Философские абстракции и любовь Л. П. Карсавина

Родионов Виталий Константинович
Интересна родословная русского религиозного философа Льва Платоновича Карсавина. Его отец, Платон Константинович, был известным танцовщиком Мариинского театра, учеником прославленного Мариуса Петипа. Воспитанием и образованием сына занималась мать – Анна Иосифовна, урожденная Хомякова, дочь двоюродного брата знаменитого философа, основателя славянофильства Алексея Степановича Хомякова. Сестрой мальчика являлась знаменитая балерина Тамара Карсавина.

Блестящи успехи и самого Льва Карсавина. В 1916 году, в 34-летнем возрасте, он защитил докторскую диссертацию по истории, да ещё получил степень доктора богословия в Петербургской  духовной академии. В апреле того же года Карсавина избрали экстраординарным профессором Петербургского университета.

Заслуживают внимания жизненные устремления философа. В 1922 году он написал две книги: «Петрополитанские ночи» и «Поэма о смерти». В них нет официального посвящения, но обе обращены к одному и тому же лицу, Елене Чеславовне Скржинской. В одном из писем к Элените, как он называл её в книгах, спустя долгие годы Лев Платонович признавался: «Именно Вы связали во мне метафизику с моей биографией и жизнью вообще». И далее, по поводу «Поэмы» он писал: «Для меня эта маленькая  книжонка – самое полное выражение моей метафизики, которая совпала с моей жизнью, совпавшая с моей любовью».

Это означает, что даже самые абстрактные логические построения Карсавина связаны с живой и конкретной любовью – чистой, прекрасной, пусть не осуществившейся, но всё же неизменной да самой старости (в том 1948 году, когда писались эти признания, философу исполнилось 66 лет). Мыслитель всегда стремился соединить теорию с жизнью, идеи всеединства с «гармоническим сосуществованием с любимым существом». Это была его внутренняя потребность, настоятельная задача и мечта. Уж не та ли здесь соловьёвская грёза о Божественной и земной Софии?