О гипнозе

Станислав Витюков
О гипнозе. (Джеймс К. Уокер)                Техника гипноза Кино и телевидение превратили классический метод введения в гипнотическое состояние (раскачивание какого-либо предмета на верёвочке перед глазами пациента) в стереотип. Хотя профессионалы  и могут загипнотизировать человека при помощи одного из вариантов этого метода, маятник сейчас используется весьма редко. Лесли М. Лекрон пишет: «Иногда для введения человека в гипнотическое состояние используются  те или иные приспособления, хотя в них нет никакой необходимости». Он рекомендует использовать сочетание таких методов как управление мысленными образами, визуализация, обратный счёт, фиксация глаз, контроль дыхания и лёгкое круговое раскачивание верхних частей тела гипнотизируемого по часовой стрелке (The Complete Guide to Hypnosis, pp. 63-71). Управление мысленными образами, считающееся одним с наиболее мощных методов введения в состояние гипноза, представляет собой рассказ пациенту о воображаемом путешествии, когда гипнотизёр мягким голосом рассказывает ему о прогулке по лесу или поездке на пляж. «Хорошо, теперь я хочу, чтобы вы представили себя гуляющем в парке в чудный летний день… Подойдите к гамаку, пусть ваше тело опуститься в него…». Во время сеанса пациенту даётся дополнительное внушение с целью углубить или усилить транс. «Прогуливаясь, вы чувствуете такой покой, такое расслабление..» (Rachel Copelan, How to Hypnotize Yourself and Others, pp. 94-95). Подобные упражнения иногда используются на рабочих местах и часто – в учебных заведениях (от детских садов до колледжей). Эту практику называют управляемой фантазией, управляемой медитацией, днём на пляже, мини – отпуском и т. д. Этот метод очень популярен, и весьма неприятно сознавать, что в большинстве популярных изданий он признаётся стандартной техникой введения в гипнотическое состояние. «Существуют много стилей погружения в гипноз; все они используют постепенное переключение внимание при уменьшении реакции на внешнее окружение… Часто погружение в гипнотическое состояние требует от человека сосредоточиться либо путём фокусирования взгляда на каком – то внешнем предмете (метод фиксации глаз), либо путём концентрации на чём-либо внутри себя: дыхании или либо другом ощущении (например, мышечном напряжении). Затем человеку ясно и спокойно внушается ощущение уюта, расслабления или покоя при помощи подходящих зрительных, слуховых и физических образов, таких как пляж, лестница и полёт на облаках» (Baker Encyclopedia of Psychology, p. 546).  Распространено заблуждение, что никого нельзя загипнотизировать против воли. В «Бейкеровской энциклопедии психологии» (Baker Encyclopedia of Psychology) отмечается, что это справедливо лишь отчасти. «Введение в гипнотическое состояние требует сотрудничества гипнотизёра и гипнотизируемого, и состоянию транса можно сопротивляться. Тем не менее, участие гипнотизируемого может и не быть сознательной реакцией, и люди могут входить в гипнотическое состояние, даже не сознавая этого. В этом отношении особенно известен Эриксон благодаря своему искусству…вводить человека в транс без предварительной подготовки и незаметно для него. Можно поспорить об этической стороне таких действий…» (“Hypnosis”, p. 544). Ввести человека в состояние гипноза можно без его ведома и согласия. Теоритически, внушения и приказы, данные человеку в состоянии транса, могут иметь далеко идущие последствия, благодаря такому феномену как постгипнотическое внушение.                Взгляд на гипноз с позиции Христианства                Дорогой читатель – гипноз, с человеческой точки зрения (это с греческого  (hypnos) это сон).  1. Это психофизическое состояние человека и высших животных, подобное сну или полусну, вызываемое внушением и сопровождающееся подчинением воле гипнотизёра.         2. Это воздействие, оказываемое на человека посредством внушения для приведения его в такое состояние: совершать какой – либо поступок непроизвольно, бессознательно.                3. Это сила влияния, воздействия кого – либо, чего – либо; полное подчинение кому – либо, чему – либо.                Транс – 1. Это психическое состояние отрешённости, отчуждённости от окружающего мира.                2. Это повышенное нервное возбуждение, крайнее расстройство.                3. Это безразличие к перемещению через что – либо; движение через какое – либо пространство, пересечение его.                4. Это выход за пределы чего – либо; следование за чем – либо, расположение за пределами чего – либо. В такое состояние попадает человек, в физическом плане, принимающий гипноз                Но Библия выступает, категорически, против обращения к «ворожеям» (nachash) и «обаятелям» (chabar): «Не должно находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожей, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзость пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет от лица твоего» (Втор.18:10-12). -  Все перечисленные в этих стихах мерзости или мерзкие дела, какие делали народы сии (т. е. хананеи), так или иначе связаны были с предсказанием будущего либо колдовством. Посредством колдовских ритуалов, представители этих народов пытались воздействовать на «богов» в желательном для себя направлении. Дорогой читатель, силой какого «бога» действует гипнотизёр? Он верит и призывает Бога, Творца? Подумаем, прежде чем, иметь встречу с ним! Ведь подобные дела запрещены Богом как: а) абсолютно безнравственные и б) лишённые смысла, ибо судьба человека зависит от того, исполняет ли он заповеди Господни и установленные Богом нравственно – этические законы, а ворожбе и ритуалам