Философский аспект нации и национализма

Никузькин
Прежде чем перейти к изложению вопроса нации, уточним различия между взаимосвязанными, но не идентичными понятиями «нация» и «национальность». «Национальность» в странах постсоветского пространства, выражает этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Оно является более узким, чем понятие «нация», но это не касается других стран, где национальность — принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Нация — более сложное и позднее образование, чем национальность.

                НАЦИЯ

Нация (племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, рожденная в Новом и даже Новейшем времени. Как известно, этносы существовали на протяжении всей мировой истории, а нации формировались в Западной Европе - в эпоху раннего Нового времени,   Восточной -  в XIX веке, а в Азии и Африке — ХХ веке. Существует два основных подхода к пониманию нации:  политическая общность граждан определенного государства и этническая общность с единым языком и самосознанием.

Политическая нация

Политическая нация -  искусственное образование, целенаправленно сконструированное и созданное интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма. Такой национализм не пробуждает нацию, а создает новую там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации, либо вообще не имеют значения, либо существуют на основе межэтнической договоренности.

Политическая нация  -  воображаемое политическое сообщество. Воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное. Она существует лишь в головах мыслящих индивидов,  «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этой общностью, а не другим образом.

Конструктивисты политической нации отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, считают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения государственными институтами всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации). Конструктивисты  считают также, что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли важной роли, так как общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.) и успешно просуществовало много столетий.

Среди политических наций следует отметить США, Югославию, Нидерланды, Бельгию, Индию и др. В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ» или «советский народ».

Этническая нация

Человеку с рождения внедрили в сознание, и стало самоочевидной истиной, что он должен принадлежать к какому-то этносу, нации, как должны быть нос и два уха. Без этого человек словно без тени: бросает вызов общепринятым нормам и вызывает неприязнь. Не врожденное человеческое свойство-принадлежность к этносу -  стало восприниматься врожденным. Человек начал относить себя к этносу, но как он это делает, чем руководствуется? Ответ удобней дать на примерах:

1. Два человека принадлежат к одному этносу лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков,  языка, связей, способов поведения и общения.

2. Два человека принадлежат к одному этносу лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к прошлому и настоящему этого этноса, к его культуре. Группа людей становится этносом, если твердо идентифицируют себя и других членов группы одной культуры, признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в этнос (нацию), а не другие общие качества, которые отделяют группу от всех, стоящих вне ее. Не зря при переписи населения в графе национальность человек пишет самоидентификацию этноса,  к которому он себя соотносит, к которому наиболее близок.

Иными словами, этнос (нация) — это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей базирующийся на принципе добровольности. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Этническая нация (этнонация)  понимает нацию феноменом  биологической, культурной и исторической общности. Некоторые националисты признают в ней наличие «народного духа» - сверхъестественное начало, определяющее отличие друг от друга. Другие,  народный дух наделяют «кровным» родством, передающимся по наследству: сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами. Некоторые видят нацию в общности языка. Даже в свое время было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям. Из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи народов, говорящих на них.

На Земле существует огромное количество этносов (потенциальных наций) и определенное количество независимых или автономных государств. Число потенциальных наций намного больше, чем число возможных жизнеспособных государств. Не все националистические интересы могут быть в равной степени соблюдены. Удовлетворение одних приводит к ущемлению других. Отсюда следует, что территориальная политическая единица может стать этнически однородной только в том случае, если будут истреблены, изгнаны с территории или ассимилированы все инородцы.

Конечно, к определению следует подходить здраво. Националистический принцип не нарушается проживанием в стране небольшого числа иностранцев. Сколько именно инородцев должно оказаться в стране, чтобы этот принцип считался нарушенным, трудно установить: граница дозволенного количества меняется в зависимости от обстоятельств, напряжения социума. Однако это не умаляет полезности определения.

Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например, Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба.

Полиэтническая нация

Промежуточное место среди этнической и политической нациями занимает нация многоэтническая. Она строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба или общая культура. Такая нация существует для других (извне) единым целым, но внутри каждый этнос идентифицируется самостоятельным, неким  индивидуумом нации. С одной стороны это не мононация, а с другой - ни политическая нация с ее представлением каждого неотъемлемой частью единого. Чтобы лучше понять различие и единство полиэтнической нации с политической и этнической, рассмотрим сложное сообщество народа Швейцарии.

