9, 25 Чёрное Озеро

Луцор Верас
     Многих диких животных я уважаю за то, что они  с честью несут достоинство свободных сущностей, не в пример двуногим скотам, страдающих раболепием. Человек – раб, который ищет себе господина на земле, под землёй, на небе и в других местах для того, чтобы поклоняться, унижаться и служить, выражая собачью сущность. Охотник убивает диких животных – божественно независимых сущностей, которые не могут оказать ему адекватного сопротивления, поэтому охоту я не люблю, а охотников не считаю человеками, но рыбу ловить мне нравится, и в этом нет преступления.
     Меня пригласили на рыбалку на Чёрное озеро. Чёрное озеро находится недалеко от озера Эворон на левом берегу реки Девятка. На моторной лодке мы приплыли к месту, от которого надо было пешком добираться до Чёрного озера. Причалив к берегу, мы оставили лодку, поднялись вверх по крутому склону на метр от уреза воды и вышли на равнину. В трёх километрах от нас виднелась горная гряда сопок. Мы прошли метров двадцать по твёрдой поверхности, и вышли на тёмно-зелёный ковёр травы. Под травой была вода кристальной чистоты. Постепенно я перестал под травой ощущать твёрдый грунт. Зелёный ковёр травы прогибался под ногами всё в большей степени. Ковёр прогибался, а сапоги погружались в кристально чистую воду выше щиколоток. Идти становилось всё труднее. Мой проводник меня предупредил:
     – Будь осторожен, смотри не провались. Под нами озеро. Мы идём по озеру. Если провалишься, то выплыть не сумеешь. Трава будет мешать. Мы ещё долго будем идти по этому ковру до чистой воды. Чёрное озеро под ковром травы сообщается с озером Эворон. Вся равнина, которую ты видишь вокруг себя, в прошлом была озером, но постепенно озеро зарастает. На сенокосе, где мы косим для животных траву, тоже под тонким слоем почвы находится озеро. Трактор едет, а почва под ним колышется так, что становится страшно. Теперь ты наглядно увидел и убедился в том, что озеро Эворон может быть многоэтажным. Вот, посмотри, щука лежит на траве.
     Недалеко от нас лежала живая щука. Она каким-то образом выскочила на ковёр, а вернуться назад в озеро не может. Никто щуку не поднял. Она так и осталась лежать на ковре травы в ожидании птиц, которые её съедят. Мы пришли к чистой воде. Озерцо чистой воды было небольшим – диаметром не более 60-ти метров. По берегам озера на зелёном ковре травы изредка росли высокие кусты красного тальника. Мы прошлись вдоль берегов этого чудного озера. В такт нашим шагам колыхалась вода в озере, колыхались и высокие кусты тальника. Мне расхотелось ловить здесь рыбу. Я захотел поскорее покинуть это неуютное и тревожное место, и сказал об этом своему проводнику,
     Местность в районе озера Эворон – интересный объект для геологов. Животный мир дикой природы возле озера нельзя назвать богатым. Возможно, виноваты в том суровые климатические условия но, скорее всего, виноват человек.
     Магазины этого края не блещут изобилием. Здесь минимум предметов первой необходимости. Одежда и обувь продаётся тех моделей, которые были модными в европейской части страны двадцать лет назад. Хорошо живётся промышленникам в огромной монетарной державе с закрытым рынком. Можно десятилетиями выпускать продукцию без изменения моделей и технологий, «царствуя лёжа на боку», ибо есть куда сплавлять по высоким ценам морально устаревший товар и имеющий копеечную себестоимость.
     В продовольственных магазинах нет мяса и нет рыбы. Иногда привозят «деликатесную» колбасу из Комсомольска-на-Амуре. Колбаса зелёного цвета и имеет такой неприятный запах тухлого мяса, что у меня вызывает тошноту и рвоту. За этой колбасой стоят люди в очереди.
     – Колбасу кушать не опасно, так как на мясокомбинате в неё добавляют консервант, – говорили мне местные жители. 
     Жители Сибири любят кушать мясо и рыбу «с душком», в «деликатесном» виде. Возможно, они научились этому у медведей. Медведи, забив крупное животное, забрасывают его сверху кучей хвороста и ждут, пока туша протухнет, а потом едят тухлое мясо. В мою молодость на Урале местные мальчишки пообещали угостить меня местным деликатесом из тайменя. Мне принесли банку с кусками засоленной рыбы таймень. Я наклонился к банке, а затем от запаха протухшей рыбы меня стошнило. Моей реакцией на «деликатес» мальчишки были неприятно удивлены. После этого случая я два дня не смог ничего кушать и пару месяцев меня преследовал фантом этого «деликатесного» запаха.
     В Комсомольске-на-Амуре, в Амурске и во всех остальных населённых пунктах этого края основной пищей у людей была картошка, капуста и макаронные изделия. Люди вынуждены охотиться, убивать, ловить и есть всё, что движется. Раз движется, значит можно кушать. Молоденькая лосиха, ещё телёнок, приходила к людям в сельхоз «Харпичан». Она, вероятно, осиротела, оставшись без мамы, а люди её подкармливали. Доверчивое отношение к людям привело её к трагедии – она исчезла. Агрессивное отношение людей к природе вызвало ответную агрессию диких животных. Всюду, где мне приходилось бывать в таёжных местах России, медведи вели себя миролюбиво. Медведи иногда заходили в жилые посёлки, но не трогали, ни собак, ни людей. На Дальнем Востоке живут чёрные гималайские медведи с белым треугольным пятном на груди и бурые – сибирские медведи. На Дальнем Востоке медведи агрессивные и нападают на людей.
