергея Тигипко) поначалу присматривалась к грузинскому «опыту» (за что впоследствии и поплатилась).
В общем, в украинской политической жизни после 2010 года сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, к власти пришла пророссийская команда, которая начала довольно резво, нормализовала отношения с Россией, Китаем, подписала «харьковские соглашения». Но с другой стороны, вместо конкретных шагов к евразийской интеграции Украина вдруг пошла даже не в Европу, а куда-то ниже – в Грузию. Притом, что, напомним, Тбилиси и Киев практически не поддерживали никаких официальных контактов.
Каждый из оппозиционеров вез из Грузии в Украину «благую весть» о реформах. Президент Янукович, со своей стороны, стоял над всем этим как «главный смотрящий». Если бы какая-то «весть» оказалась стоящей, он бы сразу присвоил ее себе, запроторив куда-то автора. Но поскольку вести о грузинских «реформах» так и не подтвердились конкретными фактами – соответственно, и интереса к Грузии со стороны официального Киева тоже не было.
Кстати, грузинскую сторону такой расклад вполне устраивал. В Тбилиси на Украину смотрели как на «запасной аэродром». Самое главное – Саакашвили был не заинтересован, чтобы Украина шла на сближение с Россией. Однако при этом не менее важно и то, чтобы Украина не была под прицелом Москвы. Ситуация неопределенности, многовекторности, «и вашим – и нашим» вполне устраивала Саакашвили. Пусть и не по официальным каналам, но эмиссары из Киева в Тбилиси все-таки ездили. Внимание к грузинским реформам украинцы поддерживали. Одни – брали грузинский опыт за основу, другие своей критикой помогали «саакашвилистам» разобраться в собственных теориях. Кроме того, увлечение грузинским опытом отвлекало украинцев не только от России, но и от Европы. А в конечном итоге не Украина, а именно Грузия по факту становилась «форпостом евроинтеграции и демократии». Грузия оттягивала на себя лучшие украинские евроинтеграционные кадры, а со своей стороны выбрасывала в Киев не самых лучших своих «советников».
В принципе, такой расклад мог бы тянуться очень долго. Но как ни крути, блефовать долго никак не получится. 1 октября 2012 года сказка о грузинских «реформах» накрылась «медным тазом». Саакашвили в одночасье превратился из «успешного реформатора» в профукавшего все лузера. Ну а в конце октября «большой кирдык» накрыл всех украинских последователей Саакашвили: «впердисты» Королевской вообще пролетели, как фанера над Парижем, «ударники» Кличко довольствовались скромненьким третьим местом (хотя еще недавно видели себя первыми). «Победа» оппозиции нежданно-негаданно выпала Арсению Яценюку, который до сих пор не понимает, что с ней делать.
Кроме того, крах «режима Саакашвили» обнажил многие глубинные проблемы грузинской «демократии». Красивый фасад «реформ» рухнул, появилась возможность для критического восприятия грузинских реалий.
Во-первых, Саакашвили сейчас вроде бы и нечего беспокоиться. Как никак, он президент во все еще президентской республике, где конституционная реформа пока что в силу не вступила. Его оппоненту Бидзине Иванишвили предстоит еще много работы: нужно закрепиться во власти, правильно расставить на ключевые посты своих людей, остерегаясь любых пакостей от президента Саакашвили.
Тем не менее грузинская специфика демократии в том и состоит, что формально у президента Саакашвили есть все рычаги власти. Но фактически он не может воспользоваться ни одним из этих рычагов. В результате, Саакашвили не остается ничего иного, кроме как быстро признать свое поражение. И просто выжидать, трусливо надеясь на милость победителя. Обратите внимание, как быстро Саакашвили сдал все свои позиции. До выборов он всячески хорохорился, отказываясь предоставлять Иванишвили гражданство. Однако после выборов пришлось не только гражданство дать, но и на пост премьера назначить, а также вернуть владельцу стыренные 50 млн. долл. в виде штрафа.