Для всего мира выходец из Швейцарии -  это швейцарец, но… . Население Швейцарии состоит из 4,5 миллионов швейцарцев, говорящих по-немецки, 1,25 миллиона франкоязычных, 700 тысяч италоязычных, 70 тысяч говорящих на ретороманском романшей, и ещё 500 тысяч, которые вообще мало разговаривают. Всего швейцарцев набирается немногим больше 7 миллионов. Они живут рядом и граничат с 8 миллионами австрийцев в Австрии, 58 миллионами французов во Франции, 57 миллионами итальянцев в Италии и 81 миллионом немцев в Германии.

Швейцария имеет федеративное государственное устройство - это конфедерация, состоящая из двадцати трех кантонов, три из которых подразделены на полукантоны.
Каждый из кантонов - это государство в государстве, маленькая страна с собственным бюджетом и финансами, со своими налогами и правом тратить их, как заблагорассудится - на собственные суды, полицию, образование и даже на прием водительских экзаменов. Кантоны объединяют более 3000 местных общин, каждая из которых обладает правом принимать решения по вопросам, касающимся их внутренней жизни - это социальное обеспечение и здравоохранение, энерго- и водоснабжение, автодороги и прочие пути сообщения. Есть у них и право вводить собственные праздники.

Швейцарцы постараются убедить вас в том, что они, прежде всего, не швейцарцы, а цюрихцы, бернцы, луганцы, женевцы… Список может быть столь же обширен, сколь и перечень всех швейцарских городов и долин. А вот общего у жителей страны не так уж и много - это гражданство и отчаянное желание быть абсолютно непохожими на тех, кто населяет соседние долины или города. В этом стремлении к местной самобытности, отстаиваемом со всей решительностью и целеустремленностью, все швейцарцы абсолютно одинаковы.

Швейцарцам тоже свойственно здоровое и твердое убеждение в том, что все, произведенное в их стране, безусловно, - лучшее. Особенно если это именно из того района, где они живут. И, например, если в каком-нибудь супермаркете какая-нибудь итальянская клубника будет вдруг продаваться за полцены, швейцарец непременно купит местную в счастливом убеждении, что лучше этой в целом свете быть просто не может.

Таковы швейцарцы и в оценке людей. Жители любого кантона или общины почитают себя самыми замечательными среди прочих швейцарцев. А вот о соседях из других краев страны они гораздо менее высокого мнения. Горожане, например, считают сельских жителей до неприличия примитивными и неотесанными. Селяне платят горожанам той же монетой,  представляя их ужасными пронырами, ловкачами, эгоцентристами, одержимыми только погоней за собственной выгодой. Самый дикий поступок, который только может совершить швейцарец, - это купить огромный американский автомобиль. И с другой стороны, можно только бесконечно удивляться тому, как много людей, которые обзаводятся этими чудовищами. С одной стороны, присоединение к международным сообществам они считают равносильным вступлению в клуб бедняков, но с другой вступили в ЕС.

Британцами швейцарцы восхищаются. Покоряет их прежде всего то, что британцы, без всякого стеснения захватив полмира, не испытывали по этому поводу никакого чувства вины. Такое же восхищение вызывает у них и то, что британцы нисколько не страдали от чувства утраты, когда потеряли все завоеванное. Немцев швейцарцы слегка недолюбливают: уж очень те самоуверенны, да и по-немецки слишком хорошо говорят - гораздо лучше, чем швейцарцы, которых тоже принято считать говорящими по-немецки. Втайне от себя самих швейцарцы, однако, немного завидуют той уверенности в себе, которая есть у немцев. Отношение к французам иное - от их утонченности, обаяния и жизнелюбия у всех швейцарцев просто захватывает дух. Австрийцев же швейцарцы находят вполне приятными соседями - ведь те, будучи постоянной мишенью швейцарских шуток, с такой стойкостью и терпением несут это бремя!