     Для меня алкоголь имеет такое же значение, как и погода на планете Марс. Я могу пить и могу не пить. Алкоголь для меня безразличен, но я ценю высококачественные и редкие вина, которые люблю смаковать, но не напиваться допьяна. Русские же люди не пьют алкоголь, а жрут его, и мне кажется, что если русский человек проживёт без алкоголя более месяца, то он умрёт от тоски по любимому зелью.
     Однажды группа геологов-разведчиков работала в тайге. Потребность в алкоголе заставила их отправить двух человек за алкоголем в населённый пункт, до которого было около семидесяти километров. Два человека ушли в тайгу, взяв с собой карабин для защиты от медведей. Они ушли навсегда, безвозвратно. Охотники с егерем начали поиски пропавших в тайге людей. По следам егерь привёл охотников к останкам двух человек. Медведь следил за геологами. Он выбрал удобное место, где и напал на сзади идущего с карабином геолога. Убив геолога с карабином, медведь догнал второго, безоружного геолога и тоже убил его.
Приручить или поработить – значение одно и то же. Я часто задумывался об этом. Человек несёт ответственность за тех, кого он приручил или поработил – это крайне справедливо. К сожалению, люди не задумываются о том, что они, поработив или приручив кого-то, превращают его в потенциального иждивенца и разбойника.
     Группа геологов, работала на берегу озера Эворон. Места здесь красивые, а рыбы в озере столько, что ловится она почти на голые крючки. Геологи жили в палатках. Снабжение у геологов было отличное: американские и аргентинские мясные консервы, сгущённое молоко, компоты, варенье и повидло, мучные и макаронные изделия – всё это у геологов было в избытке, а тут ещё и множество рыбы в озере. Геологи готовили себе еду на костре. Кушать геологам в лагере приходилось только утром и вечером, когда они приходили с полевых работ, а питались геологи в обед на полевых работах консервами. Однажды вечером, когда геологи приготовили себе горячую пищу и сели кушать, к ним из тайги пришёл молодой медведь и сел неподалеку от геологов. К счастью геологи не всполошились и не взяли в руки карабины. Убедившись в том, что медведь ведёт себя миролюбиво, геологи налили ему в миску порцию еды. Медведь покушал и ушёл в тайгу. Теперь медведь приходил к геологам регулярно каждое утро и каждый вечер за едой. Геологи вынуждены были его кормить. К начальнику этой же геологической экспедиции на летние каникулы приехал племянник. Житель Харпичана на моторной лодке вечером доставил этого парня к лагерю геологов.
     Приезд парня в лагерь геологов был неожиданным – для него еду не готовили. К вечерней трапезе пришёл из тайги и медведь. Та порция, которую обычно отдавали медведю, теперь досталась парню, а медведь остался голодным. Медведь дождался, когда закончится вечерняя трапеза. Оставшись голодным, медведь, недовольно урча, ушёл в тайгу, а утром к завтраку медведь не пришёл.
     – Не нравиться мне это. Будут неприятности. Собирайся, ты пойдёшь с нами на полевые работы. Тебе оставаться в лагере опасно, – сказал своему племяннику начальник экспедиции.
Когда геологи вернулись вечером в лагерь, то увидели картину ужасного разгрома – в лагере хозяйничал медведь. Он разорвал палатки и мешки с провизией. Перебив стеклянные банки с вареньем и повидлом, медведь сильно испачкал свою шубу этими сладостями. Разрывая подушки, медведь разбрасывал вокруг себя перья. Перья прилипали к испачканному вареньем медведю. С прилипшими к нему перьями, медведь был похож на сказочного зверя. Геологи начали стрелять из карабинов в воздух. Медведь прекратил разбой, и ушёл в тайгу. После этого случая медведь к геологам больше не приходил. Всякий раз, вспоминая этот случай, местные жители называли этого медведя «Чудо в перьях».
     Советские научные работники утверждают, что тигры на Сахалин и на север до Комсомольска-на-Амуре не доходят, но это не так. На Сахалине и севернее Комсомольска-на-Амуре тигры всё же бывают. На реке Эвур в капкан на медведя попалась тигрица, а это уже не Комсомольск-на-Амуре – это уже на двести километров севернее его. Охотникам пришлось тигрицу пристрелить, но за это их судили. В посёлке Хурмули находится отделение милиции, в сферу деятельности которого попадает и посёлок Харпичан. Я задал начальнику отделения милиции в Хурмулях вопрос:
     – За убийство человека в ваших краях дают восемь лет, а за убийство тигра присуждают двенадцать лет и штраф в десять тысяч рублей. Почему тигр дороже человека?
     Он мне ответил:
     – Тигр, редкое животное, охраняемое законом, а человек, злобное, агрессивное и вредное существо. К тому же, люди в этих краях и так живут в лагерных условиях. Они уже отбывают срок, не зная за что. Учитывая всё это, за убийство вредного существа можно было бы и премию давать.