из переписки с коллегой 88

Алексейалександр Герасимов
Каждый Новый год я "попадаю". Это связано с моим участием в "елках". В роли Кащея Бессмертного.

Начинаются репетиции. Кащей видит Снегурочку и понимает, что попал. То есть, пропал. Красавица и Чудовище - это классика - меж ними, как водится, пропасть.

Кащей ломает трагедию, Снегурочка шутливо расстреливает его тряпичными снежками. Ричард Третий обрыдался бы над таким сюжетом...

Но каждый раз как-то обходится. Или обходится малой кровью.

В этом году на роль Снегурочки подобрали двух актрис. Чтоб дублировали друг дружку. Мало ли что.

Кащей увидел Снегурочку №1 и понял, что опять попал. Потом он увидел Снегурочку №2 и понял, что совсем пропал. Затем одна из Снегурочек вышла из проекта и ей нашли замену - Снегурочку №3.

И когда Кащей увидел эту СНЕГУРОЧКУ, он понял, что на этот раз ему точно...

Какое, однако, эмоциональное оно чудовище!

**

В любой момент могу, например, умереть. Или, например, прославиться. Учусь осознавать это. Быть готовым к тому и к другому. И не предавать ни тому, ни другому большого значения. Осознавать легко, быть готовым и не предавать значения - трудно.

Так и живу: за одним плечом шуршит шелками капризная Фортуна, за другим плечом - шкрябает кохтями готишный Танатос.

А еще под ногами путаются низменные Эрос и Бахус, а где-то в вышине надо мной сияет Божественный Логос.

А я между ними - малый птах. По-самурайски так.

**

Какие плюсы у книг, изданных в советское время?

Ну, конечно, качество книжек, как материальных объектов, было гораздо выше, это раз: книги не рассыпались так быстро, их (даже откровенно развлекательные) издавали на десятилетия. Два, очень сильная "школа перевода" - про это знают все: некоторые переведенные тексты становились чуть ли не частью русской литературы.

Но я не только об этом тоскую.

Во-первых, большинство книжек были иллюстрированны. Детско-юношеские - обязательно, но и многие книги для взрослых также: Хэмингуэй, Шекспир, Стейнбек, Толстой, Чехов, Пушкин и мн. др. обязательно иллюстрировались. Какая же это была радость: сначала посмотришь картинки - вообразишь: о чем может быть книга, - затем, во время прочтения и после, просмотришь картинки вторично, сравнишь, совпала ли твоя первоначальная фантазия, с тем, что сочинил писатель.

(Сейчас изредка появляются взрослые книги с картинками, но это выглядит как редкий, опасный (почему-то) эксперимент! В чем проблема? Дорого? А без картинок намного ли дешевле?)

Во-вторых, большинство книг снабжались предисловиями и (или) послесловиями, а также иногда научно-популярными комментариями. В комментариях разъяснялся смысл редких слов, а также давалась информация об исторических прототипах персонажей книги, общественно-политической обстановке той эпохи, в которой происходит действие, нравах и обычаях народов, географических, экономических, политических особенностях стран и тэдэ. В академических изданиях, спросите вы? А вот и ни фига!!! Даже развлекательные книги для подростков из-ва "Детская литература" - Дюма, Купера, Стивенсона, Конан-Дойля и др., - выходили со статьями и комментариями.

Ты скажешь, а кто их читал? Отвечу: я читал. Большинство, наверное, не читало, но, по крайней мере, даже самые юные читатели уважались: предполагалось, что они будут читать!

Но я-то особый маньяк: я даже надписи на пачках с пищевыми продуктами всегда (с раннего детства) обязательно прочитывал. А уж статьи и комментарии к книгам - тем более. И благодаря этой привычке (вызывавшей нередко насмешки окружающих), я не только проглотил уйму книг, но и немножко разобрался, о чем они.

Скажешь, в советское время все эти сопроводительные тексты были насквозь идеологичны? Читателям просто хотели под любым соусом скормить нужное? Ну, вобщем-то, да... Гладиаторы, пираты, разбойники, индейцы, рыцари, ковбои, робингуды, мушкетеры и др., оказывались не просто героями, но и жертвами социального устройства рабовладельческой, феодальной, капиталистической эпох.

Но все-таки, все-таки... Сколько полезного, интересного содержалось в сопроводительных текстах!

Я поднял эту тему, потому что недавно в моих руках оказался еще нечитанный мною роман Дюма-отца "Две Дианы", изданный в советское время. С радостью обнаружил там и картинки, и предисловие с послесловием, и комментарии.

