Отличие ума от разума. Талант и его назначение

Николай Павлович Кормаков
       Дорогой мой, можно быть умным  и быть подлецом. Существует разница между умным и разумным.
Ум относится к интеллекту, душевной данности. Разум же есть духовная данность, сопряженная с мудростью.  Можно еще сказать, что разум есть добрый ум, т.е. ум с любовью. Интеллект же (ум в нашем понимании) это способность поиска решения без оглядки на его духовную ценность. Не имею в виду застывшую мораль, а движения живого сердца.
Если ум есть данность натуральная, тварная, то разум есть добродетель, т.е. дар Божественной благодати Святого Духа, Бога, данность нетварная.
Если с помощью разума человек способен познавать Бога и Его творение, то с помощью интеллекта - лишь выискивать связи и закономерности в тварном.

Если функция мудрости есть способность вИдения истины в любой ситуации, а потому - возможность принимать правильные решения, то функция разума есть мудрый контроль над собственным сознанием - способность использовать мудрость в собственном принятии решения, т.е. в поступке. Поступить разумно значит реализовать правду в действительности, т.е изменить ситуацию согласно мудрости. Поэтому "поступить мудро" есть синоним слова "поступить разумно".
Иными словами, мудрость есть видение истины, а разум есть исполнение ее, что и называется правдой. Поэтому Божественные добродетели мудрость и разум идут всегда вместе.
Сила разума, как управителя сознания, заключается в решительности и мужестве. Если они слабы, то человек, даже видя и сознавая истинное положение дел, поступить правильно иногда не в состоянии.

       Понятие таланта пришло в наш язык из Библии, точнее из Нового Завета, из притчи Господа Иисуса Христа о талантах: Бог каждому дает дары по его способностям донести их другим людям, которые таковых не имеют. Чем большему количеству людей этому талантливому человеку удастся помочь, тем выше прибыль ему дается (в очах Божьих). Человек же, использовавший свой талант исключительно для себя, уподобляется человеку, зарывшему свой талант в землю, т.о. с прибытком (т.е. с другими людьми) он его принести Богу (по отшествию из этой жизни) не может: возвращает Ему лишь то, что получил сам. Такое эгоистичное обладание талантом есть грех против любви. Это то же, что встречать своего жениха со светильником, в который перед этим не удосужиться налить масла.

       Человек поставлен Богом владыкою над всем земным, т.е. материальным творением, поэтому, все, что мы ни видим своими глазами предоставлено нам Богом. То, чем мы можем обладать, дается нам для удовлетворения своих потребностей. То, что мы можем только наблюдать, дается нам для удовлетворения наших познавательных способностей, чтобы во всем, восхищаясь красотой, которую Бог предоставил нам во владение, славить Божью любовь к нам, славить Его дивную премудрость и бездонное Милосердие.

       Бог Един, так, дорогой мой. Это самое важное для нас знание. Человеку много приходиться ставить для себя ориентиров в этой жизни, однако солнце, к теплу которого он всегда стремиться, это Любовь, живущая в глубине его сердца. Если он откроет Ей двери своего сердца, даст возможность ей развиваться делами своей жизни, то жизнь его не будет напрасна.