Но швейцарцы проводят четкую грань между «заграничным» и «иностранным». Одно дело - то, что находится за границей или привезено из-за рубежа, а совсем другое - иностранное, то есть чужое, чужеродное - или, попросту, «иное и странное». Плохое обслуживание в гостинице, неухоженный сад или парк, немытые машины, немодно или неопрятно одетые прохожие на улицах - для объяснения всех этих неприятных явлений всегда есть под рукой ответ и излюбленный козел отпущения. Повинны во всем этом безобразии отнюдь не швейцарцы и даже не приехавшие из-за рубежа туристы (этим позволено делать, все, что ни заблагорассудится), а именно чужаки, иностранцы.

В последнее время о швейцарской нации, состоящей из основных четырех этносов, заговорили только потому, что Швейцария сохранила свое единство, защитившись от Бургундии, а Бургундия не сумела себя защитить от интернациональной агрессии французов и полностью растворилась во Франции. Французская республика, объявив себя единой и неделимой, а свое население поголовно французами, получила, в конце концов, что ее жители действительно начали ощущать себя французами. В настоящий момент французами считают себя и бретонцы (этнически - кельты), и гасконцы (этнически - баски), и французские евреи, и давно связанные с Францией, ставшие преданными французами еще в XIX в. потомки марокканцев (берберского происхождения). Франция стала политической нацией, но это не означает преодоление нормальных процессов этногенеза.

                НАЦИОНАЛИЗМ

Национализм  - прежде всего политический принцип (политическая законность), суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать: этнические границы не должны пересекаться с политическими. При нарушении принципа возникают национальные проблемы. Они возникают, если политическая граница государства не охватывает всех представителей соответствующей нации; или, охватив их всех, также включает инородцев; или делает и то и другое одновременно: не охватывает всех представителей данной нации и включает представителей другой. Несоответствие политическому принципу вызывает в социуме накапливаемое чувство негодования,  зарождение националистического движения, а соблюдение политического принципа - удовлетворение и гармонию социума.

Общеизвестно, что ни нации, ни государства вечно не существуют, но они предназначены друг для друга так, что одно без другого неполно; а несоответствие оборачивается трагедией. Но прежде чем они стали предназначенными друг для друга, они должны были возникнуть. Возникновение было независимым и случайным. Государство с его монополией на законное насилие (насилие другими группами, индивидами считается беззаконием), безусловно, возникло без помощи нации. Тогда это были взаимные договоренности по защите территории и применению насилия центральной политической властью. Некоторые нации, безусловно, сложились без благословения своего собственного государства.

Не все общества оформлены государственно. В безгосударственных обществах проблема национализма вообще не возникает. Если нет государства, естественно снимается вопрос о совпадении государственной границы с границами нации. А если нет государства, нет и правителей, то вопрос  об их национальности тоже сам собой отпадает. Когда нет ни государства, ни правительства не от кого требовать соблюдения принципа национализма. Патриотизм стал движителем эволюционного развития нации. Постепенно выкристаллизовывалась националистическая идея  и, в конце концов, приобрела вид: «Одна страна, один народ, один вождь».

Приобретение письменности, всеобщая грамотность, индустриализация и урбанизация ускорили процессы национализма, актуализировали возникновение политической нации и необходимость унификации культуры граждан. Государство, чтобы сгладить национальный вопрос, берется унифицировать культуру. Детей воспитывает в детских учреждениях (школы, детские сады), взрослое население - в институтах, СМИ,  с помощью литературы и искусства. Оно подготавливает граждан  к жизни в социуме и коллективной работе на себя. Унификация претворяет нацию в политическую категорию с межэтническим компромиссом. Нарушение компромисса  оборачивается обострением сепаратистских настроений,  требованием пересмотра этнических границ и рождением новой нации. Государственный аппарат следит и влияет на нацию.

Мир состоит из наций и национальных государств. На РФ мир смотрит как нa государство русских, на Украину - государство украинцев и никуда этим странам не деться от необходимости соответствовать общепринятой практике. Вопрос только, какой будет нация русских или украинцев: политической, многоэтничиеской или моноэтнической? Это уже зависит от активности этносов и их способности договариваться. 