Таким образом, можно четко сделать вывод: внутриполитическую «грузинскую партию» Михаил Саакашвили уже проиграл. Несмотря на свой высокий президентский статус. У него в «игре» вообще не осталось никаких зацепок. Тем более что Иванишвили действует грамотно, без ошибок, не оставляя оппонентам никаких шансов.
Во-вторых, тактика Иванишвили по укреплению позиций во власти очень напоминает то, как в свое время самоутверждался Саакашвили. И более того, если теоретически повернуть нынешний процесс вспять, Саакашвили отыгрывал бы точно так же. Пожалуй, в этом как раз и заключается основная специфика грузинской «демократии»: по-другому здесь прийти к власти невозможно. Кроме как через аресты и преследования оппонентов. Не эту ли «демократию» вы предлагаете копировать, господа «ударные впердисты»?
Кроме того, как-то быстро после выборов рухнул главный миф пропаганды Саакашвили. Оказалось, что в Грузии все-таки есть коррупция. И более того, этой коррупции не просто очень много, а она на самом высшем уровне власти. Многие высокопоставленные «саакашвилики» после победы Иванишвили поспешили из страны убежать, а остальные – притихли. И чем дальше Иванишвили зайдет в своей борьбе с коррупцией – тем меньше зацепок останется у Саакашвили. Результат – в Тбилиси уже поговаривают об импичменте президента как первом шаге к досрочным выборам.
Что в сложившейся ситуации намерен дальше делать Михаил Саакашвили? Прежде всего, отметим, что досрочные президентские выборы для него не самый страшный вариант. У «националов» давно есть свой кандидат на случай «варианта В» – Вано Мерабишвили. Проблема только в том, что у «саакашвиликов» нет никаких гарантий успеха продвижения этой кандидатуры. Как показали парламентские выборы, Саакашвили среди населения очень непопулярен. А с приходом к власти Иванишвили «националы» еще и лишились монопольного влияния на электорат. К тому же появились реальные конкуренты в борьбе за президентский срок. Например, в Тбилиси уже вернулся «французский беженец» Ираклий Окруашвили и, разумеется, сразу же был арестован. Пока арестован.
Так что Саакашвили, понимая шаткость своих позиций, решил не форсировать досрочные выборные сценарии. Пока инициатива на стороне Иванишвили он предпочитает не предпринимать никаких действий, стараясь лишний раз не привлекать внимание к себе со стороны всесильных оппонентов.
Саакашвили перенес внимание на другой фронт и пытается играть в еще более авантюрный сценарий, раскачивая «качели» на встречных курсах с Россией. Дело в том, что грузинский президент почему-то решил, что в его поражении виновата Москва. Но если это так, то каким образом Россия могла бы «свергнуть» нерукопожатного Саакашвили, не имея в Грузии абсолютно никакого влияния? Саакашвили над подобными вопросами даже не задумывается и вообще он не до конца разбирается в раскладах, сложившихся на Западе. Во-первых, Саакашвили по-прежнему верит во «всесилие» Америки и надеется, что она его снова спасет. Во-вторых, Саакашвили недооценивает влияние Европы, полагая, что ею можно пренебречь, ослушаться, пытаться дерзить.
Таким образом, опираясь на столь примитивные геополитические посылки, профукавший «все и вся» Саакашвили сразу же принялся мстить России. Притом, что даже не способен отомстить внутри своей страны оппоненту Иванишвили. Может, Саакашвили все-таки еще не все профукал? После Августа «парный мужской орган» Мишико уже оторвали, но что на этот раз он положит на кон борьбы с Россией?
