Беседы с мудрецами Эшли Брильянт

Елена Пацкина
 На днях  наш друг Михаил, сотрудник известного журнала «Экспромт», мысленно побеседовал с американским юмористом Эшли Брильянтом (р. 1933).
Вот запись их разговора:


М. – Уважаемый господин Брильянт, в последнее время наше правительство признало наличие небывалой коррупции, пронизавшей все сферы общественной жизни, и выразило серьезную решимость с ней бороться. Как Вы относитесь к этому неистребимому злу?

Э.Б. – Я хочу, чтобы было либо меньше коррупции, либо больше возможностей участвовать в ней.

М. – Значит, Вы – за социальную справедливость, и это делает Вам честь. В наше нестабильное время, когда каждому грозит безработица, неурожаи, новые и старые болезни, природные бедствия, а главное – глобальный финансовый кризис, что Вы можете сказать людям в утешение?

Э.Б. – Жить на Земле, возможно, дороговато, зато вы получаете ежегодный бесплатный тур вокруг Солнца.

М. – Да, это действительно утешает и примиряет со многими трудностями. А как Вы подходите к решению своих проблем? Поделитесь опытом.

Э.Б. – Большая часть моих проблем не имеет решения – или решение хуже самой проблемы.

М. – У большинства моих соотечественников неразрешимые проблемы так или иначе связаны с отсутствием денег. То есть их всегда недостаточно для счастья. Однако народная мудрость уверяет, что «не в деньгах счастье». А что Вы думаете?

Э.Б. – Все, что мне нужно, это получить шанс убедиться, что счастье не в деньгах.

М. – А если бы Вы такой шанс получили и внезапно  разбогатели, что бы Вы сказали потом?

Э.Б. – Все, что мне нужно, это теплая постель, доброе слово и безграничная власть.

М. – Вот так всегда! Ну, зачем Вам безграничная власть? Ведь вынести ее бремя, не сломавшись, может только совершенно незаурядный человек. Может, впрочем, Вы и есть такой избранник?

Э.Б. – В отличие от громадного большинства людей, я человек средний.

М. – Неужели! Тогда любая власть и связанная с ней борьба Вам противопоказана. Ведь когда человек берется за не свое дело, его жизнь превращается в сплошной стресс, и он впадает в депрессию. Кстати, эта беда Вам знакома?

Э.Б. – Депрессия мучит меня не всегда, а только когда я думаю или чувствую.

М. – Понятно, значит, только когда Вы в сознании. А жизнь для думающего и чувствующего человека – трудное испытание?

Э.Б. – Жизнь есть процесс утраты иллюзий, вплоть до иллюзии, будто мы живы.

М. – Это верно. Терять иллюзии всегда больно. Что бы Вы посоветовали «юноше, вступающему в жизнь»?

Э.Б. – Делай то, что считаешь правильным, но постарайся не попасть за решетку.

М. – Отличный совет! Осторожность в любом деле не повредит, не так ли?

Э.Б. – Если среди живущих людей осторожные в большинстве, то это потому, что неосторожных  уже нет среди живых.

М. – Не исключено, что они пребывают в раю. Вы верите в такую возможность? Или Вы атеист?

Э.Б. – Многие люди высказываются за или против атеизма, но Бог отвечает: «Никаких комментариев»

М. – Что ж, Ему видней. Нам порой невозможно понять Божий промысел, глядя на этот безумный мир. Что скажете?

Э.Б. – Миром правит безумие. Будем бороться или присоединимся к нему?

М. – Не хотелось бы присоединяться к всеобщему безумию. Но часто чувствуешь себя так одиноко.

Э.Б. – Ты не одинок в своем одиночестве.

М. – Возможно. Но это не греет. Иногда чувствуешь себя совершенным неудачником, но потом посмотришь вокруг и видишь, скольким людям гораздо хуже, чем тебе.

Э.Б. – Насколько высоко ты находишься, зависит исключительно от того, что ты считаешь дном.

М. – Как это верно! Но мне уже не совершить в жизни чего-то значительного, о чем мечталось в юности. Вам знакомо это чувство?

Э.Б. – Я бы мог совершить великие дела, не будь я так занят совершением маленьких дел.

М. – Да, маленькие дела – всегда самые насущные, а все главное мы оставляем на потом. Что великие дела! Хотелось бы просто попутешествовать и посмотреть мир, да в молодости не было возможности, а с возрастом – и здоровья.

Э.Б. – Я бы охотно провел свою жизнь в путешествиях, будь у меня еще одна жизнь, чтобы провести ее дома.

М. – Конечно, и сидя дома, можно познавать жизнь, читая книги, приобщаясь к искусству, встречаясь с разными людьми. Но чем больше узнаешь, тем больше чувствуешь ограниченность своих знаний.

Э.Б. – Я знаю так мало, что не могу не поражаться тому, как много людей знают еще меньше.

М. – И меня это всегда поражает. Впрочем, и то, что знаешь, не всегда можешь вспомнить, не правда ли?

Э.Б. – Все уже нынче не то, что раньше, и прежде всего моя память.

М. – Да, с возрастом многое теряешь. Тем не менее, надо смотреть на мир с оптимизмом: нас ждут большие перемены. Вы согласны?

Э.Б. – В ближайшие недели я надеюсь узнать, что произойдет в ближайшие недели.

М. – Будем надеяться на лучшее. А теперь позвольте поблагодарить Вас, уважаемый мистер Брильянт, за приятную и содержательную беседу.