Националистический принцип может иметь этический, «универсалистский» характер. Могут существовать и существуют абстрактные националисты, не склоняющиеся на сторону какой-нибудь одной — своей — национальности и великодушно проповедующие общую для всех доктрину: дать всем нациям возможность жить под собственной политической крышей и дать им волю не принимать под нее инородцев. В утверждении такого неэгоистического национализма формально нет ничего несообразного. В пользу его как доктрины можно выставить довольно веские аргументы, такие, как желательность сохранения культурной самобытности, разнообразия мировых политических систем, ослабление напряженности внутри государства.

Националисты, как правило, возмущаются распределением политической власти и установлением политических границ, но они едва ли имели случай посетовать на полное отсутствие и границ и власти. Националистические настроения обычно возникали не тогда, когда государство как таковое либо вообще не существовало, либо его существование оказывалось под серьезным сомнением. Они возникали тогда, когда наличие государства становилось слишком ощутимым. Обычно это касалось его границ и/или распределения власти и, возможно, других установлений, которые могли вызывать недовольство.

                НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Национал-социализм

Национал-социализм  — форма общественного устройства, соединяющая социализм с радикальным национализмом, а также название идеологии, обосновывающей такого рода социальный порядок нации. С одной стороны идеология отстаивает этническую однородность, с другой – создание социальной однородности или запланированного порядка. Типичным примером проведения подобной идеологии в жизнь является Третий рейх.

Третий рейх избавлялся  от сословного порядка, от ложной веры,  что следует ценить только умственный труд. Хотел чтобы «народ ценил любой труд, чтобы он верил в то, что любая работа облагораживает, чтобы он сознавал, что стыдно ничего не делать для своего народа, никак не содействовать укреплению и умножению достояния нации»(с).

Его основополагающим документом был «закон об организации национального труда» от 20 января 1934 г. Он провозглашал равенство прав работодателей и рабочих (сохранил своё значение и во время войны). В законе говорилось о планировании труда, в соответствии с которым владелец предприятия был подотчётен государственному арбитру труда, а в его лице государству во имя всеобщего благосостояния нации. Частная собственность ориентировалась на социальное благоденствие. В центр организации производственного процесса закон ставил «вождя», а трудовой коллектив назывался «дружиной». Дружина имела право совещательного голоса в доверительном совете, и ее важнейшая функция состояла в преодолении социальных конфликтов в целях наиболее полной реализации национальной общности. «Дружина» клялась «вождю предприятия» в верности и обязывалась беспрекословно повиноваться. В соответствии с принципом «фюрерства» главная ответственность за организацию и условия производства ложилась на «вождя предприятия», который должен был разумно использовать свою экономическую и социально-политическую власть на благо немецкой общности. От рабочих же не требовалось какой-либо особенной активности – только лояльного поведения.

С провозглашением в 1936 г. четырёхлетнего плана вмешательство государства в трудовые отношения усилилось:  начинался прямой государственный контроль над уровнем зарплаты и рынком труда, ввелись трудовые книжки, были составлены базы данных всех занятых.

Улучшились условия и эстетика труда.  Заводы и фабрики стают храмами труда. Нацисты проявили исключительную изобретательность в культурном воспитании рабочих, в эстетизации труда. При этом рационализация труда шла рука об руку с функционалисткой эстетикой. Интересно отметить, что большевики СССР, напротив, в этом направлении почти ничего не делали, полагаясь, на то, что процесс улучшения условий труда будет саморегулируемым. Немцы же стремились сделать наоборот. Активно занимались бытовыми условиями рабочих на производстве – гигиеной (душ или рукомойники), питанием, а также жилищными условиями на тех производствах, где людям приходилось длительное время трудиться вдали от дома. В строительных и дорожных  организациях рабочих поселяли в разборные домики. Таким образом  снижалась и ликвидировалась прошлая социальная напряжённость, рабочим внушалась партийная забота о простом человеке.

Идеализация нордической расы и «арийской» в целом, элементы демократического социализма и социал-демократии не распространялись на «не арийцев». Со временем национал социализм трансформируется в тоталитарную систему. В стране развивается  расизм, антисемитизм, шовинизм, «расовая гигиена», подавлено инакомыслие, политический плюрализм, уничтожена классовая борьба. Культ личности Адольфа Гитлера и вождизм ведут к новой цели: владычество над Единой Европой, а затем СССР. Официальная идеология уже содержит радикальный  расизм, фашизм, антикоммунизм и антисемитизм. Крах системы неизбежен.