Уточним еще один момент: Саакашвили все свои проблемы видит не только в России, но, прежде всего, в «режиме Путина». А значит, не нужно быть великим провидцем, чтобы сделать вывод: Саакашвили играет не столько против Иванишвили, а пытается подлезть именно под Путина, поддерживая любые «болотные» сценарии. Как будто, если «Путин уйдет», для Саакашвили в Грузии что-то изменится. Так что, не удивляйтесь, почему после поражения на выборах президент Саакашвили первым делом отправил своего верного ищейку Георгия Таргамадзе к российскому «левофронтовцу» Сергею Удальцову. Почему именно к нему – большая загадка. Возможно, Саакашвили больше не верит в успехи «болотных либерастов» и полагает, что только «левые радикалы» смогут в будущем составить «угрозу» Владимиру Путину. Но, скорее всего, «выйти» на Удальцова Михаилу Саакашвили посоветовали американцы, сам бы он до этого никак не додумался.
Однако, как известно, «саакашвилики» и здесь просчитались… Удальцова вскоре после встречи с Таргамадзе арестовали. Затем российские силовики провели полный шмон на «левом фронте». Таким образом, попытка зацепиться за внутрироссийский политический плацдарм Саакашвили тоже не удалась. Осталась только слепая надежда: или чтобы Путин сам ушел (с чего бы это?), или чтобы Дмитрий Медведев досрочно вернулся в президенты (хотя что это изменит для Саакашвили?).
Вместе с тем, отметим, что помимо контактов с российской оппозицией «саакашвилики» также активизировались на украинском направлении. Здесь, правда, возникли некоторые технические проблемки. Во-первых, прямые контакты с командой Виктора Януковича исключены. Сами «саакашвилики» не будут столь нелепо светиться. Да и Янукович их тоже не примет. Во-вторых, если контактировать с оппозицией, то не ясно, с кем конкретно. С учетом того, что кум Ющенко – уже давно отошел от дел, а «мамка» Тимошенко – безнадежно зависла за решеткой. Что касается остальных «оппиков», на них ставку сделать очень сложно. Сами они по отдельности никакой угрозы власти не представляют. И среди электората к тому же популярностью не пользуются. Украинские «оппики» даже не способны между собой объединиться. Но, вместе с тем, некоторую ясность в расклады внесли украинские выборы. Так получилось, что среди оппозиционеров наибольшую популярность получил Арсений Яценюк. Вот к нему сразу же и устремился Михаил Саакашвили.
27 ноября в Киеве Михаил Саакашвили принял участие в работе Дипломатического клуба, организованного фондом Open Ukraine. Тема заседания – «Регион на перекрестке: европейская перспектива для Украины и Грузии». Подчеркнем: грузинского гостя пригласил именно Арсений Яценюк. В свою очередь, Михаил Саакашвили тоже поехал в Украину именно к Яценюку, а не к Виталию Кличко или Наталии Королевской, которые ранее больше всех пропагандировали грузинские «реформы».
Кстати, власть Януковича тоже в очередной раз подыграла Саакашвили. Хотя ее представители и не принимали участие в яценюковском мероприятии. Так совпало, что в этот же день, 27 ноября, украинские налоговики наложили арест на активы ЧАО «Моршинский завод минеральных вод «Оскар», ПАО «Миргородский завод минеральных вод», владение которыми приписывают опальному бизнесмену Борису Березовскому и наследникам покойного грузинского олигарха Бадри Патркацишвили. А это для Саакашвили гораздо важнее, чем пиар-засветка на яценюковском круглом столе. Прежде всего, потому что аресты березовских активов бьют по бизнесу одной из групп влияния нынешней грузинской власти, в оппозиции к которой сейчас пребывает Саакашвили. Украинцам нужно было с самого начала понимать, что разговоры об опыте грузинских «реформ» – чистой воды пропаганда, играющая на имидж Саакашвили. Украина для Саакашвили – это иностранное государство, и каких-либо «инвестиций» из «свободной» Грузии ждать не нужно было. На самом деле, грузины втюхивали сюда свой воровской капитал и часть коррупционеров, от которых Саакашвили «освобождал» Грузию.