судьба не подвластна; кроме того, колдовская практика свидетельствует об отказе признать верховное владычество Господа. Люди, знакомые с оккультной практикой и случаями одержимости бесами, знают, что «дела», перечисленные выше, многих отдали во власть сатаны. Понятие «ворожбы», и «чародейства» выражает попытку контролировать поведение людей или их обстоятельства силой, полученной от злых духов (демонов). Понятие, которое по-русски тоже передаётся словами «чародейство», «ворожба», имеет, кроме того, аналог в евр. слове касап; под ним подразумевается практика колдовских бормотаний, смысл которых, часто, непосвящённому не ясен. «Произносящий заклинания» по-еврейски звучит как «завязывающий узелки» (хабар): своими колдовскими заклинаниями он «связывает» других людей. Для еврея было мерзостью оказаться причастным к подобным делам. В отличие от вовлечённых в чёрную магию хананеев, которые слушали своих «прорицателей», «чародеев» и «обаятелей», израильтянам предстояло слушать Господнего Пророка.                Браун, Драйвер и Бриггс отмечают, что древнееврейский корень chabar первоначально обозначал «объединять», «связывать» или «заклинать», но иногда он употреблялся применительно к заклинанию змей – практика, весьма сходна с гипнозом (A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament, p. 288).  Созвучный голос гипнотизёра во время сеанса внушения, древнееврейский корень nachash, который переведён в  Синодальном тексте словом «ворожея», несёт в себе смысл «говорить тихо и ласково; применительно к заклинанию змей, возможно, издавать тихие и нежные звуки». Змей, по – видимому, остаётся послушным своему старому хозяину, по Едемскоиу саду, при разговоре с Евой. (William Wilson, Wilson’s Old Testament Word Studies, p. 74). В Библии, однако, имеется масса  ясных предостережений от каких – либо оккультных занятий: «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26). Эти запреты, по – видимому, имели в виду языческие религиозные обычай, которых израильтянам следовало избегать. «Не обращайтесь к вызывающим мёртвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:31).  «Но внезапно, в один день, придёт к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих» (Ис.47:9). Халдей чрезмерно полагались на силу своих чародеев. Обращаясь к гордой, изнеженной и беспечной «царице», Исаия возвещает ей горькую участь «вдовы», которая «в одночасье» лишится своих детей. Это типичное для древнееврейских писаний иносказание бедствий, безысходного отчаяния. В ст.9 упоминается о «множестве чародейств». Здесь следует сказать, что в древнем Вавилоне широко практиковалась чёрная магия и разного рода заклинания.                «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавал себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он не малое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то крестились мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и крестившись не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» (Дея.8: 9-13). С именем Симона волхва (колдуна) связано много преданий. Полагали, что он: а) был основоположником ереси гностиков, б) что, явившись в Рим, он внёс свою немалую «лепту» в искажение христианской доктрины, и в) что он соревновался с ап. Петром, являя чудесные знамения, и потерпел поражение. Так или иначе, этот Симон самарянин волхвавал  и изумлял народ Самарийский. Его, творившего чудеса демонской силой, люди называли великой силой Божией. И сам он выдавал себя за кого-то великого. Итак, Симон долгое время привлекал людей действием своих чар. Но когда Филипп пришёл в Самарию и стал говорить о приближении Царствия Божиего и об Иисусе Христе, т. е. об Иисусе как о Мессии, то многие поверили ему. И, поверив, крестились и мужчины и женщины. Симон и Филипп резко противостоят друг другу. Оба они совершают чудеса, но Симон – бесовской силой, а Филипп – Божией силой. Характерно, что Симон превозносил при этом себя, а Филип – провозглашал Христа. Изумляясь колдовству Симона, люди, тем не менее, обратились, благодаря служению Филиппа, ко Христу. Удивительно, что и сам Симон… уверовал и крестился, и уже не отходил от Филиппа! Можно себе представить, какое впечатление произвело это на тех, кто «ходили за Симоном». Всё это ставит крест на участии христиан в тех аспектах гипноза, которые непосредственно связаны с оккультизмом (спиритизмом, вызыванием духов, путешествиями в прошлые жизни, гаданиями и т.п.). Всё это несёт в себе духовную опасность, потому что освобождает разум для неконтролируемых рассудком фантазий» (The Occult, p. 113). Никто не будет спорить с тем, что загипнотизированные люди способны принимать за истину всё, что внушает им гипнотизёр. Уже одно это обстоятельство создаёт потенциальную возможность для злоупотреблений и обмана. Некоторые исследователи –христиане идут ещё дальше и предупреждают, что на загипнотизированных людей может воздействовать не только голос гипнотизёра, но и другие голоса. Они полагают, что в состоянии транса человек более подвержен демоническому воздействию и даже одержимости – особенно, если в прошлом он занимался оккультизмом (Encyclopedia of New Age Beliefs, pp. 327-331). Гипноз можно косвенным образом связать с библейским предостережением против «ворожбы». Исторически он связан с языческими и оккультными практиками. Даже сторонники гипноза предупреждают о возможности его неправильного и неэтичного использования. Эти соображения в сочетании с отсутствием доказуемой и нейтральной, нерелигиозной теории гипноза говорят о потенциальной опасности гипноза, таким образом его  НЕЛЬЗЯ РЕКОМЕНДОВАТЬ КАК ДОБРО,               
Даля.