Национал-анархизм

Национал-анархизм - политическое движение, сочетающее в себе левые и правые принципы, идею о нации как высшей ценности и основы духовно-биологической общности. Представителями нации могут считаться только представители класса-производителя, паразитический класс предает свою нацию, поэтому в нацию не включается. К паразитическому классу относят людей занятых  созданием государства, управлением людьми, имущественным разделением внутри нации, эксплуатацией родственных себе этнически людей. Класс-паразит, как и государство и капитализм — враг нации, считают они. Представители этого класса могут влиться в нацию только тогда, когда откажутся от своей роли и станут жить и трудиться наравне со всеми. Целью каждого индивида в таком обществе является  - обеспечение счастья и процветания для всех членов нации.

Интересна особенность. Например, если русский живёт в России, то он принадлежит к русской нации, если же русский живёт за границей, то он русский по национальности, принадлежит к русскому народу, но членом нации не является.

Национал-большивизм

Национал-большевизм  — политико-философская парадигма, возникшая в среде русской эмигрантской интеллигенции, суть которой заключалась в попытке соединить коммунизм и русский национализм.

В среде русской эмиграции 1920-х годов сторонники национал-большевистского течения высказывали мысли о возможности примирения советской власти и русской эмиграции. Высказывались идеи о возможности эволюции советской власти к национализму, об изживании "интернациональных" элементов революции 1917 года. Идеи национал-большевизма вскоре потеряли популярность, так как не было никаких реальных признаков эволюции советской власти, и СССР оставался интернационалистским государством до самого его распада.

Под национал-большевизмом сегодня понимают идеологию, устанавливающую верховенство государства, являющегося проводником  «идей», «идеалов», являющихся основой сообщества и смыслом его существования. Идеология придерживает нормы социально-экономической справедливости через частичное или тотальное обобществление собственности, отстаивает прямое и активное участие централизованного государства в управлении экономикой. Национал-большевизм полагает верховенство «Идеи», проводниками и выразителями которой выступают Государство и Нация, обретающие высшую ценность именно вследствие акта приобщения к «Идее».

Экономическое устройство, по определению национал-большевиков, является глубоко вторичным  по отношению к Государству и Нации:  оно должно соответствовать интересам и требования Государства и Нации и максимально способствовать воплощению «Идеи», которая является уникальной для каждого отдельного сообщества.

Итак, «ядром» доктрины является специфическая «Идея», определяющая ценность «Государства» и «Нации», где мощь первого и развитость самосознания второго устанавливают наиболее благоприятный экономический порядок и способствуют развитию уникальной культуры. Скорее всего, речь идет о диктатуре просвещенного меньшинства.

В 1990-е лидирующими практиками и теоретиками национал-большевизма стали Эдуард Лимонов и Александр Дугин. Лимонов возглавил незарегистрированную Национал-большевистскую партию. Геополитика оказала тяжёлое влияние на существующие русские национал-большевистские движения, они предлагают объединение России с остальной Европой в Евразию.

Национал-коммунизм

Национал-коммунизм -  родился этническими меньшинствами коммунистического течения, которые возникли в раннем СССР, сформированные из левого крыла русской социал-демократической рабочей партии в октябре 1917 года. Социалисты левого крыла на Украине и в Мусульманских районах разработали различные варианты коммунизма, которые действовали до 1928 года. Украинские и мусульманские варианты различались тем, что мусульмане считали, что судьба мировой революции зависит от событий в Азии, а украинцы -  в Европе. Мусульманский вариант - синтез национализма, коммунизма, анархизма и ислама. Украинцы  утверждали, союз с национальной буржуазией был необходим на время освободительной борьбы. Классовые противоречия были проигнорированы, т.к. они считали, что в противном случае национальная буржуазия, отвернётся от национально-освободительной и тем самым обеспечит окончательный крах любой революционной борьбы.

В национал-коммунизме есть некоторые противоречие с основной идеологией коммунизма. Они имеются в трактовке националистической идеи. Основной коммунизм придерживается  интернационализма, а национал коммунисты строят коммунистическое общество для нации. Причем отношение к национальному вопросу может быть совсем не интернационалистским.

05.12.2012
Никузькин