Однако вернемся к теме: зачем Саакашвили нужен Яценюк? Бойцы вспоминали минувшие дни и битвы, что вместе продули они? Не только для этого. Мотивация Михаила Саакашвили все та же – попытаться посильнее насолить Владимиру Путину. Но поскольку напрямую повлиять на Россию «саакашвилики» не могут, они теперь решили действовать через Украину. Причем уточним: Саакашвили пытается сорвать самую главную путинскую мечту – проект Евразийского союза.
Сейчас Украина переживает наиболее ответственный момент. Парламентские выборы только что завершились, но новая власть еще не сформирована. Кто сформирует правительство, а главное – каким внешнеполитическим путем пойдет Украина – это наиболее важные интриги, от которых, без преувеличения, зависят путинские стратегии.
Евразийский союз без Украины – это один проект (кстати, вполне жизнеспособный, в отличие от Украины без Евразийского союза). В то же время европейская Украина на коротком поводке у Брюсселя – это существенная сдержка для Евразийского союза. В то время как Евразийский союз и Украина в одном «флаконе» – это уже полный крах надежд Саакашвили.
Если Украина продолжит воздерживаться от вступления в Евразийский союз – президент Владимир Путин может не досидеть до своего второго срока. Соответственно, открываются шансы для Саакашвили, пусть и достаточно призрачные. Но при таком раскладе еще более высоки шансы на внутреннее переформатирование Украины. И зря в команде Януковича рассчитывают, что, устраивая бессмысленные конкурентные гонки с Путиным, смогут потом договориться с Саакашвили. Для Киева, как ни крути, основной приоритет – Москва и только когда-нибудь потом – Тбилиси. Да, для Киева жизненно важно развивать прямые отношения с Пекином, но если это делать через голову Москвы – эффект будет хрупким и очень неполным.
Если Украина в ближайшие месяцы даст четкое согласие на вступление в Таможенный (Евразийский) союз – команду Саакашвили ждет окончательное добивание. Соответственно, в Грузии будут запущены качественно иные реформы, способные существенно преобразовать страну. Но уже точно без Саакашвили.
Итак, Михаил Саакашвили прилетал к Арсению Яценюку «в гости» с одной целью – не дать Украине вступить в Таможенный союз. А с учетом того, что о связях Яценюка с Банковой уже давно ходят легенды – данный месседж Саакашвили адресуется и Виктору Януковичу. Если Янукович захочет оставить статус-кво таким, как есть, он должен быть готов к тому, что долго не усидит во власти. Самоубийственные войны с Владимиром Путиным и контакты окольными путями с Михаилом Саакашвили для Виктора Януковича чреваты. Арсений Яценюк давно раскручивает проект «Украина против Януковича». Переформатирование всего политического поля Украины, в конечном итоге, приведет к сценарию, который сейчас представляется невероятным (но реальным): Арсений Яценюк и отформатированная под него «Батькивщина» объединит Украину. Другое дело, какой будет эта Украина…
…Так что президенту Януковичу есть смысл присмотреться к своей команде. Особенно к той ее части, которая «тянет» Яценюка и наводит окольные мосты с либерастами Саакашвили.
Что касается Арсения Яценюка, перед ним поставим выбор: если он чувствует в себе силы – пусть лучше всего побыстрее едет в Грузию (или в Молдову?). Там у него будет больше свободы и поддержки. Пока Саакашвили еще во власти. Если же Арсений Яценюк все-таки решит остаться в Украине, то должен быть готов к тому, что риски «мыевропейцев» здесь уже и без того растут, а через некоторый момент взрывная евразийская волна их самих вытолкнет из страны. С непредсказуемыми последствиями для «либерастов» и «мыевропейцев»…

Опубликовано в газете "Киевский телеграф", 5 декабря 2012 года
http://telegrafua.com/world/13570/