Читаю: "Сложившаяся во Франции в 30-х годах общественная обстановка оказала благотворное воздействие на творчество Дюма как молодого драматурга".

Думаю, а эпоха-то была та еще: догнивающий, смердящий феодализм, молодой и наглый капитализм... Каково же было в таких условиях молодому литератору?! Но автор предисловия уверяет: благотворной была та обстановка для формирования литературного дара Дюма!!! Вот так-то...

А в предисловиях, которые писались для книг авторов других эпох (и стран), разве не могло быть сообщено тоже самое: "сложившаяся в Испании эпохи Реконкисты (в США после Первой мировой и тэпэ) обстановка оказала благотворное влияние на..." Конечно, могло бы! Отсюда вывод (между строк читаем): любая эпоха в любой стране - благотворна для... талантливого художника! Пишите, значит, хорошо, писатели! И не фиг трындеть...)


Из того же предисловия я узнал, что Дюма "участвовал в захвате военного склада с порохом и оружием" (буржуазная революция тогда случилась), и "газеты с похвалой отметили смелые действия молодого литератора".

То есть, Александр Дюма имел полное право писать о безбашенных героях, ибо сам был темпераментным и дерзким.

Нет, ты как хочешь, а я как читал предисловия-послесловия, так и буду читать их впредь

**

Хотел было обозначить на странице Фейсбука свое положение в "семья и отношения", но там не хватает надписи "все просто и быстро, но потом нелегко и немножко стыдно"

**



Великая Русская Попса не устает удивлять и радовать.

Поймал на эФэМ волне, среди рядовых п.- и х. - страданий, небанальную строку: "... ты оголилась, словно провод..." Замечательно!

(Кроме всего прочего я веду исследование: пытаюсь найти в арсенале Великой Русской Попсы песню не "про это", не про любовь, то есть. Не попадалось такой... Все про любовь!!! И парни и девки воют от сердечной тоски!.. Нет, я понимаю, тема любви (во всех ее разнообразных формах) - одна из главных в искусстве. Но ведь умели же раньше русские поэты писать "тексты" не только про это... Писали же и "белеет парус одинокий", и "днем и ночью кот ученый", и даже "где же кружка, сердцу будет веселей". А сейчас только об одном!)

Но "оголилась, словно провод", это хорошо. Это внедрение технических терминов в лирику!

Тут открываются небывалые просторы: шурупы, гайки, отвертки, молотки, прокладки, розетки, пилы, пассатижи, - сколько из этого "ящичка монтера" можно нашкрябать освежающих душу метафор!

Предложу и свои находки: "сердце, как лампочка, в груди зажглось" (эх, кажется было!); "нажми скорей на тумблер страсти" (уже лучше); "кнопки сосков твоих" (могут записать в "неформат", слишком уж откровенно); "твой взгляд - прямой как рельса..."

А вот про "рельсу" мне и самому ужасно нравится!

**

Фома заведующий

**

Отправил человеку смс-ку... на домашний телефон. Ждал ответа

**




Как-то зашли ко мне знакомые с водкой. Рюмок у меня не оказалось, я достал медицинские банки и предложил пить из них. Один из знакомых почему-то очень возбудился и стал - обиженным тоном! - выговаривать мне, что я, мол, выпендриваюсь, работаю на публику, создаю себе имидж и творю легенду, изображаю из себя проклятого прозаика, отмороженную богему и чуть ли не позирую для Вечности в халате и лаптях.

Вот, дескать, посмотрите-ка на него: он водяру из медбанок хлещет!

А между тем, я ничего из себя специально никогда не изображал и не изображаю... И в то время у меня, действительно, не было рюмок в доме. А из медицинских банок пить крепкий алкоголь, и правда, очень удобно

**

Писатели-фантасты любят повторять, что Гоголь, Гофман, Кэрролл тоже, вобщем-то, были писателями-фантастами. Писатели-детективщики к месту и не к месту поминают Достоевского с его "Преступлением и наказанием". У авторов приключенческих боевиков тоже имеются свои козыри - "Илиада", "Одиссея" Гомера, например.

Хочется сказать им: "Ребята, не п....те! Вы не гоголи, не достоевские и даже не гомеры..."

**

Мне нравится заходить на чашечку кофе в круглосуточные "жральники" под утро. Примерно, в час Собаки. В это время сюда обычно забредают подгулявшие компании, парочки, одиночки.

Нравится, потому что нигде в других местах и в другое время нельзя одновременно застать такое количество придурковатых персонажей